Система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, реферат

Описание работы

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

Файлы: 1 файл

Реферат Образование.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 старшеклассников, учащихся ПТУ,  студентов в решении конкретных

 научно-производственных задач.  Опыт многих школ свидетельствует,

 например, о плодотворных результатах  участия подростков в

 опытно-экспериментальном производстве (особенно в сельском хозяйстве),

 проверке новых технологий, материалов, приемов труда и т.п.  В средних

 специальных и высших учебных  заведениях поощряется участие  молодежи в

 научно-исследовательской и  проектно-конструкторской работе, в выполнении

 договоров с предприятиями.

 

 В последнее время общественность  совместно с работниками народного

 образования живо обсуждает  возможности и перспективы организации

 школьных кооперативов. И не  столько ради укрепления материальной и

 финансовой базы (хотя и это  важно), сколько ради быстрейшего  вхождения

 ребенка в реальную жизнь,  в повседневные заботы старшего  поколения.

 

 В этой связи хотелось  бы напомнить некоторые факты  из истории. Первые

 школьные кооперативы появились  в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912

 году Всероссийская выставка  рассказала о кооперативах из  Киева и

 Могилева. Революция детскую  кооперацию не отменила. В 1924 году, по

 данным Центросоюза, действовало  более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций,

 более 50 тыс. мальчишек и девчонок равнялись в своей работе на взрослых.

 В 1925 году в некоторых областях  детские кооперативы объединяли  по

10—11% школьников.

 

 Цели тогдашней кооперации  были в основном, что называется,

 «снабженческими»: обеспечить  ребят учебной литературой, дешевыми

 тетрадями и ручками. Причем  иногда удавалось снизить цену  учебника сразу

 наполовину. Дети бедняков вообще  получали их бесплатно. Мало  того, в

 больших кооперативах продавали  ребятам горячие завтраки, булки,  чай,

 создавали буфеты и столовые. Стоит отметить, что сегодня отнюдь не все

 школы этим могут похвастаться.

 

 В целом существующая система  образования, ее многообразные  звенья

 представляют собой весьма  противоречивую картину, в которой  позитивные

 сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными

 тенденциями.

 

 По-прежнему остро стоит вопрос  о концепции народного образования,  его

 дальнейшем функционировании. Основной упор делается на  содержание

 образования, на активные  способы ввода ребенка в мир  как единое целое.

 Во главу угла ставятся  не отдельные школьные предметы, не количество

 часов на те или иные  дисциплины и даже не объем  информации, а поиск

 новых способов организации  образования, при которых в  сознании ребенка

 установилось бы как можно  больше прямых, личностных связей с

 мировоззрением. Именно в этом  подлинное богатство, целостность  и

 единство личности, залог ее  истинной свободы. И напротив, чтобы

 управлять человеком, манипулировать  им, необходимо расчленить это

 единство, разорвать его и  противопоставить личное — общественному,

 политическое — нравственному,  профессиональное — человеческому.  Это с

 успехом делала авторитарная  школа, меняя эти части местами,  сталкивая их

 и устанавливая произвольно  их приоритет.

 

 Преодоление инерции общественного  сознания в оценке образования,

 возникающих в нем «перекосов»  — дело непростое. Успех здесь  определяется

 прежде всего сдвигами в  социально-экономических условиях  общества. Но

 воспитательные усилия школы  могут дать значительный опережающий  эффект,

 если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал

 органически увязывается с  интересами людей, социальных  и демографических

 групп населения, если школа  работает в этом направлении  в тесном

 контакте с родителями, с  общественными организациями.

 

 Понятно, что поиск наиболее  рациональных путей обновления  всех ступеней

 народного образования потребует  от социологии еще больших  усилий по

 всестороннему анализу реального  положения, определения тенденций  его

 развития, а также участия  в решении назревших проблем формирования

 интеллектуального потенциала  страны.

 

 Вместе с уже известным  переосмыслением школьного образования

 представляется необходимым  проанализировать с мировоззренческой  точки

 зрения современные проблемы  школы. Большинство серьёзных ученых,

 философов и социологов, приверженцев  различных теоретических взглядов,

 совпадают во мнении, что  сегодня человечество находится  в переходном

 периоде, в преддверии новой  цивилизации, неся в своем сознании  способы

 мышления и деятельности  старой, так называемой техногенной цивилизации,

 фундаментальную основу которой  составляет принцип рациональности  и

 построенная в соответствии  с ним характерная картина  мира. Глобальные

 цивилизационные сдвиги, которые  мы сейчас наблюдаем, ставят  под сомнение

 не только само биологическое существование человеческой особи, но и

 правомерность следования в  развитии человечества рационалистическому

 мировоззрению. Резко увеличивается  биосоциальная нагрузка на личность.

 Образование являясь "культурным  орудием", без которого "наша

 сознательная жизнь и психика,  предоставленные природным процессам,

 являли бы собой хаос и  беспорядок", имеет нададаптивный  характер,

 приобщая молодое поколение  к культуре вчерашнего и сегодняшнего  дня,

 формируя мировоззрение дня  завтрашнего. Поэтому понятие существования не

 только имеет биологическое  значение, оно подразумевает весь  понятийный

 аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в

 способах взаимодействия с  окружающей действительностью и  в определении

 своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория

 органически вплетается в  ткань образовательного процесса  школы. "мы

 должны не только учить  молодое поколение выживанию  в экстремальных

 социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем своеобразную

 культуру существования в  мире, в обществе, включенном не  только в

 глобальные "земные", но и  космические, вселенские процессы...". Понятие

 социализации как функции  образования, понимаемое как "процесс  и

 результат включения растущего  человека в общество, благодаря усвоению и

 более или менее активному  воспроизводству личностью социального  опыта,

 исторически накопленной культуры...", сегодня должно быть расширено  до

 уровня усвоения и включения  личности в общецивилизационное

 мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и

 определяющим фактором.

