Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение социальной диагностики : цели, этапы и способы ее проведения.
Задачи работы:
- рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;
- рассмотреть этапы проведения диагностики;
- рассмотреть принципы диагностики;
- рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.
Введение…………………………………………………………………….….3
Глава I
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения…….…4
1.1.Понятие «социальная диагностика»……………………………………...4
1.2. Принципы социальной диагностики……………………………………..7
1.3. Задачи социальной диагностики…………………………………………8
1.4. Социальная диагностика в обучении специалистов социальной работы…………………………………………………………………………8
1.5. Социально-диагностические методы в социальной работе………….10
1.6. Методы анализа диагностической информации…………………...….13
1.7. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента…..19
Глава II
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы - Центр диагностики и консультирования «Участие»…...22
2.1. Структура подразделения………………………………………………23
2.2. Диагностика и консультирование………………………………………24
2.3. Психологическое консультирование…………………………………...24
2.4. Психологическое просвещение………………………………………....25
2.5. Психологическая профилактика………………………………………..25
2.6. Психологическая реабилитация………………………………………...26
2.7.Достижения детей………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………...32
Метод сравнительного анализа социальных проблем часто используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения диагностики.
К методу сравнительного анализа проблем близок и метод контент-анализа, который также основан на сравнительном сопоставлении. Только в данном случае речь идет о проведении сравнительного подсчета смысловых единиц. Такими смысловыми единицами могут быть высказывания воспитателей, школьных учителей, дневниковые записи подростков, их сочинения, стихи, рисунки и даже письма. Например, в российском провинциальном городе проводилось диагностическое исследование в нескольких детских домах. В одном из них была выявлена тенденция роста числа побегов его воспитанников. Сбор первичной информации, диагностические беседы с детьми, интервью с воспитателями и специалистами не позволили выявить основную причину такого поведения ребят. Тогда был использован метод сравнительного анализа проблем. По разным аспектам (что, кто, когда, где, в какой степени) диагносты выяснили разницу между данным детским учреждением, где существует проблема, и другим, таким же детским домом, где такой проблемы не существует. В ходе сравнения удалось прояснить первопричины проблемы. Они заключались в чрезмерно жестком внутреннем режиме в данном учреждении и наличии скрытого неформального лидера, активно формировавшего определенные настроения в коллективе воспитанников, но оказавшегося вне влияния специалистов детдома.
К методу сравнительного анализа проблем близок и метод контент-анализа, который также основан на сравнительном сопоставлении. Только в данном случае речь идет о проведении сравнительного подсчета смысловых единиц. Такими смысловыми единицами могут быть высказывания воспитателей, школьных учителей, дневниковые записи подростков, их сочинения, стихи, рисунки и даже письма.
Экспертные методы исследования информации предполагают привлечение к проведению диагностического анализа широкого круга специалистов, включая аналитиков из смежных областей деятельности. Например, диагностика уровня психического здоровья детей, их интеллектуального статуса может включать в себя материалы экспертных заключений психотерапевтов и психиатров.
Использование экспертных методов целесообразно тогда, когда дополнительную диагностическую информацию больше негде получить. В практике социальной работы следует отдавать предпочтение тем экспертам, которые непосредственно связаны с исследуемым объектом или явлением.
В случае получения в ходе диагностики нескольких возможных вариантов решения конкретной социальной проблемы могут применяться такие экспертные методы, как парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив. Метод парных сравнений предполагает, что эксперту последовательно предъявляют пары альтернативных решений. Он после их изучения предлагает для каждой пары соответствующие варианты решений, которые затем ранжируются по степени предпочтительности для принятия решения. При наличии значительного количества возможных вариантов решения социальной проблемы можно использовать и экспертный метод множественных сравнений. В этом случае экспертам последовательно предъявляются тройки, четверки и т.д. альтернативных вариантов (проектов) решения, а они отдают предпочтение одному из вариантов. Метод ранжирования альтернатив предполагает предоставление эксперту всего многообразия вариантов решения проблемы, полученных в ходе диагностического исследования, а он их ранжирует по степени наибольшей предпочтительности и называет наиболее крайние по содержанию варианты, которые исключаются. Затем оставшиеся варианты вновь ранжируются, и эксперт опять исключает крайние варианты. Так продолжается до получения определенного варианта. Конечно, перечисленные выше методы использования экспертных оценок во многом субъективны и содержат элемент условности. Поэтому целесообразно их рассматривать комплексно, наряду с другими методами анализа диагностической информации.
Наряду с экспертными
методами на определение приоритетов
проблем нацелен метод
Особенностью процесса технологизации социальной диагностики является его нацеленность на результативность данной процедуры. В связи с этим целесообразно соблюдать комплексный подход, а для уточнения данных использовать повторно отдельные диагностические методы. Например, при проведении диагностики детей в и подростков в условиях детских домов, реабилитационных центров, социальных приютов важно обеспечить комплексность исследования. Сбор первичной информации о ребенке и изучение соответствующего документального материала должны дополняться диагностической беседой, системным наблюдением. Причем эффективны беседы специалистов с подопечными в несколько этапов. Такое повторное собеседование позволяет уточнить и конкретизировать оценку специалиста, лучше прояснить мотивы поведения ребенка. Системное наблюдение, осуществляемое на профессиональном уровне, должно сопровождаться обязательной фиксацией специалистами или воспитателями поведенческих реакций подопечных журнале наблюдения.
При анализе данных комплексного диагностического исследования специалистам необходимо их умело интерпретировать. В частности, следует исходить из того, что результат может быть не вполне достоверен из-за индивидуальности и разнообразия функционирования механизмов психической деятельности. Один и тот же механизм психической деятельности может на практике, в условиях проведения диагностики иметь совершенно разное диагностическое значение. Так, чувство заниженной самооценки, неполноценности у одного человека проявляется в пассивности, в замедленности реакции, в малой общительности, в тихом голосе, а у другого, напротив, в намеренной крикливости и хвастливости, являющимися своего рода компенсационными проявлениями. Все это еще раз свидетельствует о необходимости профессионального подхода к ведению социальной диагностики и анализа данных, полученных в ходе ее проведения. 11
Существуют определенные особенности проведения социальной диагностики с детьми, имеющими трудности в познавательной деятельности из-за задержки психологического развития. При проведении с ними диагностической беседы следует учитывать специфику их восприятия окружающего мира. В ходе беседы необходимо прежде всего установить эмоциональный контакт с ребенком. Как считают специалисты, неуверенных, боязливых детей надо приободрить, похвалить, с детьми расторможенными – разговаривать доброжелательно, но твердо.
Наблюдения за детьми с задержкой психологического развития позволяет выявить снижение их работоспособности и внимания. У ряда детей школьного возраста наблюдается замедленная ориентация в усвоении нового материала, низкая врабатываемость, явно снижен общий темп деятельности. Из -за повышенной утомляемости у таких детей обнаруживается рассеянность внимания.
Деятельность детей с
задержкой психического развития по
сравнению с нормально
С помощью некоторых тестовых заданий можно диагностировать детей с задержкой психического развития. Это, в частности, тестовая методика «Проба Де Греефа», предложенная французским психиатром Де Греефа. Она является простым и весьма остроумным приемом исследования самооценки у детей. Ее рекомендуется использовать и при работе со школьниками первых-вторых классов общеобразовательных школ.12
В социальной работе с лицами
преклонного возраста и инвалидами
отдельные социальные службы используют
диагностические возможности
Возможности социальной диагностики необходимо активно использовать и с целью предупреждения инвалидности. Специалисты по социальной работе, занятые в центрах социальной помощи семье и детям, а также социальные педагоги школ в беседах со старшеклассницами должны информировать их о важности практики медико-генетических обследований женщин и ранней диагностики маленьких детей.
Благодаря своевременной диагностике удается во многих случаях предупредить развитие серьезных заболеваний у маленьких детей. Специалистами установлено (А.М. Пановым и др.), что вовремя начатое лечение детей раннего возраста с поражением центральной нервной системы позволяет в три раза уменьшить у них частоту и выраженность нарушений в нервно-психической сфере.
Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента
Индивидуальные особенности клиента – основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают иждивенчество.
Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.
Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация – способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели.
Многочисленные исследования
показали взаимосвязь между уровнем
мотивации достижения и успехом
в жизнедеятельности. Люди, обладающие
высоким уровнем мотивации
Изучение потребностей клиента
осуществляется с помощью метода
интервью. Здесь порядок обсуждения
тем задает сам клиент. Специалист
по социальной работе выступает в
роли заинтересованного слушателя,
его активность направлена на то, чтобы
понять содержание, логику изложения,
вникнуть в существо проблемы. Клиент
сам определяет свои потребности
и обосновывает их значимость. В
процессе интервью выявляется отношение
клиента к собственной
В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.
Реализуя свои способности в процессе деятельности, клиент достигает определенного успеха и может преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я.Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы. В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей? Ваше любимое занятие в свободное время? Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая профессия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше всего? Какая работа доставляет вам большее удовлетворение?
Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются:
– модальность самооценки
(положительная –
– степень самостоятельности в принятии решения, уровень сформулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях;
– уровень значимости успеха собственной деятельности;
– степень личной активности в совместной деятельности;
– степень осознания
– степень включения в коммуникацию с окружающими, соблюдение норм и правил общения, уровень развития умений общаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения;
– уровень понимания собственной ответственности за свои поступки;
– уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития бытовых умений.
На основании данных критериев проводится исследование индивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со специалистом по социальной работе (консультирование, индивидуальная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество).
Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых качеств и умений.14
Информация о работе Социальная диагностика как общая технология социальной работы