Система социального обслуживания инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем инвалидов, острая необходимость их решения являются важной составляющей социальной политики Хабаровского края. Нетрудоспособные граждане составляют предмет заботы Правительства края, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы, оказание различных видов адресной социальной помощи и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи, создание благоприятных условий для проживания и участия в общественной жизни.

Содержание работы

Введение 3
1 Социальные проблемы инвалидов в современном обществе 5
1.1 Формы и методы решения социальных проблем инвалидов 5
1.2 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 9
2 Организация социальной помощи инвалидам 16
2.1 Характеристика проблемы инвалидности в Хабаровском крае 16
2.2 Анализ деятельности социальных служб Ванинского района по оказанию социальной помощи инвалидам 24
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая помощь инвалидам.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Известно, что в домах-интернатах находятся наиболее тяжелые в  соматическом отношении инвалиды. В  зависимости от характера патологии  взрослые инвалиды содержатся в домах-интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети – в домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками.

Деятельность социального  работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится  с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома-интернаты общего типа предназначены для медико-социального  обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами дома-интерната  являются:

–создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

–организация ухода за проживающими и оказание им  медицинской помощи, организация содержательного досуга;

–организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными  задачами дом-интернат осуществляет:

–активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

–бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

–организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

–диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

–обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями и кресло-колясками;

–в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

В домах-интернатах общего типа находятся инвалиды молодого возраста (от 18 до 44 лет). Их адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида.

В отличие от пожилых  людей с относительно ограниченными  потребностями, среди которых преобладают  витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др.

В условиях дома-интерната  при отсутствии в штате специальных  работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации.

Роль социального работника  состоит в том, чтобы создать  особую среду в доме-интернате  и особенно в тех отделениях, где  проживают молодые инвалиды. Терапия  средой занимает ведущее место в  организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на “самодеятельность”, самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно-полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно-развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий не должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах-интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной  терапевтической среды социальному  работнику необходимы знания не только психолого-педагогического плана. Нередко  приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров  из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом-интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально-психологической  адаптации молодых инвалидов  в домах-интернатах в значительной мере определяется их отношением к  своей болезни. Оно проявляется  либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо “уходом в болезнь”. Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль социального работника  состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в  учебное заведение является одной  из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое  может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне  профессий для инвалидов и  др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально-психологическая  поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения – вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие  социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разно-стороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ

 

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ  ИНВАЛИДНОСТИ 

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

 

Региональные особенности  процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании определенной социальной политики на территории региона. Следует отметить, что под региональной социальной политикой понимается система мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.

Одним из главных критериев  эффективности социальной политики в отношении инвалидов по идее должна быть ее ориентация на выход максимально возможного числа лиц из состояния инвалидности. Полная реабилитация означает снятие статуса инвалида. Два других показателя - частичной реабилитации и утяжеления инвалидности (дереабилитация) - отражают процесс перетекания инвалидов из группы в группу. Частичная реабилитация - переход в более легкую группу (для третьей группы, естественно, отсутствует). Утяжеление инвалидности или дереабилитация - переход в более тяжелую (соответственно, для первой группы невозможен). Показатель изменчивости - доля инвалидов, сменивших свою группу, в том числе вследствие полной реабилитации. И, наконец, баланс - сальдо, отражающее либо преобладание реабилитации над утяжелением инвалидности (в этом случае показатель имеет положительное значение), либо наоборот (знак отрицателен).

В настоящее время  в корне изменился подход к  определению степени нетрудоспособности инвалидов. Вступившие в силу с 01.01.2004 года положения федеральных законов от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 г. № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливают назначение пенсии по инвалидности с учетом ограничения способности к трудовой деятельности. Учреждениями медико-социальной экспертизы при установлении гражданам группы инвалидности определяют степень ограничения способности к трудовой деятельности.  В то же время законодательством определено, что гражданам, которым до 01.01.2004 года группа инвалидности установлена бессрочно, степень ограничения степени трудоспособности устанавливается как 1 группа – 3 степень , 2 группа – 2 степень , 3 группа- 1 степень, т.е. переосвидетельствование таких граждан не производится, за исключением их личного обращения. Особое внимание в данном случае обращается на то что пенсионный возраст не является безусловным признаком ограничения способности к трудовой деятельности.

За последние годы отмечается положительная динамика основных показателей бюро медико-социальной экспертизы. Количество освидетельствованных в 2003 году взрослых и детей в Хабаровском крае на 5 % меньше, чем в 2003 году.

Проведенный анализ основных видов деятельности учреждений медико-социальной экспертизы Хабаровского края объясняет положительную динамику следующими факторами:

  • реорганизация Государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов позволила упорядочить направление больных в учреждения МСЭ;
  • работа в более тесном контакте с учреждениями здравоохранения привела к более дифференцированному подходу при направлении больных на МСЭ;
  • уменьшилось количество лиц пенсионного возраста, имеющих показания для оформления инвалидности (показатели смертности превышают рождаемость);
  • миграция населения в западные регионы страны.

Динамический анализ структуры инвалидов показал, что уровень полной реабилитации стабильно очень низкий, а в 1-ой и 2-ой группах почти нулевой (0.2-0.6%). Из числа реабилитированных 82-87% - это бывшие инвалиды 3-ей группы, где уровень ОКПР единственно значимый и составляет 5-6%.

Ежегодно совокупность инвалидов уменьшается всего на 2.2-2.3% благодаря полной реабилитации. Можно прийти к выводу, кто бы и по каким мотивам не оформлял инвалидность, инвалидность в России – явление терминальное, а не временное. Лишь инвалиды 3-ей группы имеют сколько-то значимый шанс полной реабилитации.

При низком уровне полной реабилитации в 1-2 группах тяжести  можно было бы надеяться, что в  переходах из группы в группу будет  преобладать поток в сторону  самой легкой – 3-ей группы, из которой  есть шанс быть реабилитированным у каждого двадцатого инвалида. Но в соотношении реабилитации и дереабилитации, последняя преобладает, так что результатом ежегодных переосвидетельствований является утяжеление инвалидности у оставшихся 97,8% в сторону резкого увеличения 1-й группы (в 3-4 раза) и уменьшения доли 3-ей.

Сравнение работающих и  неработающих инвалидов выявило, что  реабилитация первых существенно выше, чем среди последних. И это  неудивительно, так среди работающих подавляющее большинство инвалидов третьей группы. Именно применительно к категории неработающих до самого последнего времени относится вывод о полном отсутствии реабилитируемости.

Одним из основных направлений поддержки  инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:

Информация о работе Система социального обслуживания инвалидов