Система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, реферат

Описание работы

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

Файлы: 1 файл

Реферат Образование.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 образования.

 

 Общество  переходит от сравнительно демократической  системы образования,

 доступной  представителям всех социальных  групп, открытой для контроля  и

 воздействия  со стороны общества, к селективной,  элитарной модели,

 исходящей  из идеи автономности образования как в экономическом, так и в

 политическом  аспекте. Сторонники этой концепции  полагают, что

 образование  — такая же сфера предпринимательской  деятельности, как

 производство, коммерция, и поэтому должна  функционировать так, чтобы

 приносить прибыль. Отсюда  неизбежность внесения платы  за образование

 учащимися, использование различных  систем для определения уровня

 интеллектуального развития  или одаренности. Возможность  платить и личная

 одаренность — таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все

 уменьшающимися ячейками по  мере продвижения к вершине  образовательной, а

 затем и социальной пирамиды.

 

 В 1997/98 учебном году планировалось  принять 82 тыс. студентов по

 платной форме обучения и  около 60 тыс. — в негосударственные высшие

 учебные заведения, что составляет 26% от плана в государственные  вузы

(542,6 тыс.), или 40% от дневных форм  обучения (361,1 тыс.). И если

 учесть, что доля «новых русских»  и примкнувшим к ним относительно

 богатых людей не превышает  10%, то становится очевидным, что высшее

 образование развивается в  интересах только отдельных социальных  групп.

 

 Аналогичные процессы происходят  в средней школе, хотя там  имеются свои

 специфические особенности.  Ситуация сейчас такова, что, сломав  старую

 систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень

 затруднительное положение.  Отказ от деятельности детских  общественных

 организаций, нищенское положение  учителя привели к тому, что  образование

 потеряло почти все ориентиры,  не обретя новых. В этих условиях

 подрастающее поколение лишено  устойчивых нравственных идеалов  и ничего

 не получило взамен. Этот  процесс усугубляется попытками  коммерциализации

 школы, что отнюдь не всегда  сопровождается повышением качества  обучения.

 Об этом свидетельствуют серьезные конфликты между родительской

 общественностью и организаторами  новых форм образования.

 

 В целом оптимум сочетания  общеобразовательной и профессиональной

 подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей  многие

 пороки, уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и

 профессиональное образование  становится гораздо более гибким, чем это

 было до сих пор. Но его  роль и ответственность в подготовке

 квалифицированных работников  еще далеки от необходимого  уровня.

 

 Профессиональное образование  — важный этап в гражданском  становлении

 личности, в ее гармоническом  развитии. непонимание объективно

 необходимой связи развитости  и профессионализма порождает  не только

 схоластические споры относительно  «противоречия» того и другого, но и

 серьезные ошибки в практике  работы с молодежью, когда овладение

 профессиональными знаниями  и навыками в той или иной  форме

 противопоставляется общегуманитарной  культуре. В результате возникают

 либо пресловутые «технократические  перекосы», либо попытки формировать

 гуманитарную культуру человека  в отрыве от жизни, от труда  и

 общественной практики.

 

 Особое место в обогащении  интеллектуального потенциала страны

 принадлежит высшей школе.  Однако изменения и в содержании, и в

 направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно.

 Данные социологических исследований  свидетельствуют, что студенты  и

 педагоги высоко оценивают  возможность творчества, ратуют  за увеличение

 доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов,

 расширение их участия в  управлении вузом, поддерживают  развитие

 конкурсной системы аттестации  всех кадров. Вместе с тем к  середине 90-х

 годов высшая школа вошла  в жесточайший кризис, из которого  далеко не все

 вузы имеют возможность с  достоинством выбраться.

 

 Школа сейчас стоит перед  непростым выбором — найти  оптимальные пути

 своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений  неоднозначна,

 ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются  самые

 различные, в том числе  и диаметрально противоположные, точки зрения.

 Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по  существу они

 ни были, отражают глубокую  заинтересованность людей в обеспечении  и

 дальнейшем наращивании духовного  потенциала общества.

 

 Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией

 существенную роль в становлении  личности играют гуманизация  образования,

 развитие самоуправления, выработка  у молодежи практических навыков  к

 организаторской и общественной  работе.

 

 На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм

 управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и  принципов

 демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения

 становится для них своеобразным  эталоном, с которым они в дальнейшем

 сверяют свой жизненный путь.

 

 Однако стиль работы директора  (ректора), педагогических и ученых

 советов, классных руководителей,  наставников далеко не всегда

 содействует развитию и закреплению  позитивного социального опыта

 молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма,

 индифферентности, равнодушия  к общественным делам, равно  как и

 демагогии, анархическим действиям.

 

 Велика роль и различных  форм связи учащихся со своими  сверстниками в

 зарубежных странах. Встречи  на международных конференциях, переписка,

 туристские поездки способствуют  формированию у молодежи солидарности,

 приобретению навыков гражданского  общения, невзирая на имеющиеся

 различия.

 

 Рост национального самосознания  с большой остротой ставит  вопрос

 формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как

 межэтническое общение. Отсутствие  активного противостояния любым

 проявлениям национализма и  шовинизма, национальной ограниченности,

 высокомерия и чванства, недооценка  воспитательной работы делают

 некоторые группы молодежи доступным объектом националистической

 пропаганды. Более того, национальный  экстремизм в основном паразитирует

 на искренних заблуждениях  молодых людей.

 

 Система образования еще  плохо формирует высокие духовные  запросы и

 эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой

 культуре». Роль обществоведческих  дисциплин, литературы, уроков по

 искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого,

 правдивое освещение сложных  и противоречивых этапов отечественной

 истории слабо сочетаются  с самостоятельным поиском собственных  ответов

 на вопросы, которые выдвигает  жизнь. Но несомненно, что историческое

 сознание в сочетании с  национальным самосознанием приобретает  решающую

 роль в гражданском поведении  учащейся молодежи. Информационная

 революция побуждает к непрерывному  пополнению знаний. Правда, они не

 имеют однородной структуры.  Всегда есть ядро— те знания, что ложатся в

 основу наук, и периферия,  где идет процесс накопления  и обновления,

 который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно

 работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает  их

 жизненный опыт, главными были  два условия: прочная фундаментальная  база

 знаний и потребность учиться,  уважение общества к тем, кто  жаждет

 знаний.

 

 Совершенствование народного  образования немыслимо без измерения  той

 ситуации, в которой находится  учительство, значительная часть

 педагогического корпуса.

 

 Если придерживаться формальных  критериев — наличия специального

 образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают

 своему назначению. Но если  оценивать их деятельность по  существу, надо

 признать, что многие из них  отстали от требований времени.

 

 Основная группа педагогов  — женщины, Хотя давно стало  очевидным, что в

 воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую

 нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно

 повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у  работников

 народного образования все  еще намного ниже, чем у рабочих и

 инженерно-технических работников  промышленности и строительства,  да и в

 сравнении со средней заработной  платой в стране.

 

 Как показали специальные  обследования сельских учителей, большинство из

 них в материально-бытовом  отношении обеспечены значительно хуже других

 сельских специалистов. Учителя  нередко отвлекаются от выполнения

 педагогических обязанностей  для выполнения различных, не  связанных с

 ними заданий. В результате  бюджет времени учителя оказывается  крайне

 напряженным, и очень мало  его остается на самообразование.

 

 Многие педагоги слабо представляют  себе процессы, происходящие в

 обществе, и в частности в  молодежной среде. Поэтому их  работа идет без

 должного «прицела». Не избавлены  они от нравственного падения,

 перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений

 уличают в поборах с учащихся  и их родителей, в различных  незаконных

 махинациях, пьянстве.

 

 Формирование педагогических  кадров связано со спецификой  их труда. Оно

 органически не приемлет  ущемления их прав и авторитета, не терпит и

 отвергает барски высокомерное  отношение к ним. Упорядочение  режима труда

 и отдыха педагогов — тоже  необходимая предпосылка их гражданского  и

 профессионального роста. Улучшения  требуют жилищно-бытовые условия

 преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их

 жильем, медицинской помощью,  новой литературой остается открытым

 вопросом.

 

 И если в заключение этой  темы упомянуть некоторые проблемы

 материально-технического и  финансового обеспечения, то можно  утверждать,

 что господство остаточного  принципа свело на нет всякие  возможности

 сделать действенный рывок  в качественно новом подходе  к нуждам народного

 образования. Очевидно, что в  ситуации, когда финансирование  народного

 образования отстало в несколько  десятков раз от финансирования  в

 индустриально развитых странах,  надо решительно менять позиции.  Школа

 серьезно отстает в насыщенности  оборудованием, компьютерной техникой,

 материалами и тем самым  ставит своих воспитанников в положение, когда

 они не могут выступать  полноценными участниками соревнования  на

 информационном поле.

 

 Одна из функций народного  образования — стимулирование  самообразования,

 самоподготовки, постоянной жажды  знаний. Самообразование,

 самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается

 школьной системой. Конечно,  школа может и должна давать  человеку навыки

 самостоятельной работы с  книгой, документом и т.п. Но  самообразование

 строится на базе общего  и профессионального образования, а не взамен

 его. Новые технические и  информационные возможности учебного

 телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров,

 дистанционного обучения предстоит  еще широко использовать для  нужд

 самообразования. Судьба новых  поколений все больше определяется общей

 культурой человека: развитостью  логического мышления, языковой,

 математической, компьютерной  грамотностью.

 

 Актуальным продолжает оставаться  соединение обучения с производительным

 трудом. Благодаря этому не  только приобретаются трудовые навыки,

 привычка к труду, открываются  возможности применения в трудовой

 деятельности знаний основ  наук, но и осознается общественная  значимость

 производительного труда. Вне  такого осознания выполнение  учащимися

 трудовых функций оказывается,  по словам А. С. Макаренко, «педагогически

 нейтральным». Люди трудились  и трудятся во все времена,  но только тогда,

 когда труд приобретает новое  общественное качество, он становится  одним

 из мощных факторов формирования  духовного богатства личности.

 

 В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия

Информация о работе Система образования