Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 22:41, реферат
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
образования.
Общество
переходит от сравнительно
доступной
представителям всех
воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели,
исходящей
из идеи автономности
политическом
аспекте. Сторонники этой
образование
— такая же сфера
производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы
приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование
учащимися, использование
интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная
одаренность — таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все
уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а
затем и социальной пирамиды.
В 1997/98 учебном году планировалось принять 82 тыс. студентов по
платной форме обучения и около 60 тыс. — в негосударственные высшие
учебные заведения, что
(542,6 тыс.), или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если
учесть, что доля «новых русских»
и примкнувшим к ним
богатых людей не превышает 10%, то становится очевидным, что высшее
образование развивается в
интересах только отдельных
Аналогичные процессы
специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую
систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень
затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных
организаций, нищенское
потеряло почти все ориентиры,
подрастающее поколение
не получило взамен. Этот
процесс усугубляется
школы, что отнюдь не всегда
сопровождается повышением
Об этом свидетельствуют серьезные конфликты между родительской
общественностью и
В целом оптимум сочетания
общеобразовательной и
подготовки еще не найден.
После серьезной критики,
пороки, уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и
профессиональное образование
становится гораздо более
было до сих пор. Но его
роль и ответственность в
квалифицированных работников еще далеки от необходимого уровня.
Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении
личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно
необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только
схоластические споры
серьезные ошибки в практике
работы с молодежью, когда
профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме
противопоставляется
либо пресловутые «
гуманитарную культуру
общественной практики.
Особое место в обогащении
интеллектуального потенциала
принадлежит высшей школе.
Однако изменения и в
направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно.
Данные социологических
педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение
доли самостоятельной работы,
совершенствование форм экзамен
расширение их участия в
управлении вузом,
конкурсной системы
годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все
вузы имеют возможность с достоинством выбраться.
Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути
своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна,
ибо в общественном
различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения.
Однако предложения и
ни были, отражают глубокую
заинтересованность людей в
дальнейшем наращивании
Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией
существенную роль в
развитие самоуправления, выработка
у молодежи практических
организаторской и
На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм
управления учебным
демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения
становится для них
сверяют свой жизненный путь.
Однако стиль работы
советов, классных
содействует развитию и
молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма,
индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и
демагогии, анархическим
Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в
зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка,
туристские поездки
приобретению навыков
различия.
Рост национального
формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как
межэтническое общение.
проявлениям национализма и
шовинизма, национальной
высокомерия и чванства, недооценка воспитательной работы делают
некоторые группы молодежи доступным объектом националистической
пропаганды. Более того, национальный
экстремизм в основном
на искренних заблуждениях молодых людей.
Система образования еще
плохо формирует высокие
эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой
культуре». Роль
искусству остается
правдивое освещение сложных
и противоречивых этапов
истории слабо сочетаются
с самостоятельным поиском
на вопросы, которые
сознание в сочетании с
национальным самосознанием
роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная
революция побуждает к
имеют однородной структуры. Всегда есть ядро— те знания, что ложатся в
основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления,
который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно
работающих специалистов, ученых,
добившихся успехов, как
жизненный опыт, главными были
два условия: прочная
знаний и потребность учиться,
знаний.
Совершенствование народного
образования немыслимо без
ситуации, в которой находится
учительство, значительная
педагогического корпуса.
Если придерживаться
образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают
своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо
признать, что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа педагогов — женщины, Хотя давно стало очевидным, что в
воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую
нехватку «мужского влияния».
Хотя за последнее время
повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников
народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и
инженерно-технических
сравнении со средней
Как показали специальные
обследования сельских
них в материально-бытовом
отношении обеспечены значитель
сельских специалистов. Учителя
нередко отвлекаются от
педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с
ними заданий. В результате
бюджет времени учителя
напряженным, и очень мало его остается на самообразование.
Многие педагоги слабо
обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без
должного «прицела». Не
перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений
уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных
махинациях, пьянстве.
Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно
органически не приемлет
ущемления их прав и авторитета
отвергает барски
и отдыха педагогов — тоже
необходимая предпосылка их
профессионального роста.
преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их
жильем, медицинской помощью,
новой литературой остается
вопросом.
И если в заключение этой
темы упомянуть некоторые
материально-технического и
финансового обеспечения, то
что господство остаточного принципа свело на нет всякие возможности
сделать действенный рывок в качественно новом подходе к нуждам народного
образования. Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного
образования отстало в
индустриально развитых
серьезно отстает в
материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда
они не могут выступать
полноценными участниками
информационном поле.
Одна из функций народного образования — стимулирование самообразования,
самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование,
самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается
школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки
самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование
строится на базе общего
и профессионального образовани
его. Новые технические и
информационные возможности
телевидения, кассетной
дистанционного обучения
самообразования. Судьба
культурой человека: развитостью логического мышления, языковой,
математической, компьютерной грамотностью.
Актуальным продолжает
трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки,
привычка к труду,
деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость
производительного труда. Вне такого осознания выполнение учащимися
трудовых функций оказывается,
нейтральным». Люди трудились и трудятся во все времена, но только тогда,
когда труд приобретает новое общественное качество, он становится одним
из мощных факторов
В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия