Система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, реферат

Описание работы

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

Файлы: 1 файл

Реферат Образование.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Реферат: Образование

 

1. Образование  как социальный институт

 

 Социальный  институт - это организованная система  связей и социальных

 норм, которая  объединяет значимые общественные  ценности и процедуры,

 удовлетворяющие  основным потребностям общества. Любой функциональный

 институт  возникает и функционирует, выполняя  ту или иную социальную

 потребность. 

 

 Каждый  социальный институт имеет как  специфические особенности, так  и

 общие  признаки с другими институтами.

 

 Признаками  института образования являются:

 

 установки и образцы поведения  - любовь к знаниям, посещаемость

 

 символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

 

 утилитарные культурные черты  - классы, библиотеки, стадионы

 

 кодекс устный и письменный - правили учащихся

 

 идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство

 при обучении

 

 Образование представляет собой  социальную подсистему, имеющую  свою

 структуру. В качестве ее  основных элементов можно выделить

 учебно-воспитательные учреждения  как социальные организации, социальные

 общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной

 деятельности.

 

2. Основные виды образования 

 

 Система образования структурирована  и по иным принципам, она  включает

 ряд звеньев: систему дошкольного  воспитания, общеобразовательную школу,

 профессионально-техническое образование,  среднее специальное

 образование, высшее образование,  послевузовское образование, систему

 повышения квалификации и  переподготовки кадров, образование  по

 интересам.

 

 Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что

 основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие

 нравственные качества закладываются  еще в раннем детстве.

 

 В целом значение дошкольного  воспитания недооценивается. Слишком  часто

 упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека,

 на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека. И суть

 не в количественных показателях  «охвата» детей или удовлетворения

 желаний родителей. Детские  сады, ясли, комбинаты — не просто средство

 «присмотра» за детьми, здесь  происходит их умственное, нравственное  и

 физическое развитие. С переходом  к обучению детей с 6 лет  детские сады

 столкнулись с новыми для  себя проблемами — организацией  деятельности

 подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный

 ритм жизни, иметь навыки  самообслуживания.

 

 С точки зрения социологии  особую значимость приобретает  анализ

 ориентированности общества  на поддержку дошкольных форм  образования, на

 готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду

 и рациональной  организации своей общественной  и личной жизни. Для

 познания  специфики этой формы образования  особо значима позиция и

 ценностные  ориентации тех людей, которые  занимаются с детьми —

 воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности,

 понимания  и стремления выполнить возлагаемые  на них обязанности и

 надежды.

 

 В отличие  от дошкольного образования и  воспитания, которое охватывает  не

 каждого  ребенка (в 1992 г. в детсадах  находился только каждый второй

 ребенок), средняя общеобразовательная школа  нацелена на подготовку к

 жизни  всего без исключения подрастающего  поколения. В условиях

 советского  периода, начиная с 60-х годов,  осуществилась реализация

 принципа  всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения

 молодежи  «равного старта» при вступлении  в самостоятельную трудовую

 жизнь.  В новой Конституции РФ такое  положение отсутствует. И если  в

 советской школе из-за требования  дать каждому молодому человеку  среднее

 образование процветали процентомания,  приписки, искусственное завышение

 успеваемости, то в российской  школе растет число бросивших  школу (по

 данным экспертов, в 1997 г.  не училось 1,5—2 млн. детей), что со

 временем скажется на интеллектуальном  потенциале общества.

 

 Но и в этой ситуации  социология образования по-прежнему  нацелена на

 изучение ценностей общего  образования, на ориентиры родителей  и детей,

 на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо  окончание

 общеобразовательной школы  оказывается для молодого человека одновременно

 и моментом выбора будущего  жизненного пути, профессии, рода  занятий.

 Останавливаясь на одном  из вариантов, выпускник школы  тем самым отдает

 предпочтение тому или иному  виду профессионального образования.  Но что

 движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что

 влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение  жизни — это одна из

 важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование

 профессионального образования  — профессионально-технического, средне

 специального и высшего.

 

 Профессионально-техническое образование  самым непосредственным образом

 связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно

 быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно

 осуществляется в рамках крупных производственных организаций или

 государственной системой образования.  Возникнув в 1940 году как

 фабрично-заводское ученичество  (ФЗУ), профессионально-техническое

 образование прошло сложный  и извилистый путь развития. И  несмотря на

 различные издержки (попытки  перевести всю систему на сочетание  полного и

 специального образования в  подготовке необходимых профессий,  слабый учет

 региональных и национальных  особенностей), профессионально-техническая

 подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для

 социологии образования важны  знание мотивов учащихся, эффективность

 обучения, его роли в повышении  квалификации и реального участия  в

 решении народнохозяйственных  проблем.

 

 Вместе с тем социологические  исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е

 годы по-прежнему фиксируют  сравнительно невысокий (а по  ряду профессий

 низкий) престиж этого вида  образования, ибо ориентация выпускников  школы

 на получение высшего, а  затем средне специального образования  продолжает

 преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования,

 для социологии важны выявление  социального статуса этих видов  обучения

 молодежи, оценка возможностей  и роли в будущей взрослой  жизни,

 соответствие субъективных  устремлений и объективных потребностей

 общества, качество и эффективность  подготовки. В 1995 году 27 млн.

