Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, реферат
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении конкретных
научно-производственных
например, о плодотворных результатах участия подростков в
опытно-экспериментальном
проверке новых технологий, материалов, приемов труда и т.п. В средних
специальных и высших учебных заведениях поощряется участие молодежи в
научно-исследовательской и проектно-конструкторской работе, в выполнении
договоров с предприятиями.
В последнее время
образования живо обсуждает
возможности и перспективы
школьных кооперативов. И не
столько ради укрепления матери
финансовой базы (хотя и это важно), сколько ради быстрейшего вхождения
ребенка в реальную жизнь,
в повседневные заботы
В этой связи хотелось бы напомнить некоторые факты из истории. Первые
школьные кооперативы
году Всероссийская выставка рассказала о кооперативах из Киева и
Могилева. Революция детскую кооперацию не отменила. В 1924 году, по
данным Центросоюза,
более 50 тыс. мальчишек и девчонок равнялись в своей работе на взрослых.
В 1925 году в некоторых областях
детские кооперативы
10—11% школьников.
Цели тогдашней кооперации были в основном, что называется,
«снабженческими»: обеспечить ребят учебной литературой, дешевыми
тетрадями и ручками. Причем иногда удавалось снизить цену учебника сразу
наполовину. Дети бедняков вообще получали их бесплатно. Мало того, в
больших кооперативах
создавали буфеты и столовые. Стоит отметить, что сегодня отнюдь не все
школы этим могут
В целом существующая система образования, ее многообразные звенья
представляют собой весьма
противоречивую картину, в
сдвиги еще нередко
тенденциями.
По-прежнему остро стоит
дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание
образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое.
Во главу угла ставятся
не отдельные школьные
часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск
новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка
установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с
мировоззрением. Именно в этом
подлинное богатство,
единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы
управлять человеком,
единство, разорвать его и противопоставить личное — общественному,
политическое — нравственному,
успехом делала авторитарная
школа, меняя эти части
и устанавливая произвольно их приоритет.
Преодоление инерции
возникающих в нем «перекосов»
прежде всего сдвигами в
социально-экономических
воспитательные усилия школы
могут дать значительный
если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал
органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических
групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном
контакте с родителями, с общественными организациями.
Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней
народного образования
всестороннему анализу
развития, а также участия в решении назревших проблем формирования
интеллектуального потенциала страны.
Вместе с уже известным
переосмыслением школьного
представляется необходимым
проанализировать с
зрения современные проблемы школы. Большинство серьёзных ученых,
философов и социологов, приверженцев
различных теоретических
совпадают во мнении, что
сегодня человечество
периоде, в преддверии новой
цивилизации, неся в своем
мышления и деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации,
фундаментальную основу
построенная в соответствии с ним характерная картина мира. Глобальные
цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение
не только само биологическое существование человеческой особи, но и
правомерность следования в
развитии человечества
мировоззрению. Резко
Образование являясь "
сознательная жизнь и психика,
являли бы собой хаос и беспорядок", имеет нададаптивный характер,
приобщая молодое поколение
к культуре вчерашнего и
формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие существования не
только имеет биологическое значение, оно подразумевает весь понятийный
аппарат человека, способ мышления,
воплощающийся в его
способах взаимодействия с
окружающей действительностью
своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория
органически вплетается в
ткань образовательного
должны не только учить молодое поколение выживанию в экстремальных
социально-экономических
культуру существования в мире, в обществе, включенном не только в
глобальные "земные", но и
космические, вселенские
социализации как функции
образования, понимаемое как "
результат включения
более или менее активному
воспроизводству личностью
исторически накопленной
уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное
мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и
определяющим фактором.
Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые
цивилизационные сдвиги, все
резче обнаруживают
сложившейся системой
общественными потребностями
в преддверии новой
Это несоответствие и
возникающие попытки
на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи
склонны оценивать как
отражением социально-
образовании в следующем:
- утрате привычных целей
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.
Но если бы кризис сводился
только к данному ряду проблем,
преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования
российского общественного устройства. Однако пристальное внимание
отечественных и зарубежных
ученых к проблемам
связано с эволюцией
картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы
школьного образования
фундаментальные
подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:
- проблема оптимизации
баланса между социально-
социально-психологической
"потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика,
учителя, родителя);
- проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного
образования в процессе
социально-образовательной
деле формирования у ученика целостной картины мира;
- проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;
- проблема развития проблемного мышления у учащихся через постепенный
отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;
- проблема преодоления
типах образовательных учреждений через разработку и введение единых
образовательных стандартов
на основе комплексного
анализа образовательного
Поиск причин критического
состояния школьного
многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим
проблемам конкретного
развития, определяющего способ мышления человека, развитость
общественных институтов, в том числе и системы школьного образования.
Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой
"антропогенной эры", обыватель смутно представляет природу и сущность
цивилизационных процессов,
в центре которых он находится.
необходимо еще раз
значение цивилизационных
образования.
план ответа по проблеме
современной политической
Определение идеологии.
значение идеологии в
2.1 функции идеологии
А) Ориентационная
Б) Мобилизационная
В) Интегративная
Г) Амортизационная
Д) Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы
свойства идеологии
А) претензия на тотальную значимость
Б) нормативность
Критерии классификации идеоло
по социально-политической
А) правые
Б) центристские
В) левые
по отношению к прогрессу и технологии его осуществления
А) радикалы
Б) консерваторы
основные течения в политике и идеологии
неолиберализм
неоконсерватизм
Коммунизм
Национализм
концепция консервативной
4. идеология и практика
4.1 Формирование идеологических ориентаций
тенденции развития
Западничество, социализм и почвенничество в современной России:
“демократы” – “коммунисты” – “национал-патриоты”
5. “Консервативный сдвиг” в российской идеологии: причины и следствия.
Литература к ответу на первый вопрос
Абрамов В.Ф. Земская
9.
Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4
Руткевич М.Н., Потопов В.П.
После школы: Социально-
ориентации молодежи. М., 1995
Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС.
1996. № 6.
Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. № 8.
С.68.
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи:
состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.
с. с. фролов Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с.
Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,
пути решения. М., 1992.
Борисова Л. Г. Социальное
качество профессиональной
российского учительства 60—
10.. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512
Литература к ответу на второй вопрос
1. мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.