Система профилактики табакокурения среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Всё больше и больше молодых людей, школьников, затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка – пол пачки(!). Говорят, что «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма.

Содержание работы

Введение___________________________________3 стр.

Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.

Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.

Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.

Заключение________________________________26 стр.

Приложения_______________________________29 стр.

Файлы: 1 файл

профилактика табакокурения.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 

1.1.Методика  анкетирования.

        При формулировке  вопросов анкеты задачей является  раскрытие  следующих понятий  составляющих сущность проблемы.

1. Распространенность и масштабы  явления (пробовал ли курить  и курит ли он в настоящее  время; если да - то регулярно или от случая к случаю,  сколько выкуривает  в день,  чувствует ли   физическое недомогание без сигареты).

   2. Когда и как начинают  курить  (в  каком  возрасте  впервые  попробовал сигарету, почему решил попробовать).

   3. Влияние  социально-экономической  неустроенности  на  курение  (доход  семьи респондента).

   4. Влияние группы и референтной  группы (сколько примерно  человек  из  класса респондента или  среди его коллег,  курят   ли  его  друзья, курят ли  наиболее авторитетные  для  него  люди,  курят  ли   с  которыми  ему  больше  всего  хотелось  бы  общаться,  курят  ли его родители, бросил бы он курить, если  бы  на  новом  месте  учебы  или работы к его привычке бы плохо относились).

   5. Влияние факторов социокультурного уровня (увлечение  респондента  его отношение к работе или учебе, предпочтение респондентом денег, знаний или высокого положения в обществе).

   6. Влияние маркетинговых  усилий табачных компаний на  распространенность курения (доверие  респондента к рекламе табака, бросил  бы  он  курит  или стал бы курить меньше в случае резкого повышения цен на сигареты, возникновении  трудностей  с  покупкой  сигарет,  ухудшения  качества табака или исчезновения из продажи его любимых марок сигарет).

   7. Отношение некурящих к курению  (раздражает  ли  респондента  табачный дым,  как  бы  он  отнесся  к  введению  ограничений  на  курение   в    общественных местах и на дискриминацию  курящих  в оплате труда).

   8. Желание расстаться с  привычкой (пытался  ли  респондент  когда-нибудь  бросить  курить,  собирается  ли  он  бросать  в  ближайшем  будущем,  собирается ли бросить когда-нибудь, чем  было  вызвано  это  желание,  будет ли он бросать при ухудшении здоровья).

   Ответы на вопросы, сформулированные  на основе этих понятий, помогут,  во-первых,  дать   структурную   картину   распространенности   курения   среди молодежи, позволят выявить значение тех или  иных  факторов  в  формировании привычки к курению. Кроме того, можно  будет  подтвердить  или  опровергнуть следующие гипотезы:

   а) Основными причинами  курения среди подростков и   молодежи  являются  не экономическая  ситуация, не отсутствие  стабильности  в обществе,  а прежде всего-  влияние  группы. Поскольку  на принадлежность к той или иной  группе  и  выбор  референтной  группы  влияют образование, род занятий, ценности, то и они окажут свое  воздействие,  хотя корреляция и не будет очень сильной. При прочих равных условиях  зависимости между курением и доходами не будет.

   б) Существует определенная  доля курильщиков (в задачу исследования входит выявление ее величины), для  которых  курение  не  является  физиологической необходимостью, и именно эта часть, скорее всего, сократится при  проведении мер контрмаркетинга.

   в) Влияние  группы  и  советы  близких  друзей  могут  быть  решающими  в стремлении бросить курить, в то время как другие  стимулы  (в  том  числе  и забота о здоровье) не будут столь эффективны.

   В связи с тем, что  основной целью  опроса  является  анализ,  то  большая часть вопросов

( Приложение 2)будет направлена  именно на интересующий сегмент  -  молодых курильщиков, имея целью выявить различия в их установках и поведении. Но вместе с тем для описания некоторых особенностей этого явления и исследования структуры общества по признаку отношения к курению нам будет необходима и репрезентативная выборка среди всей молодежи.

                В ходе исследования были опрошены ученики  7 -11 классов МОУ СОШ № 32.                                     

