Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение социальной диагностики : цели, этапы и способы ее проведения.
Задачи работы:
- рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;
- рассмотреть этапы проведения диагностики;
- рассмотреть принципы диагностики;
- рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.
Введение…………………………………………………………………….….3
Глава I
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения…….…4
1.1.Понятие «социальная диагностика»……………………………………...4
1.2. Принципы социальной диагностики……………………………………..7
1.3. Задачи социальной диагностики…………………………………………8
1.4. Социальная диагностика в обучении специалистов социальной работы…………………………………………………………………………8
1.5. Социально-диагностические методы в социальной работе………….10
1.6. Методы анализа диагностической информации…………………...….13
1.7. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента…..19
Глава II
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы - Центр диагностики и консультирования «Участие»…...22
2.1. Структура подразделения………………………………………………23
2.2. Диагностика и консультирование………………………………………24
2.3. Психологическое консультирование…………………………………...24
2.4. Психологическое просвещение………………………………………....25
2.5. Психологическая профилактика………………………………………..25
2.6. Психологическая реабилитация………………………………………...26
2.7.Достижения детей………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………...32
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Санкт-Петербург
2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения…….…4
1.1.Понятие «социальная диагностика»……………………………………...4
1.2. Принципы социальной диагностики……………………………………..7
1.3. Задачи социальной диагностики…………………………………………8
1.4. Социальная диагностика в обучении
специалистов социальной работы………………………………………………………………
1.5. Социально-диагностические методы в социальной работе………….10
1.6. Методы анализа диагностической информации…………………...….13
1.7. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента…..19
Глава II
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы - Центр диагностики и консультирования «Участие»…...22
2.1. Структура подразделения……………………………………………
2.2. Диагностика и
2.3. Психологическое консультирование………………………………….
2.4. Психологическое просвещение………
2.5. Психологическая профилактика……
2.6. Психологическая реабилитация……
2.7.Достижения детей…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Выбранная мною тема является актуальной, так как диагностика в социальной работе – чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологии. Она является одним из начальных этапов социальной помощи. Не проведя качественной диагностики, невозможно правильно определить пути решения проблемы человека. Поэтому она играла, играет и будет играть важную роль в социальной работе.
Обратившийся за помощью
в социальную службу человек с
первых минут общения со специалистом
ощущает заботу, участие, поддержку.
Социальная работа предполагает сопровождение
клиента до момента его выхода
из трудной жизненной ситуации и
представляет собой технологию, в
основе которой - активизация потенциала
клиента и резервных
Целью работы является рассмотрение социальной диагностики : цели, этапы и способы ее проведения.
Задачи работы:
- рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;
- рассмотреть этапы проведения диагностики;
- рассмотреть принципы диагностики;
- рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.
Объектом данной работы является человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, на которого и направлена деятельность социального работника.
Предметом выступает социальная диагностика: ее роль, значение и необходимость в технологии социальной работы.
Глава I
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения
Понятие «социальная диагностика»
В повседневной жизни человеку часто приходится проверять свое мнение, сопоставляя его с другими мнениями – родителей, друзей, коллег, чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной мере субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробированной технологии социальной диагностики и зависит от нее.
Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце XIX – начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной особенностью периода становления социальной было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный характер: ее источниками, как правило, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный простор для авторской интерпретации.
Термин «социальная
«Диагностика» (греч. «diagnostikos» - способный распознавать) – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе – чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.
Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния
социального объекта –
Постановка социального диагноза – это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работавшие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:
- проводить детальный анализ;
- видеть за частным общее;
- не ограничиваться описанием
явления, а глубоко
- не избегать вопроса «почему?»;
- прослеживать историю идей;
-собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;
- изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);
- связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
- не только решать проблемы,
но и находить новые,
В социальной диагностике
учитываются две группы факторов:
социальные (внешние) и биологические
(внутренние). Часто задача состоит
в том, чтобы дать клиенту целостную
характеристику с позиции медико-
Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.
Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист социальной работы является автором или участником прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т.д. но чаще всего в деятельности социального работника диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.3
Принципы социальной диагностики
Социальная диагностика – весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований – принципов диагностики.
Принцип конфиденциальности.
Неразглашение результатов
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Не следует
предлагать человеку такие рекомендации,
которые по итогам диагноза для него
бесполезны, могут привести к нежелательным
или непредсказуемым
Социальная диагностика
– важнейший компонент
Информация о работе Социальная диагностика как общая технология социальной работы