Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:08, реферат
Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Всё больше и больше молодых людей, школьников, затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка – пол пачки(!). Говорят, что «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма.
Введение___________________________________3 стр.
Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.
Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.
Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.
Заключение________________________________26 стр.
Приложения_______________________________29 стр.
5.Подход, основанный на альтернативной деятельности.
Сторонниками данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная никотинизации способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности. Можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков: 1) предложение специфической позитивной активности (например, путешествие с приключениями), которая вызывает сильные эмоции и предполагает преодоление различного рода препятствий; 2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создания групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Данные программы особенно эффективны для групп высокого аддитивного и других форм отклоняющего поведения.
6.Подход, основанный на укреплении здоровья
Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а так же требование вмешательства в окружающую среду, для усиления факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: “Делай здоровый выбор максимально доступным”. Группы, в которых проводится обучение укреплению здоровья, преимущественно охватывают учащихся, поскольку в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится с микросредой – семьей, общностью, в которой живет ребенок.
Для вмешательства лучше всего
подходят два периода - тот, во время которого
подростки чаще всего начинают курить,
и тот, когда у них возникает желание отказаться
от курения. Возраст начала курения, по-видимому,
лучше всего подходит для профилактики.
Когда подросток получает от сверстников
привлекательную информацию о курении,
тогда же имеет смысл сообщать ему некоторую
альтернативную информацию или обсуждать
ситуации, связанные с курением. Затем
в течение некоторого периода происходит
стабилизация: те, кто начал курить либо
превращаются из экспериментаторов в
регулярных курильщиков, либо отказываются
от курения после первых экспериментов.
На этой стадии интервенции могут иметь
место, но с малым эффектом, так как курильщики
еще не ощущают связанных с курением проблем.
Стадия, на которой курильщики серьезно
просят оказать помощь в прекращении курения,
лучше всего подходит для этого типа действий.
Курильщики мотивированы к изменениям,
и это помогает сделать интервенции по
прекращению курения результативными.
Конкретный возраст этих стадий различается
от страны к стране и от группы к группе.
Они должны быть экспериментально выявлены.
В целом, профилактическая должна быть
направлена на воспитание негативного
отношения к табаку и другим психоактивным
веществам, должна осуществляться на уроках
и внеклассных мероприятиях. Такое направление
деятельности предполагает индивидуальные
и групповые формы работы.
Для того чтобы стать эффективным,
действие должно быть генерировано и
выполнено непосредственно
Наибольших успехов в профилактической деятельности можно достичь методами превентивного обучения. Превентивное обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской практики. Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными. Примеры превентивного обучения:
- изменение роли учителя;
- создание положительной
- применение групповых методов обучения.
Главный результат занятия превентивного обучения – открытое обсуждение вопроса, обстановка взаимного уважения, соблюдение прав друг – друга ( права быть выслушанным, право отказаться от того, что делают все, право выбора).
На таких занятиях принимаются особые правила поведения:
На уроках по превентивному обучению важным является отсутствие оценок знаний учащихся и оценка урока учениками.
Педагогу важно выработать такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для обучаемых. Разнообразие методов работы делает процесс обучения более творческим и позволяет осуществлять многоплановое воздействие на обучаемому.
Лекция ( 5% усвоения): Это один из способов быстрой подачи информации. На лекциях обучаемые находятся в положении пассивных слушателей. Лекции необходимо использовать в сочетании с другими способами обучения. Информация, представленная в форме лекций и демонстраций, оказывает малое воздействие на поведение или вообще не оказывает его.
Чтение ( 10 % усвоения ): оно наиболее полезно для учащихся лишь в сочетании с другими способами обучения.
Аудиовизуальные средства ( 20 % усвоения): в сочетании с последующим обсуждением аудиовизуальные материалы могут в значительной мере повысить степень усвоения материала.
Использование наглядных пособий ( 30 % усвоения): используя наглядные пособия ( диаграммы, слайды, плакаты, раздаточный материал), педагог может помочь ученикам в любом из видов восприятия. Часто учителя жалуются на недостаток наглядных материалов для антитабачных уроков. Из этой ситуации есть простой выход - возьмите любую табачную рекламу из журнала, буклета, фотографию рекламного щита и т.п. Обсудите с подростками, о чем говорит и о чем умалчивает эта реклама, на какие потребности направлена, действительно ли она их выполняет. Такое обсуждение может показать подросткам, как табачная индустрия манипулирует ими во имя сверхприбылей.
Обсуждение в группах( 50% усвоения): оно дает возможность учащимся поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы, а также позволяет размышлять, сопоставлять, делать собственные выводы и выслушивать разнообразные мнения своих сверстников. Методы работы в группах – это кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения – энергизаторы.
Обучение практикой действия(70 %): учащимся предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации( ролевые игры).
Выступление в роли обучающего
и исследователя( 90% усвоения): консультирование одноклассников, обучение
своих сверстников самими учащимися, исследование
проблемы - один из самых эффективных
способов привлечь внимание и заставить
изменить свое поведение.
Относительно содержания материала по профилактике табакокурения можно сказать следующее: В последнее время довольно широкое распространение, в том числе и в школах нашей страны, получил так называемый подход риска. Суть его состоит в том, что детям нужно объяснить связанный с курением риск, а далее они будут самостоятельно и ответственно принимать решение, курить или нет. Несмотря на внешнюю убедительность данного подхода с точки зрения взрослых, он вряд ли окажет эффект на подростков. Подход обсуждения рисков особенно проблематичен, когда целевой группой являются подростки. Но если использовать тему риска в обсуждении курения, то можно обратиться к каким-либо другим его аспектам, нежели риск начала курения. Можно, например, с некурящими подростками обсудить такой факт, что большинство опрошенных подростков не чувствуют решимости возразить тем, кто закуривает в их присутствии. С курящими же можно поговорить о том, какая требуется смелость, чтобы рискнуть отказаться от ставшего привычным курения.
Знание о риске для здоровья не является важным элементом в решении молодого человека относительно курения, но информация о непосредственных эффектах имеет большее значение, чем о долгосрочном риске. Поэтому целесообразно включать в программу информацию, имеющую непосредственное отношение не столько к здоровью, сколько к внешнему виду самих подростков. Можно также использовать информацию о том, что курение ухудшает спортивные показатели, вызывает дурной запах и другие, ясно ощутимые подростками последствия. Весьма актуальной представляется тема пассивного курения -многие дети страдают от курения других людей, в том числе у себя дома, но не знают, как с этим бороться. Если превратить профилактику из преследования курильщиков (которые в таком случае могут восприниматься как герои) в защиту прав некурящих на чистый воздух, то она сможет пользоваться гораздо большей поддержкой среди подростков. Некоторые из наиболее эффективных программ использовали обучение навыкам отказа и самоуважения. Однако следует помнить, что люди используют имеющиеся у них навыки только в том случае, когда им это кажется необходимым. Если подросток фактически хочет курить, он (или она) никогда не будет приводить эти преподаваемые навыки в действие. Подход "социального усиления", предполагающий воспитание и развитие у учащихся навыков взаимодействия с иными людьми, например, навыков отказа от курения, постоянно обнаруживает наибольшую эффективность. Наибольшего успеха можно достичь, если вести урок с помощью методов, предполагающих вовлечение учащихся.
Сколько занятий необходимо для успешной
профилактической работы?
При этом содержание и форма проведения
этих уроков имеет гораздо большее значение,
чем их количество. Не стоит слепо копировать
учебные планы даже самых лучших школ,
если нет уверенности, что целевые группы
в обоих случаях весьма сходны. Проведение
таких занятий без специальной подготовки
может быть даже контр-продуктивным.
Важную роль в профилактике курения играют внеклассные и внешкольные мероприятия. Школьная жизнь вовсе не должна замыкаться только на учебном процессе. И коль уж назрела необходимость проводить профилактические мероприятия в школе, нужно сделать это более эффективно и менее формально. Эффективность любого процесса во многом зависит от степени вовлеченности самой целевой группы в этот процесс. В нашем случае целевая группа - это учащиеся школы или другого учебного заведения, а процесс - это профилактическая программа или ее элемент. Почему так важно, чтобы дети сами принимали участие в подготовке подобных мероприятий? Во - первых, это может быть просто интересно. Во-вторых, это само по себе оказывает хорошее профилактическое действие, когда дети, подростки самостоятельно готовят информацию по заданной проблематике, по ходу подготовки у них меняется отношение к рассматриваемому вопросу, оно становится более осмысленным. В-третьих, подростки с большей бережностью и патетикой относятся к тому, что произвели собственными руками и мозгами Общешкольные мероприятия придадут данному курсу профилактической программы значимость.
На основании обработанной и проанализированной
информации составляется план внутриклассных,
общешкольных, индивидуальных профилактических
мероприятий, направленных на формирование
у школьников стремления к здоровому образу
жизни.
К таким мероприятиям можно отнести конкурс
рисунка, антитабачную викторину, инсценировку
“Суда над курением”, анаграммы и кроссворд
для школьной стенгазеты и др. Формами
проведения таких мероприятий может быть
также ток-шоу (принимаются гости-эксперты
по проблеме ЗОЖ, ведущий предлагает вопросы
для обсуждения), диспут, семинар, дебаты,
круглый стол. Можно использовать форму
популярных телеигр, таких как «Что? Где?
Когда?», «КВН», «Кто хочет стать миллионером?».
Эффективность данных мероприятий повышается,
если они проводятся с участием родителей
учащихся. ( Приложение).
Но
основным способом оздоровления детей
и подростков, а также членов их
семей является организация их досуга,
приобщение к занятиям спортом и
физкультурой. А мероприятия по профилактике
вредных привычек (в частности, табакокурения)
должны этому способствовать, не просто
информируя, а убеждая, формируя позитивное
восприятие основ ЗОЖ, нравственную устойчивость
личности.
2.2. Профилактическая работа с родителям. ( рекомендации педагогам по М. В. Аносовой)
Один из важных ресурсов, использование, которого позволяет повысить эффективность профилактической работы - взаимодействие с родителями. Как бы хорошо ни строилась профилактика табакокурения в школе, без поддержки семьи трудно достичь стойкого положительного эффекта. Семья и школа по данной проблеме должны стоять на единых позициях. Помощь родителей неоценима. Прежде всего, родители обладают огромным жизненным опытом, они являются представителями многих профессий, где курение отрицательно сказывается на производительности труда. Участие родителей в профилактических мероприятиях по нераспространению курения среди молодежи наиболее значимо для подростков.
Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков