Система социального обслуживания инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблем инвалидов, острая необходимость их решения являются важной составляющей социальной политики Хабаровского края. Нетрудоспособные граждане составляют предмет заботы Правительства края, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы, оказание различных видов адресной социальной помощи и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи, создание благоприятных условий для проживания и участия в общественной жизни.

Содержание работы

Введение 3
1 Социальные проблемы инвалидов в современном обществе 5
1.1 Формы и методы решения социальных проблем инвалидов 5
1.2 Роль социальных работников в реабилитации инвалидов 9
2 Организация социальной помощи инвалидам 16
2.1 Характеристика проблемы инвалидности в Хабаровском крае 16
2.2 Анализ деятельности социальных служб Ванинского района по оказанию социальной помощи инвалидам 24
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая помощь инвалидам.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)
  • профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор);
  • психологическая поддержка профессионального самоопределения;
  • обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • повышение квалификации;
  • содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);
  • квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
  • профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

  • Сужение экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов. Снижаются объемы профессионального обучения безработных инвалидов при посредничестве службы занятости. Так, в 2004 году службой занятости Ванинского района Хабаровского края направлено на обучение 9 инвалидов, что в 1,4 раза меньше, чем в 2003г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших профессиональное обучение (6 чел.), трудоустроено 4 чел. Услуги по профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 35 инвалидам.

Профессиональное обучение безработных инвалидов на региональном уровне в основном осуществляется в  рамках программ “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”. Их финансирование осуществляется из средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов, средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности. Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, моделирование и конструирование изделий народного потребления и др.

Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов  в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих и слепых.

Профессиональную подготовку и профессиональное образование (включая обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее осуществлять не в специальных, а в обычных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, различных курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у инвалидов и предоставит возможность более полноценной интеграции инвалидов в общество.

Другой существенный изъян состоит в том, что большинство  реабилитационных мероприятий адресованы лишь инвалидам с незначительными нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты очевиден: видимость успеха создается быстро и эффективно.

Следующая проблема заключается  в том, что многие инвалиды не имеют опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в программы по реабилитации инвалидов.

В службе занятости отсутствует  какой-либо существенный опыт по трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой возможности инвалидов.

Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости, являются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них занято инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности работающих инвалидов. Главное, что работая на специализированных предприятиях, инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме.

Специализированные предприятия  обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма (слепые, с нарушениями умственного развития и двигательного аппарата). Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Перемещение из специализированной в обычную форму занятости должно являться целью политики государства в отношении к инвалидам, в действительности это происходит крайне редко, что объясняется следующими причинами:

  • инвалиды часто опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в общем процессе занятости, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы;
  • инвалиды могут потерять определенные льготы, которые они получают, работая на специализированном предприятии;
  • руководители специализированных предприятий неохотно расстаются с работниками, чей профессионализм и производительность возросли настолько, что они стали важны для предприятия и для его дохода и прибыли;
  • целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность;
  • в условиях постоянно растущей безработицы организации не очень охотно принимают на работу тех, кто был ранее занят на специализированных предприятиях.

Процессы в переходной экономике довольно в целом негативно  отразились на специализированной занятости инвалидов, так как многие предприятия находят, что с финансовой точки зрения невозможно держать рабочих-инвалидов или платить оставшимся даже минимально допустимую заработную плату, предоставлять различные льготы или продолжать осуществлять их профессиональную реабилитацию. Особенно сложно это для предприятий, не имеющих государственных дотаций. Кроме того, специализированные предприятия испытывают большие трудности, так как им приходится конкурировать с предприятиями, проводящими в настоящее время модернизацию своего оборудования и маркетинговые исследования, которые они не могут себе позволить. Специализированные цеха и предприятия испытывают недостаток в инвестиционных средствах, что приводит их к значительному отставанию от конкурентов из частного сектора. Каковы бы ни были их достижения и недостатки в процессе обеспечения занятости инвалидов, специализированные предприятия, стремящиеся к достижению конкурентоспособности, будут сталкиваться с новыми трудностями, связанными с развитием рыночных отношений.

Таким образом, специализированная занятость, предоставляющая потенциальные  возможности инвалидам, имеет преимущества и недостатки.

В большинстве случаев  для работника-инвалида специализированное рабочее место представляет единственную реальную возможность получить оплачиваемую работу. В то же время для обычных предприятий, на которых существуют специализированные виды работ и рабочие места для инвалидов, – это возможность получить обученного и исполнительного работника. Для государства существует возможность снизить расходы на социальные выплаты, предоставляя людям возможность заниматься оплачиваемым производительным трудом.

Основными недостатками специализированной занятости инвалидов  являются:

  • заработная плата на специализированных предприятиях, как правило, очень низка из-за недостаточных или неправильных распределений субсидий или из-за устаревших технологий, плохих рабочих условий, недостаточной помощи работникам и т. д.;
  • довольно сложно внедрить простую и справедливую систему определения тех, кто нуждается в специализированных видах работ;
  • намерения обеспечить инвалидов специализированными видами работ может противоречить стремлению повышать производительность труда на специализированных предприятиях;
  • специализированные виды работ, хотя и необходимы для отдельных групп людей, могут привести к изолированию работников-инвалидов от других категорий работников и создать отрицательное представление или стереотип для общества в целом.

Современная статистика доходов и оплаты труда не дает возможности для сколько-нибудь репрезентативного анализа уровня и динамики оплаты труда занятых инвалидов. Такую возможность предоставляют лишь отдельные социологические исследования или экономический анализ в отдельно взятом экономическом секторе. Рассмотрим анализ деятельности по оказанию социальной помощи на примере социальных служб Ванинского района Хабаровского края.

 

    1. Анализ деятельности служб Ванинского района по оказанию

инвалидам социальной помощи

 

 В Ванинском районе  проживает 48,1 тысяча человек, в том числе 1890 инвалидов всех групп и категорий, а также дети-инвалиды до 18 лет, а также 25 инвалидов Великой Отечественной войны, один из которых получает пенсию по линии силовых структур. Одним из важнейших разделов деятельности  комитета социальной защиты населения и межрайонного бюро МСЭ является разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Начиная с 2001 года всего разработано 518 программ  медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, охват  инвалидов в сравнении с 2003 годом увеличился на 18 %.

 Генеральной целью  деятельности администрации Ванинского  муниципального района, сельских и городских муниципальных поселений является создание условий, обеспечивающих высокий уровень качества жизни населения района: сервис, занятость и предотвращение безработицы, здоровье и высокий уровень дохода населения, социальная, правовая, экономическая, экологическая защита интересов жителей района, в том числе инвалидов всех групп и категорий, семей, в которых воспитываются дети – инвалиды.

Из различных источников финансирования  инвалидам оказываются самые различные виды адресной социальной помощи.

В частности, большим  подспорьем являются дополнительные мероприятия  районной программы по социальной поддержке  малоимущих граждан, инвалидов, пожилых людей и семей с детьми.

В Ванинском районе, одном  из немногих в крае принято решение  за счет средств бюджета района оказывать  следующие виды помощи:

  • оплата за содержание детей из малоимущих семей в дошкольных образовательных учреждениях;
  • выдача продовольственных наборов (стоимость ежегодно увеличивается, 2004 год –300 рублей );
  • организация горячего питания в Центре социального обслуживания;
  • льготное обслуживание в магазине «Ветеран»;
  • выдача наборов детского питания детям от 0 до 3 лет из малоимущих семей района;
  • приобретение средств реабилитации и ухода инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе;
  • капитальный и текущий ремонт жилых помещений;
  • приобретение одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
  • оказание материальной помощи инвалидам-сиротам, оставшимся без попечения родителей;
  • финансовая помощь по обеспечению среды жизнедеятельности инвалидов, представителей коренных малочисленных народностей Севера;
  • оказание материальной помощи инвалидам, оказавшимся в экстремальной ситуации;
  • проведение различных благотворительных мероприятий в рамках Декады инвалидов, ярмарки рабочих мест, краевые и районные фестивали, конкурсы;
  • организация оздоровительных групп для детей- инвалидов на базе Дворца спорта;
  • оздоровительные мероприятия с детьми-инвалидами на базе профилактория «Маяк»;
  • компенсация расходов, связанных с приобретением и ремонтом бытовой техники;
  • оформление подписки на районные средства массовой информации малоимущим инвалидам отдаленных сел и поселков района;
  • оплата за услуги по зубопротезированию инвалидов отдаленных сел и поселков;
  • компенсация расходов инвалидам  в связи с операцией на глазах в портовой больнице.

Информация о работе Система социального обслуживания инвалидов