Шпаргалка по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Возрастает роль социологии, поскольку она способна дать знания о реальном состоянии общества, изменения в нем, новые процессы и явления, с которыми мы не встречались раньше. Социология также поможет выяснить тенденции развития на будущее, выработать научно обоснованный прогноз на ближайшие годы и более отдаленную перспективу.
Особенно важное значение социология имеет в подготовке молодых

Файлы: 1 файл

Вопросы.docx

— 83.83 Кб (Скачать файл)
  • изменять формулировки вопросов;
  • толковать ответы на вопросы;
  • изменять порядок вопросов в анкете;
  • пропускать вопросы (если это заранее не оговорено).

 
Помимо интервью применяется анкетирование. 
 Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондента. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов:

  • вводная часть;
  • основная часть;
  • паспортичка — объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т. д.).

22. Проблема и проблемная ситуация  в социологическом исследовании.

Проблемная  ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны). 

Проблема  — это всегда противоречие между  знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Проблема  - отражение проблемной ситуации, возникающей в процессе  социального развития.

 

  1. Классификации методов социологического исследования.

Методы социологического исследования 
 Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах.

 
  Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами:

      1. информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц;
      2. события фиксируются в момент их совершения;
      3. регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания.

В то же время возможны искажения  реальной действительности в субъективных оценках исследователя. 
 Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются. 
 

Изучение документов. Документом в конкретном социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном пли печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке. 

Опрос. 
Выделяют следующие виды опросов:

    • опрос по месту работы;
    • опрос по месту жительства;
    • опрос в специальном месте.

Опрос бывает в виде анкетного опроса и интервью. 
Сначала рассмотрим метод интервью: 
 Интервью – заранее запрограммированное целенаправленная беседа с респондентом. 
 Виды интервью:

  • свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов, применяется на начальной стадии исследования;
  • глубинное интервью применяется для выяснения общественного мнения по определенному кругу вопросов;
  • фокусированное (направленное) интервью изучает общественное мнение о конкретном факте (событии, ситуации).

 Особенности интервью:

  • для проведения интервью выбирается время, наиболее удобное для респондента.
  • задача интервьюера (опрашивающего) состоит в том, чтобы максимально непредвзято и объективно зафиксировать ответы, во время опроса создавать благоприятную атмосферу и т.д.
  • вопросы интервью могут иметь «открытый» или «закрытый» характер: открытый характер – набор открытых вопросов, фиксируемых полностью; закрытый (стандартизированный) характер – респондент отвечает на анкету, состоящую преимущественно из закрытых вопросов (например, перепись населения).

 
Действия, запрещенные интервьюеру  при проведении опроса:

  • изменять формулировки вопросов;
  • толковать ответы на вопросы;
  • изменять порядок вопросов в анкете;
  • пропускать вопросы (если это заранее не оговорено).

 
Помимо интервью применяется анкетирование. 
 Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондента. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов:

  • вводная часть;
  • основная часть;
  • паспортичка — объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т. д.).

 

24. Общее понятие метода опроса  в социологическом исследовании. 

     Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование  представляет собой личное общение  социолога с респондентом, когда  он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Существует  несколько разновидностей интервьюирования:

    • Прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону);
    • Формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление);
    • Свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

Данный вид  опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с  тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению  менее искренних ответов. В настоящее  время широкое распространение  получило телефонное интервью.

Особым видом  опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод  экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе  исследования, как к одному из методов  контроля, проверки полученной информации.

Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные  специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными  методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических  данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов  на основе их аттестации другими людьми.

Метод опроса экспертов широко используется в  отечественной и зарубежной социологической  практике. Он очень эффективен в  сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных и финансовых затрат. Социологи, тем не менее, считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.

  1. Общее понятие методов наблюдения и эксперимента в социологическом исследовании

  Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Наблюдение, т. е. прямая регистрация событий  социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами:

      1. информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц;
      2. события фиксируются в момент их совершения;
      3. регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания.

В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя. 
 Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при  изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и  при монографическом исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (например, землетрясение), сильное нагнетание страстей в обществе (например, межнациональные конфликты), наблюдение становится чуть ли не единственно возможным подходом к изучению социальной реальности.

Схематично можно выделить несколько  типов социальных явлений, могущих  стать объектами наблюдения: отдельные  действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).

Виды наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения:

    • полное участие наблюдателя в ситуации;
    • участник ситуации как наблюдатель;
    • наблюдатель как участник;
    • полностью наблюдатель.

Полное участие в  ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Примером этой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения.

Ситуация “участник как наблюдатель” характеризуется включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.

Ситуация “наблюдатель как участник” означает, что наблюдатель - прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. Примерами этой разновидности метода наблюдения могут служить хронометраж затрат времени, моментные наблюдения.

И, наконец, в позиции полного наблюдения исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем.

Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность  уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу.

Среди недостатков, прежде всего, следует  отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые, в основном, можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения  определенной доли субъективности в  существо метода и меньшими, чем  в других случаях, возможностями  широкого обобщения результатов  исследования.

Эксперимент в социологии

Эксперимент - это метод сбора  и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных  связей между явлениями. Обычно эта  проверка производится путем вмешательства  экспериментатора в естественный ход  событий.

Социальный эксперимент выполняет  две основные функции:

    • достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности
    • проверка научной гипотезы.

26. Методика и техника социологического исследования.

Методология - наука о методе; система наиболее общих принципов, подходов, методов, составляющих основу данной научной  области; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

Метод в социологии - основной способ сбора, обработки  и анализа данных. Метод - способ познания, исследования явлений природы  и общественной жизни с целью  построения и обоснования системы  знания.  Метод - сознательно и  последовательно применяемый способ достижения цели. Метод должен соответствовать  предмету изучения. Прежде чем использовать метод, ученый должен знать контекст, применимость метода.

Методика - совокупность технических приемов, связанных с применением конкретного метода. Методика - приложение метода к конкретной ситуации, следующий шаг, шаг детализации действий. Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая конкретные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"