Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, реферат
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
Реферат: Образование
1. Образование как социальный институт
Социальный институт - это организованная система связей и социальных
норм, которая
объединяет значимые
удовлетворяющие
основным потребностям
институт
возникает и функционирует,
потребность.
Каждый
социальный институт имеет как
специфические особенности,
общие
признаки с другими
Признаками
института образования
установки и образцы
символические культурные
утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
кодекс устный и письменный - правили учащихся
идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство
при обучении
Образование представляет
структуру. В качестве ее
основных элементов можно
учебно-воспитательные
общности (педагоги и учащиеся),
учебный процесс кок вид
деятельности.
2. Основные виды образования
Система образования
ряд звеньев: систему
профессионально-техническое
образование, высшее
повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по
интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности
нравственные качества
В целом значение дошкольного
воспитания недооценивается.
упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека,
на которой закладывается
первооснова личностных
не в количественных
желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство
«присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и
физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады
столкнулись с новыми для
себя проблемами —
подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный
ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ
ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на
готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду
и рациональной
организации своей
познания
специфики этой формы
ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми —
воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности,
понимания
и стремления выполнить
надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не
каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй
ребенок),
средняя общеобразовательная
жизни
всего без исключения
советского
периода, начиная с 60-х годов,
принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения
молодежи
«равного старта» при
жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в
советской школе из-за
образование процветали
успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по
данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со
временем скажется на
Но и в этой ситуации
социология образования по-
изучение ценностей общего
образования, на ориентиры
на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно
и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.
Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает
предпочтение тому или иному
виду профессионального
движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что
влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из
важнейших проблем социологии.
Особое место занимает
профессионального
специального и высшего.
Профессионально-техническое
связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно
быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно
осуществляется в рамках крупных производственных организаций или
государственной системой
фабрично-заводское
образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на
различные издержки (попытки
перевести всю систему на
специального образования в
подготовке необходимых
региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая
подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для
социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность
обучения, его роли в повышении
квалификации и реального
решении народнохозяйственных проблем.
Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е
годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий
низкий) престиж этого вида
образования, ибо ориентация
на получение высшего, а
затем средне специального
преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования,
для социологии важны
молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни,
соответствие субъективных
устремлений и объективных потр
общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн.
молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были
студентами вузов и
Особо остро стоит вопрос
о профессионализме будущих
чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям
сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов
показывают, что в этом отношении
накопилось немало проблем.
оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований,
невысокой устойчивость
исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою
профессию. По данным опроса
выпускников техникумов в
из них спустя три года после получения
3. Функции образования
3.1 Социальные функции системы образования
Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами
общественной жизни.
личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные
социальные связи.
подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью
общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят
определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для
человека, то система образования «производит» самого человека,
воздействуя на его
физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию
образования — гуманистическую
Гуманизация — объективная
потребность общественного
вектор которого —
как метод мышления и принцип
деятельности индустриального
дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В
нашем обществе человек,
превращен в «трудовой ресурс»
образования, где школа свою
главную функцию видела в «
жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность.
Ценность личности как
общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде
всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник
антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности
получалось, что жизнь ребенка,
подростка — это еще не
а только подготовка к
жизни, жизнь начинается с
деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном
сознании складывалось
неполноценным членам
этом плане не улучшилась,
приходится говорить о
общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это
понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом,
антропоцентристском
недостаточен, не соответствует
концепции устойчивого
человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с
позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволюции.
Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса.
Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным
звеньям системы образования,
то с наибольшей полнотой
функция призвана
общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших
классах. Именно здесь
нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние
исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90%
сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с
явлением «перевернутой
образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по
значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и
высшее образование. В
невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление
предметоцентристского
общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования,
включающие наряду с
отношений в системе учитель — ученик (от объектных к
субъектно-объектным).
Формирование образовательных общностей, связанных
включенностью в образовательн
образованию, и их
Гомогенизация общества через организованную социализацию
индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя
целостности общества.
По мере того, как в обществе все большее количество
достижимых статусов
становится и такая функция образования, как активизация социальных
перемещений. Образование во
всем мире закономерно
каналом социальных
индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу.
Благодаря им классовая
жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии
разных социальных групп реально смягчаются.