Система социального обслуживания инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем инвалидов, острая необходимость их решения являются важной составляющей социальной политики Хабаровского края. Нетрудоспособные граждане составляют предмет заботы Правительства края, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы, оказание различных видов адресной социальной помощи и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи, создание благоприятных условий для проживания и участия в общественной жизни.

Содержание работы

Введение 3
1 Социальные проблемы инвалидов в современном обществе 5
1.1 Формы и методы решения социальных проблем инвалидов 5
1.2 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 9
2 Организация социальной помощи инвалидам 16
2.1 Характеристика проблемы инвалидности в Хабаровском крае 16
2.2 Анализ деятельности социальных служб Ванинского района по оказанию социальной помощи инвалидам 24
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая помощь инвалидам.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Ежегодно финансовые средства на оказание вышеперечисленных  мероприятий растут, динамику роста  можно представить следующим  образом:

  • 2001 год- оказана помощь 914 инвалидам на сумму 21.0 тысяча рублей;
  • 2002 год-1126 инвалидов- 114,0 тысячи рублей;
  • 2003год- 1690 инвалидов - 211,3 тысячи рублей;
  • 2004 год- 1890 инвалидов- 312,0 тысяч рублей.

Следует отметить понимание  социальных проблем со стороны Министерства социальной защиты населения, администрации района, финансового управления, структурных подразделений, руководителей предприятий и организаций, которые совместно с комитетом социальной защиты населения сегодня выполняют Закон Хабаровского края от 29.декабря 2004 года № 225 «Социальная поддержка граждан  пожилого возраста, инвалидов, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год».

На протяжении ряда лет  наработан положительный опыт по социальной работе в районе, результат  – обобщение опыта работы в Министерстве социальной защиты населения и Правительстве Хабаровского края в 2004 году.

Данных положительных  результатов можно было добиться благодаря  совместной работе с общественными  организациями ветеранов и инвалидов, с районным Домом ветеранов, с Центром социального обслуживания одиноких пожилых граждан и инвалидов, Центром социальной помощи семье и детям.

Межрайонным бюро медико-социальной экспертизы разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, что позволяет  своевременно решить вопрос с трудоустройством, переобучением.

Наибольшее количество программ формируется для профессиональной реабилитации. Количество профессиональных карт реабилитации растет, в 2004 году процент  возрастания равен 28,6 %, это составляет 62 % от общего количества разработанных программ. На 24% увеличилось количество разработанных социальных программ реабилитации. Что касается медицинской реабилитации, охват инвалидов уменьшился на 10,3 %.

В последние годы в  ряде Центров социального обслуживания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи, в Ванинском районе она действует с 2000 года. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации, беженцев, лиц без определенного места жительства.

Инвалидов войны и приравненных к ним инвалидов на 1 января 2005 года в Ванинском районе – 126 человек. В настоящее время, в период заключительного этапа краевого смотра-конкурса «Как живешь, ветеран», в период подготовки к юбилейной дате, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, к ветеранам  проявляется самое чуткое отношение во всех вопросах социального и материального плана, особенно это можно увидеть из таблиц 1-5, в которых отображена динамика роста оказываемых льгот и услуг ветеранам и инвалидам, виден масштаб помощи и заботы о социальном положении инвалидов в районе.

Таблица 1 - Удельный показатель стоимости льгот, предоставленных  отдельным категориям граждан  за 2004 год.

 

Наименование категорий

граждан

РУП стоимости всех предоставляемых льгот в расчете на одного получателя в месяц(тыс. руб.)

Соотношение РУП стоимости  всех предоставляемых льгот в расчете на одного получателя в месяц и средней пенсии( % )

Инвалиды Великой Отечественной войны

993,5

303

Участники Великой Отечественной войны

311,6

95

Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин

993,5

303

Ветераны боевых действий на территории других государств

214,3

65

Инвалиды боевых действий на территории других государств

993,5

303

Военнослужащие, проходящие военную службу в годы войны в  тылу

186,9

57

Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады

227,8

69

Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады, ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин

295,8

90

Лица, работавшие в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны

159,9

49

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны

152,4

46

Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов  боевых действий на территории других государств

209,5

64

Ветераны труда

186,5

57

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма, признанные инвалидами

993,5

303

Бывшие несовершеннолетние узники фашизма

311,6

95

Реабилитированные граждане

398,2

121

Лица, пострадавшие от политических репрессий

160,3

49

Члены семей, совместно  проживающие с реабилитированными лицами и лицами, пострадавшими от политических репрессий

49,9

15


РУП - расчетный удельный показатель

Таблица 2 - Удельные показатели активной и пассивной  политики
государства в отношении инвалидов в 2004году (тыс. руб.)
 

Удельный показатель стоимости в расчете на одного получателя

I. Активная политика

 

Медицинская реабилитация, лечение и протезирование:

 

оплата лекарств

0.4

пользование поликлиниками

233,4

протезирование

43,1

курортно-санаторное лечение

1300

оплата проезда на лечение

1500

 всего:

3476,5

Трудовая реабилитация и содействие занятости

 

профподготовка, переподготовка и профориентация

39.0

проведение общественных работ

491,3

сохранение рабочих  мест

86,5

кредиты для организации  собственного дела

11,0

субсидирование занятости  безработных инвалидов

29,0

Социальная  реабилитация

 

оплата проезда на транспорте дальнего сообщения

1,8

оплата проезда на пригородном транспорте

5,9

оплата проезда на городском транспорте

9,8

обеспечение автомобилями

96,0

обеспечение мотоколясками

2,3

обеспечение кресло-колясками

425,0

установка телефона

3,5

оплата пользования  телефоном и радиоточкой

1,3

 всего:

545,6

Федеральные целевые программы

 

“Социальная защита инвалидов”

3456,0

“Дети инвалиды”

896,0

 

II. Пассивная политика 

 

Пенсионное  обеспечение

 

средний размер назначенных  инвалидам пенсий с компенсационными выплатами:

             2,1

Получающим пенсии по старости

1,2

получающим пенсии по инвалидности

0,98

Получающим социальную пенсию

0,68

Из числа военнослужащих

1,9

Надбавки инвалидам  ВОВ и приравненным к ним категориям

0,3

Надбавка на уход за инвалидом I группы

0,3

Надбавка на уход за ребенком-инвалидом  до 16 лет

1,3

 всего:

4359,6

Защита от безработицы ( поддержка доходов)

 

Средний размер пособий  по безработице

1,2

Стационарные  учреждения

 

средняя суточная стоимость содержания одного проживающего инвалида в учреждении общего типа

 

1,7

средняя суточная стоимость  содержания одного проживающего инвалида в психоневрологических интернатах

 

2,3

средняя суточная стоимость  содержания одного проживающего инвалида в детских интернатах

 

2,1


 

Благодаря новым законодательным  актам о квотировании и создании дополнительных рабочих мест для  инвалидов, численность инвалидов  в общей численности граждан, ищущих работу и безработных, зарегистрированных в Ванинском Центре занятости населения, уменьшилось за последние 2 года, а количество трудоустроенных увеличилось, как это отображено в таблице 3:

Таблица 3      Численность безработных инвалидов

 

2002

2003

2004

Численность пенсионеров  по инвалидности, обратившихся в органы службы занятости, чел.

57

219

27

Доля пенсионеров по инвалидности в общей численности граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости, %

1,2

2,3

1,0

Численность инвалидов  безработных, зарегистрированных в  органах службы занятости,  чел.

17

28

20

Доля инвалидов в  общей численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, %

 

 

1,2

 

1,9


 

Из общей численности  инвалидов, зарегистрированных в службе занятости, в 2004г. было трудоустроено 17 пенсионеров по инвалидности и 4 инвалида оформлены на досрочную пенсию. Общий процент трудоустроенных инвалидов (около 3%) от числа обратившихся инвалидов свидетельствует о том, что инвалиды еще являются достаточно конкурентоспособными на рынке труда. Однако происходящие процессы массовых высвобождений с предприятий, банкротства предприятий резко изменяют ситуацию с занятостью инвалидов к худшему.

В связи с тем, что  инвалиды являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих  на учете в органах федеральной  государственной службы занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан.

Из статистических данных также можно увидеть динамику роста в распределении инвалидов, состоящих на учете в Центре занятости населения по продолжительности безработицы, отображенную в таблице 4:

Таблица 4 - Распределение  инвалидов, состоящих на учете в  центре занятости населения по продолжительности безработицы

 

2003

2004

до 1 месяца

0

0

1 - 4

1

4

4 - 8

6

9

8 - 12

1

1

более 1 года

5

7


 

В большинстве регионов приняты разработанные службой  занятости программы “Профессиональная  реабилитация и содействие занятости  инвалидов”, мероприятия которых отражают участие заинтересованных организаций в работе по реализации федеральных программ социальной защиты инвалидов в части профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству. В рамках данных программ в районе направлено на обучение в 2003-2004 годах 9 инвалидов и закончили обучение 12 инвалидов.

Финансирование программ осуществляется из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости), местных бюджетов, средств работодателей, как видно из следующих данных затраты Центра занятости населения Ванинского района на трудовую реабилитацию инвалидов составляли в 2002 году по плану 8,9 тыс. руб., фактически – 4,3 тыс. руб., в 2003 – 5,7 и 3,4 тыс. руб., в 2004 – 4,9 и 2,5 тыс.руб.

Таблица 5 -  Финансирование политики соцзащиты инвалидов из средств фонда занятости населения  РФ в 2004году (тыс. руб.)

Статьи расходов

 

Израсходовано средств  фонда занятости на финансирование мероприятий по содействию занятости  инвалидов всего:

в том числе:

 

40,0

на поддержание доходов

в том числе:

на выплату пособий

на выплату материальной помощи и иной

помощи

24,0

на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию

из них на выплату  стипендий

6,0

на финансовую поддержку

в том числе:

на сохранение рабочих  мест

на создание дополнительных рабочих мест

на субсидии для организации  собственного дела

5,0

 

на социальную адаптацию

 

на финансирование общественных работ

5,0

на содержание и оснащение  проф. Реабилитационных

 структур для инвалидов

 

Информация о работе Система социального обслуживания инвалидов