Социальная диагностика как общая технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение социальной диагностики : цели, этапы и способы ее проведения.
Задачи работы:
- рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;
- рассмотреть этапы проведения диагностики;
- рассмотреть принципы диагностики;
- рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….3
Глава I
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения…….…4
1.1.Понятие «социальная диагностика»……………………………………...4
1.2. Принципы социальной диагностики……………………………………..7
1.3. Задачи социальной диагностики…………………………………………8
1.4. Социальная диагностика в обучении специалистов социальной работы…………………………………………………………………………8
1.5. Социально-диагностические методы в социальной работе………….10
1.6. Методы анализа диагностической информации…………………...….13
1.7. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента…..19
Глава II
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы - Центр диагностики и консультирования «Участие»…...22
2.1. Структура подразделения………………………………………………23
2.2. Диагностика и консультирование………………………………………24
2.3. Психологическое консультирование…………………………………...24
2.4. Психологическое просвещение………………………………………....25
2.5. Психологическая профилактика………………………………………..25
2.6. Психологическая реабилитация………………………………………...26
2.7.Достижения детей………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tekhsr.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

Государственное  бюджетное  образовательное учреждение города Москвы -  Центр диагностики  и консультирования «Участие»

Рассмотрим государственное  бюджетное  образовательное учреждение города Москвы -  Центр диагностики и консультирования «Участие», которое служит одним из ярких примеров деятельности социальных работников по проведению диагностики.

Директор: Буланова Ольга  Евгеньевна.

Тип образовательного учреждения (организации): Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Вид образовательного учреждения (организации): Центр диагностики  и консультирования.

Учредитель: Департамент  образования города Москвы.

Адрес главного здания: г. Москва, Ленская ул. д. 4Телефон (факс): (495) 471-02-81, (495) 471-17-33, (495) 470-94-78

Направленность : дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности (коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в школьной и социальной адаптации, нарушение здоровья и развития).

Учреждение оказывает  помощь детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет:

- при обращении родителей (законных представителей);

- самостоятельно обратившимся за помощью с 15 лет;

- направленным по инициативе  образовательных, медицинских и социальных учреждений;

- по направлению органов опеки и попечительства;

- по направлению органов  внутренних дел, судов, органов следствия, прокуратуры.

Диагностическая и консультативная  работа с детьми, направленными образовательными и иными учреждениями, осуществляется специалистами  с согласия родителей (законных представителей).

Работа по основным направлениям деятельности учреждения ведется в  течение учебного года – с 1 сентября по 31 мая, ежедневно, включая субботу  и воскресенье, с 9.00 до 21.00. В период летних школьных каникул в учреждении осуществляется консультативный прием  и может быть организован выезд  детей на  оздоровительный отдых  в санаторно-лесные школы.

 

Структурные подразделения

В настоящее время в  структуру ГБОУ ЦДиК «Участие» входят:

- структурное подразделение  диагностики и консультирования: осуществляет консультативно-диагностическое  обследование и консультирование  детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи и  их родителей (законных представителей);

- структурное подразделение  аналитики, комплектования и социально-педагогического  сопровождения: обеспечивает социально-педагогическое  направление деятельности учреждения  по работе с детьми, нуждающимися  в психолого-педагогической и  медико-социальной помощи и их  родителями (законными представителями);

- структурное подразделение  коррекции и реабилитации средствами  дополнительного образования детей:  реализует коррекционную, адаптационную,  реабилитационную деятельность  средствами дополнительного образования;

- антикризисное подразделение:  оказывает психологическую (в  том числе экстренную и мобильную), социальную и правовую помощь  детям и членам их семей,  попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- окружной ресурсный центр  по развитию интегрированного (инклюзивного) образования Северо-Восточного окружного  управления образования: (по приказу  СВОУО от 02.09.2009г. № 648) обеспечивает  создание целостной системы, обеспечивающей  оказание качественных образовательных  услуг детям с ОВЗ и их  родителям (законным представителям), как на базе образовательных  учреждений, так и на базе учреждения.

 

 

Диагностика и  консультирование

С 2007 года в центре «Участие»  существует структурное подразделение  диагностики и консультирования.

Основная цель деятельности подразделения оказание консультативно-диагностической, психопрофилактической, социально-психологической  и реабилитационной помощи участникам образовательного процесса и социальным партнерам.

Основные направления  деятельности подразделения:

Психологическая диагностика

В подразделении осуществляются диагностические мероприятия по широкому кругу запросов:

· Диагностика индивидуально-психологических  особенностей детей;

· Диагностика детско-родительских отношений;

· Профориентационное тестирование;

· Нейропсихологичекая диагностика. Определение причин нарушений в обучении и развитии несовершеннолетних;

· Диагностика ранней интеллектуально-творческой одаренности и творческого мышления ребенка и др.

 

Психологическое консультирование

- Консультирование детей   и других участников образовательного  процесса по вопросам, связанным  с учебной деятельностью, развитием,  личностным и профессиональным  самоопределением, межличностным взаимоотношениям  взрослых и детей;

- Консультирование кандидатов  в приемные родители и членов  приемных семей по вопросам  педагогики, семейной и детской  психологии, медицины, юриспруденции;

- Консультирование администрации  и педагогов образовательных  учреждений СВАО по вопросам  управления, развития и обучения  детей, конфликтологии и др.;

- Семейное консультирование. Консультирование родителей (законных  представителей) и членов семей  несовершеннолетних по вопросам  воспитания, семейных и межличностных  взаимодействий;

- Консультирование представителей  других ведомств по вопросам  развития, воспитания и образования  детей, возрастным и личностным  особенностям, по проблемам социализации  и социальной адаптации несовершеннолетних.

 

Психологическое просвещение

В подразделении осуществляется деятельность по психологическому просвещению  граждан. Цель просветительской деятельности специалистов подразделения - повышение  психологической культуры населения  и формирование потребности в  психологических знаниях и их практическому применению, а также  формирование у субъектов психологической  помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.

Основные формы работы специалистов по просветительскому   направлению:

· семинары;

· групповые занятия с  элементами тренинга;

· деловые игры;

· тематические выступления  на родительских собраниях, педагогических советах и методических объединениях.

 

Психологическая профилактика

- Предупреждение нарушений  психосоматического, психического  здоровья и социальной дезадаптации детей;

- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, девиантного  поведения, правонарушений среди несовершеннолетних;

- Предупреждение эмоционального  выгорания и мониторинг  психологического  здоровья педагогов образовательных  учреждений СВАО.

- Разработка, апробация и  внедрение развивающих программ  для детей от 3 до 18 лет; 

- Мониторинг психогигиенических  условий образования и развития  детей в образовательных учреждениях  и семье;

- Обеспечение гармоничного  развития личности детей на каждом возрастном этапе.

 

Психологическая реабилитация

- Психологическое сопровождение  детей и их семей в процессе  длительного консультирования и  психокоррекционной работы;

- Конструирование адаптивных  моделей поведения и социальных  взаимодействий, обеспечивающих наиболее  полную социализацию и интеграцию в общество детей и их семей.

Задачи подразделения:

- Неотложная и плановая  консультативно-диагностическая помощь  детям и их семьям;

- Разработка рекомендаций  по обучению и развитию детей,  профессиональному выбору учащихся;

- Социально-психологическая  помощь в решении вопросов  опеки и участия в воспитании  детей. Школа приемных родителей;

- Координация деятельности  по оказанию консультативной  и диагностической помощи детям  в процессе сотрудничества с  социальными партнерами;

- Подготовка и реализация  образовательных, развивающих, диагностических и консультативных программ.

 

Деятельность подразделения  осуществляют специалисты-практики:

 - Педагоги-психологи;

- Нейропсихологи;

- Врачи (педиатр, психиатр, невропатолог и др);

- Социальные педагоги;

- Логопед, дефектолог.

Психологическая, социально-психологическая, психолого-педагогическая и нейропсихологическая диагностика  и коррекция

Данный вид помощи осуществляется структурным подразделением диагностики  и консультирования. Основная цель деятельности подразделения: оказание консультативно-диагностической, психопрофилактической, социально-психологической и реабилитационной помощи участникам образовательного процесса и социальным партнерам.

 

Психологическая коррекция

В Центре реализуются психолого-педагогические программы индивидуальных и групповых  коррекционных занятий для детей  разного возраста.

-программа «Групповая  коррекционно-развивающая работа  с детьми 6-7 лет с проблемами  развития по формированию психологической  готовности к школьному обучению»

составитель педагог-психолог Губанова Л.В.;

-программа «Профилактика  и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников»

составители педагог-психолог Епанчинцева И.В., Гайдукова М.А.;

-программа «Коррекционно-развивающая  работа с проблемными детьми»

составитель педагог-психолог Киселева М.Ю.;

-программа «Дифференцированная  диагностика и коррекционная  работа с проблемными детьми»

составитель педагог-психолог  Губанова Л.В.;

-программа «Коррекция  и профилактика эмоциональных  нарушений у детей младшего  школьного возраста»

составитель педагог-психолог Рычкова Е.А.;

-программа «Групповая  работа с детьми старшего дошкольного  возраста по формированию коммуникативных  навыков»

составитель педагог-психолог Епанчинцева И.В.

-программа «Использование  метода серийного рисования в  профилактической, коррекционной и  развивающей работе с детьми  и подростками с нарушениями  эмоциональной сферы»

составитель педагог-психолог Голдина Е.Н.;

-программа «Школа безопасности  подростка»

составители педагог-психолог Александров М.Ф., педагог-психолог Прудникова М.С.

Нейропсихологическая коррекция  направлена на стимуляцию развития и  формирование слаженной, скоординированной  деятельности различных структур  мозга ребенка. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется  формирование определенных компонентов  психической деятельности: регуляция  и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.

 

Работа по данному направлению  ведется по программам:

- «Диагностика и коррекция  психических функций у детей  посредством нейропсихологических  методов», составитель педагог-психолог Маланьина Т.Ю.;

- «Групповая работа с  детьми старшего дошкольного  возраста с проблемами развития  по формированию высших психических  функций», составители педагог-психолог  Прудникова М.С., педагог-психолог Маланьина Т.Ю.;

- «Индивидуальная нейропсихологическая  диагностика и коррекция», составители  педагог-психолог Прудникова М.С., педагог-психолог Маланьина Т.Ю.;

- «Нейропсихологический  подход к коррекции психических  функций у детей 5-12 лет», составитель  педагог-психолог Гайдукова М.А.;

- «Нейропсихологическая  коррекция пространственных представлений  и мелкой моторики у старших  дошкольников с ЗПР», составитель педагог-психолог Антонова С.Л.

 

   О качестве  профессиональной деятельности  специалистов говорят и достижения  детей:

      1.На IX литературно-художественном  конкурсе-фестивале «Очарованный  странник» получено звание Лауреата окружного тура;

Информация о работе Социальная диагностика как общая технология социальной работы