Система профилактики табакокурения среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Всё больше и больше молодых людей, школьников, затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка – пол пачки(!). Говорят, что «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма.

Содержание работы

Введение___________________________________3 стр.

Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.

Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.

Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.

Заключение________________________________26 стр.

Приложения_______________________________29 стр.

Файлы: 1 файл

профилактика табакокурения.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, стратегическим  приоритетам первичной профилактики  следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

           Основная  задача первичной профилактики  состоит в воспитании здорового,  личностно развитого человека, способного  самостоятельно принимать решения,  не нуждающегося в приеме психоактивных  веществ.

 Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических     мероприятий, направленных на:

- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей  и молодежи социально - нормативного  жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действующей установки на отказ от курения и приема психоактивных веществ;

- формирование ресурсов семьи,  помогающих воспитанию детей  и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от   " пробы" никотиновой продукции;

- развитие социально - поддерживающей  инфраструктуры, направленной на работу с макросоциальным  окружением ребенка " группы риска никотинизации" и ребенка, заболевшего табакизмом. ( Т. М. Жирова).

  В ряду основных задач  Концепции Комплексной активной  профилактики и реабилитации 

( КАПР) в образовательной среде хотелось бы выделить:

* вовлечение в профилактическую  деятельность всех без исключения  учреждений системы образования;

* улучшение качества образования  за счет повышения уровня здоровья  и изменений ценностной ориентации  учащихся;

* улучшение качества воспитания и формирование у детей и молодежи антинаркотических установок;

*создание в образовательных  учреждениях  негативного отношения  к различным психоактивным веществам,  в том числе и к табаку;

* создание системы раннего выявления  случаев употребления табака, алкоголя, наркотиков.

* реализация этапов профилактической  деятельности;

 создание организационных структур; подготовка  (кадров, нормативно - правовой  базы, дифференцированных программ  профилактики, программ научных  исследований); взаимодействие с различными учреждениями:  государственными, медицинскими, общественными, а так же со средствами массовой информации.

Социальный педагог профилактическую работу строит на основе следующих  принципов:

Организационные принципы профилактики, определенные КАПР.

1 принцип - комплексность - подразумевает согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном уровнях.

2 принцип - дифферинцированность  профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности, по степени наличия факторов риска развития табакизма.

3 принцип - аксилогичность ( ценностная ориентация) - предполагает формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.,  которые являются ориентирами и  регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально – этических барьеров потребления 

 4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

* социальный аспект - ориентированность  на формирование позитивных моральных  и нравственных ценностей, определяющих  выбор здорового образа жизни,  отрицательного отношения к   приему психоактивных веществ, в том числе и табака; помощь в социальной адаптации школьника , овладение методами общения, решение проблемы занятости и т. д.

* психологический аспект - направленность  на коррекцию определенных психологических  особенностей личности, способствующих развитию зависимости: формирование адекватной самооценки, навыков успешности, коррекционная работа с чувством неуверенности в себе, формирование навыков принятия решений, умения сказать " нет", постоять за себя, формирование стрессоустойчивых личностных установок, ответственности за себя, свои действия и свой выбор....

* образовательный аспект - формирование  системы представлений и знаний  о социально - психологических,  медицинских, правовых и морально - этических последствиях  злоупотребления ПАВ.

             Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач:                     1. Реализация общих задач направленная на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. Важнейшим условием педагогической профилактики табакокурения является формирование представления о здоровье как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его. В результате решения этих задач формируются неспецифические знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель данной работы: развитие самосознания.

2. Реализация специфических задач  связана с формированием у  детей  представления о негативном  воздействии табака на физическое  здоровье человека и его социальное  благополучие, готовности отказаться от употребления табака, с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов никотинизации.

В результате решения этих задач  формируются специфические знания о пагубном действии табакокурения  на организм.

Цель данной работы: научит подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении табака и других психоактивных веществ.

5 принцип - последовательность(этапность)- предусматривает, что цели и задачи программы профилактики должны быть разделены на общие стратегические и частные. Последовательность выглядит следующим образом: 1 этап - неотложные мероприятия, 2 этап - организационные мероприятия, 3 этап - полное развитие программы.

