Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, реферат
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по
потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование
этого — уровень способностей,
для выявления которого
Но тесты содержат определенны
зависит от соотношения
и культурных особенностей
микросреды первичной
обучаемого. Чем больше дистанция
между этими культурными
меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не
справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом,
во многом обусловлена
Воспроизводство тех
принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами.
Школа дает индивидам
способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами
установленных образцов и является условием занятия соответствующих
мест в системах разделения
труда (и социальной
Замещение родителей,
пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются
специализированные
семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно
допрофессиональная школа
дифференциацию, присущие семье.
3.2 Функции образования в
Формирование профессионально-
населения. С количественной
точки зрения система
воспроизводство
практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством.
Обе крайности негативно
влияют на профессиональную
приток в профессию людей
без соответствующей
практику обучения профессии “на месте” без научных основ и творческих
навыков. Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными
отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии
в оценивание людей,
продвижении индивидов.
производственных свойств
профессиональной школой. Но
те же свойства
трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где
формируется творческий и
нравственный потенциал работни
производительность и
ростом общего образования.
Превышение образовательного
уровня над требованиями
места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого
потенциала личности, квалификационного и социального продвижения
человека. В неидеальной ситуации
это же обстоятельство
противоречие между
ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.
Формирование потребительских стандартов населения. Роль
образования в экономике
шире производственных
в потреблении благ, информации,
культурных ценностей,
ресурсов. Эта функция всегда
свойственна образованию,
вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания
русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального
образования, протекающего в
семье или конструируемого СМИ.
может привносить в
стандарты, содействовать
также стабильной и
функция противостоит
соответствует национальным интересам.
Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов
различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют
заказчика и неизбежно
Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или
спонсоров усиливает
перевод школы на местный
бюджет вызвал активную
образования регионального и местного компонентов.
Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов.
Уполномоченные на то
регионами, отдельными
должностями. В итоге
деятельности, которые ориентированы и на “внеобразовательное”
пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их семьям,
подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь
— поддержание коммерческих,
исследовательских,
структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство,
закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы
образования недополучают
детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не
обеспечивает должный уровень
образования. Дети без
неспособны осваивать
коррекции. Нужно ли
такой ситуации?
Система образования способна модифицировать экономические
стимулы и вносить такие
поправки в практику
которые влекут изменение
социально-экономического
Так или иначе, процесс
распределения ресурсов в
обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже
более существенна, чем
почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся
нормативным продуктом соглаше
данной отрасли. Система
смыслу. К примеру, система
педобразования в СССР
учителей в заведомо
доходов учителей, решение жилищных
проблем, техническое
школы. Оправданием служило следствие этой же практики — высокая
профессиональная текучесть учителей.
3.3 Функции образования в сфере культуры
Воспроизводство социальных типов культуры. Образование
придает знанию
становится возможным его
систематизировать,
накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится
динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все,
а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например,
доминантная, школьная, профессиональные.
Инновация в сфере культуры осуществляется через школу
избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть
инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла
доминантной культуры, не несущие
опасности для целостности
социальной организации (
отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования
может служить своеобразным заслоном.
Формирование и
(менталитета, определенных
интеллектуальной
сформулированные еще
через обучение, привитие индивидам
познавательных навыков.
образования стала
передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение
развития общества. Ряд исследователей утверждают, что у этой функции —
ключевая роль в темпах
прогресса цивилизации в
уже превратилась в фактор
мирового соперничества.
образования — средство геополитики. Мировые лидеры стремятся
контролировать
свои образовательные
разработанных для других
стран. Так в общественном
зависимость реципиента от
донора, гарантирующая донору
источники отложенной и
традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в
периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль
над
концептуальным развитием
нужными
кадровыми, информационными,
3.4 Функции
образования в социально-
Формирование личности — один из жизненно важных интересов
государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования
являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические
интересы
групп, которые диктуют
и стремятся к контролю над школой.
Привитие
образовательным общностям
правовых и политических ценностей и норм, способов участия в
политической
жизни характерно для
проявляется
и в сфере неформального
когда бы институт образования не противодействовал проявлениям
правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с
того, что борется за старую школу или создает новую. Осознание этой
функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования. В
этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение
законопослушного
правового и политического
воспроизводство
государственной (доминантной)
группы — носители альтернативных политических ценностей, стремятся
учредить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые
нормы и политические ценности. Система образования не бывает
идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический
контроль в явной форме парткомов или в неявной — в установках на
деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах, рекомендуемых
учебниках и т. д.
В национально-
целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом
пространстве. Этносоциальный
тип культуры обусловливает
образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так
школа осуществляет
В исследовательском и
образования служит выработке
универсальной системы
параметров развития
Вслед за определением
соответствуют им сложившиеся структуры в системе образования.
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ
Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея,
как правило, среднее
по качеству. Значительные различия
зависят от социальных факторов
специализированных школах
с углубленным изучением
оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в
сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия
углубились в связи с
элитные школы (лицеи,
становится одним из
разнообразие в образовании
оборачивается социальной