 молодых людей в возрасте  от 12 до 22 лет учились, из них  16% были

 студентами вузов и техникумов.

 

 Особо остро стоит вопрос  о профессионализме будущих специалистов, о том,

 чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям

 сегодняшнего дня. Однако  и исследования 80-х, и исследования 90-х годов

 показывают, что в этом отношении  накопилось немало проблем. Продолжает

 оставаться, как свидетельствуют  результаты социологических исследований,

 невысокой устойчивость профессиональных  интересов молодых людей. По

 исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою

 профессию. По данным опроса  выпускников техникумов в Москве, только 28%

 из них спустя три года после получения

 

3. Функции образования 

 

3.1 Социальные функции системы  образования

 

 Ранее говорилось о том,  что образование связано со  всеми сферами

 общественной жизни. Реализуется  эта связь непосредственно через

 личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные

 социальные связи. Образование  является единственной специализированной

 подсистемой общества, целевая  функция которой совпадает с  целью

 общества. Если различные сферы  и отрасли хозяйства производят

 определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для

 человека, то система образования  «производит» самого человека,

 воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и

 физическое развитие. Это определяет  ведущую социальную функцию

 образования — гуманистическую.

 

 Гуманизация — объективная  потребность общественного развития, основной

 вектор которого — направленность  на (человека. Глобальный технократизм

 как метод мышления и принцип  деятельности индустриального общества

 дегуманизировал социальные  отношения, поменял местами цели и средства. В

 нашем обществе человек, провозглашавшийся  как высшая цель, на деле был

 превращен в «трудовой ресурс».  Это нашло отражение в системе

 образования, где школа свою  главную функцию видела в «подготовке  к

 жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность.

 Ценность личности как неповторимой  индивидуальности, самоцели

 общественного развития была  отодвинута на дальний план. Ценился  прежде

 всего «работник». А поскольку  работника можно заменить, отсюда возник

 антигуманный тезис о том,  что «незаменимых людей нет». В сущности

 получалось, что жизнь ребенка,  подростка — это еще не полноценная  жизнь,

 а только подготовка к  жизни, жизнь начинается с вступления  в трудовую

 деятельность. А что же с  завершением ее? Не случайно в общественном

 сознании складывалось отношение  к старикам, инвалидом как к

 неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время  ситуация в

 этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании  дегуманизации

 общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

 

 Рассматривая гуманистическую  функцию, следует сказать о  том, что это

 понятие наполняется новым  содержанием. Гуманизм в его  классическом,

 антропоцентристском понимании  в современных условиях ограничен и

 недостаточен, не соответствует  концепции устойчивого развития, выживания

 человечества. Сегодня человек  рассматривается как открытая  система с

 позиций ведущей идеи конца  второго тысячелетия — идеи  коэволюции.

 Человек не центр Вселенной,  но частица Социума, Природы, Космоса.

 Поэтому правомерно говорить  о неогуманизме. Если обратиться  к различным

 звеньям системы образования,  то с наибольшей полнотой неогуманистическая

 функция призвана реализовываться  в системе дошкольного воспитания  и в

 общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших

 классах. Именно здесь закладываются  основы интеллектуального,

 нравственного, физического  потенциала личности. Как показывают  последние

 исследования психологов и  генетиков, интеллект человека  на 90%

 сформирован уже к 9-летнему  возрасту. Но здесь мы сталкиваемся  с

 явлением «перевернутой пирамиды».  Как раз эти звенья в самой  системе

 образования рассматриваются  как неосновные, а на первый  план (по

 значимости, финансированию и  т. д.) выходят профессиональное, среднее и

 высшее образование. В результате  социальные потери общества велики  и

 невосполнимы. Для решения проблемы  необходимы: преодоление

 предметоцентристского подхода  в образовании, прежде всего  в

 общеобразовательной школе;  гуманитаризация и гуманизация образования,

 включающие наряду с изменением  содержания образования и изменение

 отношений в системе учитель  — ученик (от объектных к

 субъектно-объектным).

 

 Формирование образовательных  общностей, связанных

 включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к

 образованию, и их воспроизводство.

 

 Гомогенизация общества через  организованную социализацию

 индивидов — привитие сходных  социальных характеристик во  имя

 целостности общества.

 

 По мере того, как в обществе  все большее количество

 достижимых статусов обусловлено  образованием, все более зримой 

 становится и такая функция  образования, как активизация  социальных

 перемещений. Образование во  всем мире закономерно становится  главным

 каналом социальных перемещений,  как правило восходящих, ведущих

 индивидов к более сложным  видам труда, большим доходам  и престижу.

 Благодаря им классовая структура  становится более открытой, социальная

 жизнь — более эгалитарной,  а неблагоприятные различия в  развитии

 разных социальных групп реально смягчаются.

Информация о работе Система образования