 

 Глобальные социокультурные  перемены в мире, так называемые

 цивилизационные сдвиги, все  резче обнаруживают несоответствие  между

 сложившейся системой школьного  образования и формирующимися

 общественными потребностями  в преддверии новой антропогенной  реальности.

 Это несоответствие и вызывает  в нашей стране время от  времени

 возникающие попытки реформирования  общеобразовательной школы. Несмотря

 на эти попытки, состояние  школьного образования многие исследователи

 склонны оценивать как критическое.  Школьный кризис закономерно  является

 отражением социально-экономических  процессов, проявляющихся в

 образовании в следующем:

 

- утрате привычных целей школьного  образования;

 

- остром недостатке финансирования;

 

- инертности, присущей всем образовательным  системам и обществу в целом.

 

 Но если бы кризис сводился  только к данному ряду проблем,  его

 преодоление было бы лишь  делом времени и успешности  реформирования

 российского общественного устройства. Однако пристальное внимание

 отечественных и зарубежных  ученых к проблемам образования  прежде всего

 связано с эволюцией мировоззрения  человечества, которое в центр  научной

 картины мира ставит человека  как части макрокосма. И тогда  проблемы

 школьного образования выходят  на первый план, поскольку затрагивают

 фундаментальные общечеловеческие  ценности, требующие цивилизационного

 подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

 

- проблема оптимизации взаимодействия  личности и социума как поиск

 баланса между социально-нормативным  давлением и стремлением личности  к

 социально-психологической автономии,  преодоление противоречивости

"потребностей" социального  заказа и интересов личности (ученика,

 учителя, родителя);

 

- проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного

 образования в процессе создания  и реализации новой

 социально-образовательной парадигмы,  способной стать отправной точкой  в

 деле формирования у ученика  целостной картины мира;

 

- проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

 

- проблема развития проблемного  мышления у учащихся через  постепенный

 отход от монологического  общения к диалогичекому на  уроке;

 

- проблема преодоления несводимости  результатов обучения в различных

 типах образовательных учреждений через разработку и введение единых

 образовательных стандартов  на основе комплексного систематического

 анализа образовательного процесса.

 

 Поиск причин критического  состояния школьного образования  заставляет

 многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим

 проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного

 развития, определяющего способ  мышления человека, развитость

 общественных институтов, в  том числе и системы школьного  образования.

 Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой

"антропогенной эры", обыватель  смутно представляет природу  и сущность

 цивилизационных процессов,  в центре которых он находится.  Поэтому

 необходимо еще раз обратиться  к самому понятию цивилизации и определить

 значение цивилизационных процессов  в природе проблем школьного

 образования.

 

 план ответа по проблеме  современной политической идеологии

 

 Определение идеологии.

 

 значение идеологии в современном  обществе 

 

2.1 функции идеологии 

 

 А) Ориентационная

 

 Б) Мобилизационная

 

 В) Интегративная

 

 Г) Амортизационная

 

 Д) Функция выражения и  защиты интересов определенной  социальной группы

 

 свойства идеологии

 

 А) претензия на тотальную  значимость

 

 Б) нормативность

 

 Критерии классификации идеологий

 

 по социально-политической парадигме 

 

 А) правые

 

 Б) центристские 

 

 В) левые

 

 по отношению к прогрессу  и технологии его осуществления

 

 А) радикалы

 

 Б) консерваторы 

 

 основные течения в политике  и идеологии

 

 неолиберализм

 

 неоконсерватизм

 

 Коммунизм

 

 Национализм

 

 концепция консервативной революции

 

4. идеология и практика

 

4.1 Формирование идеологических  ориентаций

 

 тенденции развития политических  идеологий

 

 Западничество, социализм и  почвенничество в современной  России:

 “демократы” – “коммунисты” – “национал-патриоты”

 

5. “Консервативный сдвиг” в  российской идеологии: причины  и следствия.

 

 Литература к ответу на  первый вопрос

 

 Абрамов В.Ф. Земская статистика  народного образования // СОЦИС. 1996. №

9.

 

 Панферова В.В. Социология  образования //СПЖ . 1996. №4

 

 Руткевич М.Н., Потопов В.П.  После школы: Социально-профессиональные

 ориентации молодежи. М., 1995

 

 Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные  проблемы вузовской науки // СОЦИС.

1996. № 6.

 

 Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация  школьников // СОЦИС. 1996. № 8.

 С.68.

 

 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы  вторичной занятости учащейся  молодежи:

 состояние и перспективы  // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.

 

 с. с. фролов Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.

 

 Зиятдинова Ф.Г. Социальное  положение и престиж учительства: проблемы,

 пути решения. М., 1992.

 

 Борисова Л. Г. Социальное  качество профессиональной группы (на примере 

 

 

 российского учительства 60—90-х  гг.): Новосибирск, 1993.

 

10.. Тощенко Т. Социология. Общий  курс. - М.: 1999. -512

 

 Литература к ответу на  второй вопрос 

 

1. мухаев Р. Т. Политология:  учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.

Информация о работе Система образования