Двойственная (описательно-аналитическая), задача исследования определила и специфику выборки: с одной стороны, она представляет всю молодежь, но с другой - интересующий нас сегмент репрезентативной выборки отвечает на дополнительные вопросы.

                Информация всегда собирается для достижения какой-либо цели, и главный этап в достижении цели исследования - интерпретация полученных данных. Я проводила обработку по следующим направлениям:

1. Измерение числа курящих, доли "социальных курильщиков" по  отношению к общему числу курящих.

2. Нахождение  среднего возраста начала курения. 

3. Выявление  связи между курением респондента  и курением в его окружении,  факторами неустроенности, социокультурными  факторами, а после нахождения  этих связей можно будет сделать  вывод о наиболее существенных причинах курения.

1.2 Характер  и распространенность явления.

             Анализируя результаты исследования  можно сделать следующие выводы:

- Гипотеза о том, что курение  глубоко укоренились среди молодёжи, оказалось  верной. Почти 18, 75%(2006 г.) опрошенных подвержены данной вредной привычке.

- Гипотеза, в соответствии, с   которой  основной  причиной  употребления  в первый раз  этих веществ  является  желание   попробовать,  не  подтвердилась.  Этой причиной является влияние  группы.

- Выявлена группа людей (20% от курящих), для которых курение  не  является

физиологической  необходимостью,  и  именно   эта   часть,   скорее   всего, сократится при  проведении активных  мер против курения, также на эту  группу большое  влияние окажет отказ от курения окружающих.

-  Основной возраст, когда  начинают курить – это 13 - 15  лет. Хотя идет тенденция к  постепенному понижению возраста  первого знакомства с сигаретой.  Поэтому  именно

на  подростков  этого  возраста  следует  обратить  внимание   и   проводить специальные беседы. Но и  особое  внимание  надо  уделять  и  более  младшим подросткам, чтобы сразу дать понять насколько вредно курение.

- Степень зависимости от  сигарет  показана следующими показателями:

    . ежедневно выкуривается 1-5 сигарет 50 % опрошенных из числа курящих,

    . ежедневно выкуривается 5-10 сигарет 43 %.

    . ежедневно выкуривается  более 10 сигарет в день 7 %

-  Как и предполагалось ранее,  большинство респондентов  высказали   мысль  о

том, что  основным  негативным  последствием  этих  привычек  является  вред здоровью, но знания о конкретном вреде скорее поверхностные, чем глубокие.

      (Диаграммы, иллюстрирующие  исследование смотрите в приложении 4).

        Влечение к  курению табака возникает в  том возрасте, когда большое положительное влияние могут оказать школа, родители, общественность. Не надо забывать о том, что хотя привычка к курению развивается в детском и подростковом возрасте, отрицательное отношение к табаку тоже складывается в этот период жизни.  Потребность курить не заложена в организме. Она появляется вследствие недостаточного воспитания и влияния окружающей среды. Школьники тянутся к сигарете, потому что курить модно, «престижно». Детям свойственно подражание взрослым. Курение родителей, особенно матери, имеет явно отрицательное влияние – 34.8% случаев, курение товарищей – в 26,8% случаев, любопытство – в 23,2%, баловство – в 17,8%, подражание взрослым – в 16,7% случаев.

Подростки в процессе подготовки к  вступлению во «взрослую жизнь» усваивают  «взрослые нормы» поведения, в том числе и курение. Подростки видят в курении признак самостоятельности, взрослости. Курение в компании становится своего рода обязанностью, ритуалом, средством к сплочению. Старшие школьники и студенты младших курсов не хотят отстать от «моды», появляются какие-то веские причины, заставляющие их курить. Обычно дети и подростки, чтобы не показаться слабыми, скрывают от товарищей неприятные ощущения, вызываемые у них первыми выкуренными сигаретами. Постепенно их организм приспосабливается, вырабатывается привычка, от которой уже трудно избавиться. К сожалению, редкие беседы врачей о вреде курения в молодежной среде не приносят желаемого результата.

    Одной из основных  причин курения девушек является  «мода». В наш век «современной  женщине» можно и модно курить, этим якобы утверждаются самостоятельность, полное равноправие с мужчиной. Сам процесс курения у девушки возводится в определённый ритуал. Это неторопливое доставание сигареты, медленное её разминание пальцами с бросающимся в глаза маникюром, закуривание от манерно поднесённой зажигалки или спички, курение с выпуском дыма через колечко сложенных накрашенных губ. Ей кажется, что всё это ей «идёт», позволяет считать её современной. Однако свойством моды является то, что она приходит и уходит, а изменения в организме, вызванные курением, могут остаться.

               Курение всё больше и больше передаётся из одного поколения в другое. Оно, как привычка, вошло в быт многих людей, став прочной жизненной потребностью. По мнению многих учёных, курение – один из видов социального поведения человека. Сам процесс курения является существенным элементом в общении людей. Бытует мнение, что курение усиливает работоспособность, и многие прикрываются этим мифом. В действительности очень короткое время никотин действует возбуждающе, затем быстро снижает и ухудшает работоспособность, как физическую, так и умственную. К тому же, сегодня средства массовой информации закрепляют мысль, что с зажженной сигаретой в руках или во рту человек становится более привлекательным, неотразимым, самостоятельным, раскованным и независимым. Поэтому-то многие люди и поддаются навязанному им насильно желанию и пробуют курить,  после чего им становится уже трудно остановиться. При первом курении першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко. При вдыхании углекислого газа вытесняется кислород из крови, в результате курение снижает уровень обмена веществ в организме, т.е. служит энергосберегающим фактором. Без сомнения, курение на первых порах улучшает работоспособность, уменьшает невротизацию, агрессивность, страх. Но все это как бомба с часовым механизмом – курильщик не поймет своей ошибки, пока не попадет в больницу с диагнозом астмы, раком или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Главная опасность никотина состоит в том, что, подобно кокаину, он является очень "тонким наркотиком", накрепко связывающим нашу психику с этим активным химическим веществом. Так стоит ли начинать? Так ли важен имидж «крутого стиляги», ведь он ничто не будет значить при подорванном здоровье? Каждый решает это для себя сам, но от его выбора зависит и будущее его потомства.

1.3 Проблема  пассивного курения.

        Табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и поступает в окружающий воздух. Вне затяжки он в основном создаёт условия для пассивного курения. В воздух попадает половина дыма плюс то, что выдыхает курящий. Вполне понятно, что такой воздух загрязнён никотином, окисью углерода, аммиаком, смолами, бензопиреном, радиоактивными веществами и другими вредными компонентами. В помещении, где курят, загрязнённость воздуха может увеличиться в 6 раз. Девушки, работающие в пропитанном сигаретным дымом воздухе учреждений, как бы выкуривают до 20 сигарет ежедневно. Жена интенсивно курящего человека в сутки пассивно выкуривает 10 – 12 сигарет, а его дети – 6 – 7. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. У  детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Учеными установлено, что аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребенок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

 

 

 

Глава 2. Педагогическая профилактика курения.

Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и  обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Профилактика злоупотреблений  психоактивными веществами – комплекс социальных образовательных, медико-психологических  мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ

Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде вcего на методологию формирования у детей и молодежи представления об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечения в табакокурение, и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в никотинизацию и антисоциальную деятельность. Как гласит русская народная мудрость, " Учись доброму, так худое и на ум не пойдет".

Первичная профилактика злоупотребления  ПАВ ( Т.Жирова) или общая профилактика ( В. А. Вишневский) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий: предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика злоупотребления  ПАВ – комплекс социальных, образовательных, медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезней и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

Третичная профилактика злоупотребления  ПАВ, или реабилитация – комплекс социальных, образовательных, медико-психологических  мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания, алкоголизм) и возвращения его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно полезной деятельности.

 

 

  Целями первичной профилактической деятельности в образовательной среде являются:

 - Изменение ценностного отношения детей и подростков к различным психоактивным веществам, в том числе и к табаку и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной популяции;

- Пропаганда здорового образа  жизни, формирование антиникотиновых  установок и профилактической  работы сотрудниками образовательных  учреждений.

Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков