Социальная диагностика как общая технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение социальной диагностики : цели, этапы и способы ее проведения.
Задачи работы:
- рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;
- рассмотреть этапы проведения диагностики;
- рассмотреть принципы диагностики;
- рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….3
Глава I
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения…….…4
1.1.Понятие «социальная диагностика»……………………………………...4
1.2. Принципы социальной диагностики……………………………………..7
1.3. Задачи социальной диагностики…………………………………………8
1.4. Социальная диагностика в обучении специалистов социальной работы…………………………………………………………………………8
1.5. Социально-диагностические методы в социальной работе………….10
1.6. Методы анализа диагностической информации…………………...….13
1.7. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента…..19
Глава II
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы - Центр диагностики и консультирования «Участие»…...22
2.1. Структура подразделения………………………………………………23
2.2. Диагностика и консультирование………………………………………24
2.3. Психологическое консультирование…………………………………...24
2.4. Психологическое просвещение………………………………………....25
2.5. Психологическая профилактика………………………………………..25
2.6. Психологическая реабилитация………………………………………...26
2.7.Достижения детей………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tekhsr.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА КАК  ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

                                                                                                        

 

 

                                                                                                     Выполнила: студентка III курса

                                                                                                     Группы 3307

                                                                                                    Факультета социальных технологий

                                                                                                    Уразалина Роза Нурахметуллаевна

                                                                                       Проверила: кандидат педагогических наук, доцент Орлова Инна Степановна

                                                                                                    Дата сдачи:

                                                                                                    Оценка:

                                                                                                    Подпись руководителя:

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3

Глава I

Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения…….…4

1.1.Понятие «социальная диагностика»……………………………………...4

1.2. Принципы социальной диагностики……………………………………..7

1.3. Задачи социальной диагностики…………………………………………8

1.4. Социальная диагностика в обучении специалистов социальной работы…………………………………………………………………………8

1.5.  Социально-диагностические методы в социальной работе………….10

1.6. Методы анализа диагностической информации…………………...….13

1.7. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента…..19

Глава II

Государственное  бюджетное  образовательное учреждение города Москвы -  Центр диагностики  и консультирования «Участие»…...22

2.1. Структура подразделения………………………………………………23

2.2. Диагностика и консультирование………………………………………24

2.3. Психологическое консультирование…………………………………...24

2.4. Психологическое просвещение………………………………………....25

2.5. Психологическая профилактика………………………………………..25

2.6. Психологическая реабилитация………………………………………...26

2.7.Достижения детей………………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………………....30

Список литературы…………………………………………………………...32

 

 

Введение

Выбранная мною тема является актуальной, так как диагностика  в социальной работе – чрезвычайно  важная деятельность, требующая высокой  квалификации и технологии. Она является одним из начальных этапов социальной помощи. Не проведя качественной диагностики, невозможно правильно определить пути решения проблемы человека. Поэтому  она играла, играет и будет играть важную роль в социальной работе.

Обратившийся за помощью  в социальную службу человек с  первых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение  клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и  представляет собой технологию, в  основе которой - активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Социальная диагностика - это анализ состояния  социальных объектов и процессов  с целью выявления проблем  их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению  достоверных знаний об изучаемом  объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Целью работы является рассмотрение социальной диагностики : цели, этапы и способы ее проведения.

Задачи работы:

- рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;

- рассмотреть этапы проведения диагностики;

- рассмотреть принципы диагностики;

- рассмотреть социальную  диагностику индивидуальных особенностей клиента.

Объектом данной работы является человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, на которого и направлена деятельность социального работника.

Предметом выступает социальная диагностика: ее роль, значение и необходимость  в технологии социальной работы.

 

Глава I

Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения

Понятие «социальная  диагностика»

В повседневной жизни человеку часто приходится проверять свое мнение, сопоставляя его с другими  мнениями – родителей, друзей, коллег, чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения  проблемы  всегда носит в той  или иной мере субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения  проблемы во многом  определяется соблюдением  апробированной технологии социальной диагностики и зависит от нее.

Диагностика как социальная практика получила признание и распространение  в конце XIX – начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной особенностью периода становления социальной было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный характер: ее источниками, как правило, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный  простор для авторской интерпретации.

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20 – начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» ( «диагноз» в переводе с греческого – распознавание, определение) заимствован из медицины.1

«Диагностика» (греч. «diagnostikos» - способный распознавать) – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине:  если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе – чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику  приходится решать более широкий  круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению  достоверных знаний об изучаемом  объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Сущность социального  диагноза заключается в точном определении  причинно-следственных связей, порожденных  условиями жизни клиентов социального  обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы  социальной помощи.

Цель диагностики состояния  социального объекта – установление достоверности информации о нем  и окружающей  его среде, прогнозирование  его возможных изменений и  влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Постановка социального  диагноза – это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств  решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

- проводить детальный  анализ;

- видеть за частным  общее;

- не ограничиваться описанием  явления, а глубоко  исследовать  его сущность и связь с другими  явлениями;

- не избегать вопроса  «почему?»;

- прослеживать историю  идей;

-собирать как можно  больше сведений о предмете  исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

- изучать общие закономерности  научного познания (думать о том,  как думаешь);

- связывать науку с  другими отраслями знания, с общественной  жизнью;

- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.2

В социальной диагностике  учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит  в том, чтобы дать клиенту целостную  характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических  параметров.

Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного  и социального во всей сложности  их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Практически социальная диагностика  используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы является автором  или участником прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т.д. но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.3

 

 

Принципы социальной диагностики

Социальная диагностика  – весьма сложный и ответственный  вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку  затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований – принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального  диагноза без профессионального  согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как  минимум, валидными (достоверными) и  надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования  должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует  предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным  или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика  – важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики  включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных  методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.4

Информация о работе Социальная диагностика как общая технология социальной работы