 6 принцип - легитимность - предусматривает необходимую правовую базу профилактической деятельности, к которым относятся все  нормативные акты о правах и обязанностях лиц, занимающихся профилактикой в пределах своей компетенции и статуса. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и подростков, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.

7 принцип - преемственность - включает в себя два взаимосвязанных аспекта: согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями и анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики табакокурения (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

 8 принцип - непрерывность и систематичность- профилактическая работа не ограничивается только временем пребывания ребенка в школе и ведется систематически, а для этого принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

  В связи с выше названным,  можно выделить основные направления  профилактики табакокурения в  школе:

1) Работа с детьми:

-общая воспитательная педагогическая  работа с детьми;

-   работа с детьми " группы  риска";

- работа с детьми, употребляющими никотин;

2) Работа с педагогическим  составом:

- подготовка учителей к ведению  профилактической работы;

- организационно - методическая работа.

3) Работа с родителями:

- информирование и консультирование  родителей по проблеме табакокурения;

- работа с семьями " группы  риска";

4) Работа с различными  организациями, ответственными за  осуществление профилактики табакокурения  и употребления других агрессивных  психоактивных веществ.

      Наибольшее распространение получили следующие виды профилактических программ:

- региональные и территориальные  комплексные программы;

- школьные комплексные программы  профилактической работы;

- тематические образовательные  программы, направленные на снижение  спроса на сигареты      и уменьшения вреда от их употребления.

2.1. Профилактическая  работа с обучающимися

 

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, в плане профилактики наиболее предпочтительным являются программы направленные на пропаганду здорового образа. жизни и ориентирована на применение социально-психологического тренинга Богатый опыт их проведения (более столетия) показал, что их эффективность зависит от того, как подаётся информация и какими методами. Так, программы акцентирующие внимание на негативных последствиях оказались малоэффективными, а программы делающие акцент на обучении «адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения аддитивных веществ и др.» показали свою эффективность [32, с. 95].

     Анализ существующих современных перспективных подходов является первым необходимым этапом изложения материала.

1.Подход, основанный на распространении информации о влиянии курения на организм человека, а особенно подростка.

 Данный подход является наиболее  распространенным типом превентивных стратегий, базирующих на предоставлении частичной информации о табаке, его вредности и негативных последствиях употребления. Существуют  различные  варианты информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления никотина  на организм, поведение, а так же количественных данных о курильщиках; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой – предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления никотина. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающих, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления табака.  Большинство этих программ не включают в себя задачи, направленные на реальное изменение поведения, недостаточно интенсивны и весьма краткосрочны.

2. Подход, основанный на эффективном (эмоциональном) обучении.

Этот подход концентрируется  на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках распознавать и управлять  ими. Аффективное обучение основывается на учете того, что зависимость от никотина чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, выявляющих интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия  решений. В рамках этой концепции выделяются следующие цели: повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом.

3.Подход, основанный на роли социальных факторов.

 Превентивные стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в число курильщиков, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Важнейшим фактом развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, направленной на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление. Программы интервенции основываются на определении сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг резистентности к социальному давлению; “прививки” против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий. Преимущественными техниками в ходе реализации этих программ в ходе реализации этих программ являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. данный подход рассматривается, как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или “отодвигая” начало приобщения к курению.

 

 

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

Данный подход базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Проблемное поведение, такое как употребление наркотиков, рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей. ( А курение можно рассматривать как наркоманию, бытовую наркоманию). С точки зрения концепции Р.Джессора начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающая преимущественно в подростковом возрасте, может быть: инструментом “эксперимента”; “открытием двери” в группу сверстников; результатом давления со стороны социальной среды и т.д. И так как молодые люди не компетентны в других формах социального “разговора” со средой и рассматривают психоактивные вещества как неотъемлемую часть среды, они нуждаются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, в том числе и никотина. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области: информация и социальная резистентность; развитие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным социальным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивание своих позиций).По сравнению с другими подходами модель программы развития жизненных навыков оцениваются исследователями как имеющая шансы быть успешной.

Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков