Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:08, реферат
Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Всё больше и больше молодых людей, школьников, затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка – пол пачки(!). Говорят, что «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма.
Введение___________________________________3 стр.
Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.
Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.
Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.
Заключение________________________________26 стр.
Приложения_______________________________29 стр.
Данные зарубежных
исследований показывают, что имеются способы снизить степень
приобщения подростков к курению, но они
не являются прямыми и требуют изменения
поведения взрослых курильщиков. Сначала
родители и члены семей детей и подростков
должны сами прекратить курить. Из длительного
общественного опыта известно, что курение
родителей и братьев или сестер является
фактором риска для курения подростков.
Теперь, кроме того, выяснилось, что прекращение
курения родителями уменьшает вероятность
для потомства приобщиться к курению.
Поэтому школьные программы обязательно
должны охватывать учителей и другой школьный
персонал, а также родителей. При этом
следует сделать максимум возможного,
чтобы способствовать прекращению курения
среди этих взрослых.
Прежде чем начать профилактическую работу в школе, нужно проинформировать об этом родителей учащихся, объяснить позицию школы по данной проблеме и заручиться их поддержкой. Это поможет избежать непонимания и вызванного им недовольства действиями школы. Информирование родителей лучше построить по следующей схеме: проводится общее собрание родителей, и администрация школы рассказывает о намерении проводить в школе профилактику табакокурения, разъясняет цели и задачи программы, говорит про ожидаемые результаты, отвечает на возникающие вопросы; затем собрание продолжается по классам, где классные руководители раскрывают суть программы, рассказывают о конкретных мероприятиях, пытаются привлечь родителей на свою сторону, заручиться их поддержкой. Такое собрание лучше проводить в конце учебного года, раскрывая перспективы работы школы на следующий год. Важно, чтобы собрание было тематическим, то есть именно по этой проблеме, что подчеркнет ее значимость. Следующим шагом будет проведение родительского собрания по этой проблеме в начале учебного года. За лето родители смогут подумать о важности профилактической работы и о возможности своего включения в эту работу. Собрание в начале года может быть самым обычным, по классам, на повестке может стоять несколько вопросов, но вопрос о внедрении профилактической программы должен быть самым значимым. На этом собрании хорошо обсудить следующие вопросы:
- выяснить позицию родителей по проблеме курения вообще и, в частности, подросткового курения;
- выяснить мнение родителей
по поводу проведения профилакт
- готовность родителей
- пожелания и идеи родителей по проблеме.
Внедряя в школе программу профилактики табакокурения, проводя занятия по проблеме для детей и подростков, не следует обходить вниманием родителей и останавливаться на проведении простых родительских собраний. Организуя работу с родителями по проблеме курения, рекомендуется :
1.Провести диагностику,
2.Организовать семинары по
3.Организовать отдельную
4.Организовать отдельные
5.Провести мониторинг
Не являясь
специалистами-наркологами,
- ознакомление с содержанием профилактических программ, реализуемых школой;
- родительские собрания « Пассивное курение и его вред для окружающих», « Как помочь ребенку отказаться от вредных привычек»;
- конференция «Роль семьи в воспитании здорового образа жизни»;
- ознакомление родителей
с общими результатами
-подготовка для родителей выступления агитбригад, выпуск листков здоровья, создание коллажей « Брось сигарету!» и « Послание от смерти»;
- оформление уголка для родителей;
- проведение индивидуальной работы с родителями курящих детей;
- проведение массовых семейных праздников и т. д.
2.3. Роль учителя в профилактике табакокурения.
В результате
совместной деятельности всех
участников образовательного
Наличие школьной политики в
отношении потребления
1. Уточняет роль, права
и ответственность каждого
2. Дает официальную точку зрения на часто вызывающий противоречия и эмоции вопрос;
3. Определяет последовательность
мер, предпринимаемых при
4. Защищает благополучие школьников и персонала, гарантируя, что все случаи будут оцениваться разумно; а также гарантируя конфиденциальность и возможность консультаций, если это необходимо;
5. Поддерживает персонал,
снимая с него груз чрезмерной
ответственности за
В одном из исследований было обнаружено, что в школах с политикой запрета курения, как для работников, так и для учащихся, распространенность курения среди учащихся была вдвое меньше, чем в школах, где курение было разрешено. Курильщики курили меньшее количество сигарет, как в самой школе, так и вне нее.
Фундаментом эффективной работы по предупреждению табакокурения учащихся является хорошая подготовка преподавательского состава. Основные требования здесь следующие.
1. Каждый учитель школы, преподаватель училища, колледжа должен получить необходимую подготовку по вопросам предупреждения табакокурения учащихся - начиная со студенческой скамьи, и далее – в процессе постоянного повышения своей квалификации по этим вопросам.
2. Классные руководители, преподаватели физкультуры, биологии, ОБЖ должны пройти дополнительную подготовку, позволяющую им более активно реализовывать эти программы в своей учебно-воспитательной работе.
3. Преподаватели основ культуры здоровья (валеологии, уроков здоровья) и школьные психологи должны получить подготовку, позволяющую им консультировать по этим вопросам своих коллег, проводить внутришкольные образовательные программы по этой тематике.
4. В программы повышения
5. Курение учителя (
Это особенно важно. Преподаватели должны понять теории и методы, используемые в образовании, ориентированном на поведение. Поскольку эти методы существенно отличаются от методов, ориентированных на передачу знаний, которые можно оценить на экзамене, то не представляется реалистичным, чтобы такая подготовка педагогов могла происходить "по разнарядке". Для успеха дела необходимо, чтобы в этой работе участвовали лишь те педагоги, которые сами чувствуют необходимость таких программ, которые сами уже пытались решать проблемы курения среди своих учеников, искали подходящие для этого подходы.
Глава 3.Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения.
Поскольку последствия для здоровья несет связанное с курением поведение, то измеряемые зависимые переменные должны отражать именно поведение. Но как измерить поведение? Спросить представителя целевой группы о его поведении? Это часто делается, но в основном для того, чтобы убедиться в ненадежности данного показателя. Респонденты обычно отвечают либо то, что, как им кажется, от них хотят услышать, либо то, что соответствует тому образу, который они хотят создать. Конечно, поведение можно пронаблюдать, и это будет наиболее надежной оценкой. Но наблюдаемое в каждой конкретной ситуации поведение чрезвычайно сильно зависит от того, кто за ним наблюдает, и совсем не обязательно будет таким же в других сходных ситуациях. Поэтому часто принимается гипотеза, что поведение находится в зависимости от отношения человека к данному виду поведения и вместо измерения поведения измеряется отношении.
Таким образом, оценка эффективности профилактических программ, хотя и требует дополнительных ресурсов, вполне возможна. Достаточно убедительные свидетельства эффективности или неэффективности профилактических программ дают сравнения с контрольными группами учащихся, среди которых такие программы не проводятся. При этом совершенно не обязательно проводить оценку эффективности каждой программы в каждой школе. Трудно ожидать, что программа, не давшая эффекта в одной школе, будет эффективной в иной школе. При этом имеется множество обратных примеров: эффективные в одних условиях программы не дали результата в других условиях.
Из этого следуют достаточно простые выводы. При использовании чьих-то, в том числе, зарубежных программ недостаточно их просто "адаптировать" к местным условиям. Необходимо, чтобы они предъявили четкие и недвусмысленные доказательства своей эффективности. Если таковых нет, то нереалистично надеяться, что "адаптированный" вариант программы вдруг станет эффективным. Использование эффективных программ также требует выполнения ряда условий, которые мы обсудим позже. Вначале попытаемся выделить из общей массы программ те, которые имеют хоть какие-то доказательства эффективности.
К сожалению, в русскоязычной литературе не удалось обнаружить серьезных работ, посвященных оценке эффективности профилактических программ. Тем же показателям эффективности, которые изредка приводят в своих работах сами авторы программ, верится с трудом по тем же причинам, что и рекламным сообщениям о 90% эффективности излечения от наркомании. Известно, что эффективность лучших мировых программ составляет порядка 10%. Поэтому приходится пользоваться данными зарубежных исследований. Их было проведено так много, что появился целый ряд обзоров, в которых независимые эксперты обобщают результаты оценки эффективности профилактических программ.
Проведенные в западных странах исследования показывают, что наилучший результат, на который можно надеяться при использовании направленных на подростков школьных программ профилактики - это умеренная краткосрочная задержка начала курения у подростков. Другими словами, те подростки, которые закурили бы при отсутствии программы, все равно закуривают, но в среднем на год позже. В некоторых странах имеет место очень высокая распространенность курения среди молодежи, несмотря на широкое использование в них школьных профилактических программ. При внимательном рассмотрении оказывается, что многие традиционные программы профилактики курения в школах, в особенности, имеющие лекционную форму, изначально обречены на неудачу.
Некоторые причины такого явления перечислены ниже.
Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков