Социальная диагностика как общая технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение социальной диагностики : цели, этапы и способы ее проведения.
Задачи работы:
- рассмотреть задачи и методы социальной диагностики;
- рассмотреть этапы проведения диагностики;
- рассмотреть принципы диагностики;
- рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….3
Глава I
Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения…….…4
1.1.Понятие «социальная диагностика»……………………………………...4
1.2. Принципы социальной диагностики……………………………………..7
1.3. Задачи социальной диагностики…………………………………………8
1.4. Социальная диагностика в обучении специалистов социальной работы…………………………………………………………………………8
1.5. Социально-диагностические методы в социальной работе………….10
1.6. Методы анализа диагностической информации…………………...….13
1.7. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента…..19
Глава II
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы - Центр диагностики и консультирования «Участие»…...22
2.1. Структура подразделения………………………………………………23
2.2. Диагностика и консультирование………………………………………24
2.3. Психологическое консультирование…………………………………...24
2.4. Психологическое просвещение………………………………………....25
2.5. Психологическая профилактика………………………………………..25
2.6. Психологическая реабилитация………………………………………...26
2.7.Достижения детей………………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………....30
Список литературы…………………………………………………………...32

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_tekhsr.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

 Задачи социальной диагностики

При проведении диагностических  обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского  подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.

Социальная диагностика  решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

- выявление специфических  социальных  качеств, особенностей  развития и поведения клиента; 

- определение степени  развитости различных свойств,  их выраженности в количественных  и качественных показателях;

- описание диагностируемых  особенностей клиента, когда это  необходимо;

- ранжирование специфических  свойств клиента.

В технологии социальной диагностики  выделяют ряд процедурных этапов:

- ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава  диагностируемых ситуаций, параметров  ситуации, выбор основных показателей  или критериев;

-измерение и анализ  показателей;

- формулирование и оформление  выводов, заключений по диагнозу.

Социальная диагностика  является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз – прогноз  – программа – внедрение. Будучи важным технологическим инструментом, она прежде всего обогащает кадры  социальных служб теоретическими и  эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы  их развития.5

 

Социальная диагностика  в обучении специалистов социальной работы

Для того, чтобы быть специалистом высокой квалификации в области социальной диагностики, социальный  работник обязан основательно овладеть как научными, так и практическими основаниями диагностики. Знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания и научного ее обоснования не гарантируют высокого уровня профессионализма в этой области.

Основой применения любой  диагностической технологии является освоение теории, на которую она  опирается. Без этого социальный работник может совершить серьезные  ошибки в анализе, интерпретации  и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапевтической и других  психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологии диагностики в социальной работе.6

Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы:

1) формулирование цели  решения имеющихся проблем;

2) сбор и систематизацию  информации о формах поведения  клиента;

3) изучение ресурсов личности  и среды, которые могут быть  использованы для достижения  поставленных целей; 

4)поиск дополнительных  источников информации, общение  с другими людьми, которых желательно  вовлечь в работу, и план их  вовлечения;

5) определение методов  воздействия для достижения желаемых  результатов; 6) выбор критериев прогресса  для оценки результатов; 

7) выявление помех и  препятствий и разработка плана  их преодоления.

Если социальный работник хочет понять поступки клиента, он начинает с выявления причин соответствующих действий, т.е. мотивов поведения, в основе которых чаще всего лежат потребности.

Как известно, среди потребностей можно выделить:

  • Биологические потребности – физиологические (голод, жажда, сон), половые, ориентировочные;
  • Материальные – одежда, жилище, питание и т.д.;
  • Социальные потребности – трудовые, познавательные, коммуникативные;
  • Духовные потребности – нравственные, эстетические, религиозные.

Неудовлетворенные потребности  порождают социальные проблемы.  Это может выражаться в дефиците материальных средств, в отсутствии знаний и опыта, в деформации личности или психических заболеваниях, расхождениях между ожиданиями клиента и других людей, между личностными запросами  и рамками социальной роли, в расхождениях, обусловленных изменением образа жизни  или противоречивостью статусных ролей.

Диагностические методы, которые  находят практическое применение в  деятельности социального работника, требуют специального рассмотрения.7

 

  Социально-диагностические методы в социальной работе

Среди требований, которым  должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

Во-первых, предпочтителен метод  наиболее простой из всех возможных  и наименее трудоемкий из тех, что  позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может  быть результативнее сложного теста.

Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального  работника, но и для клиента при  минимуме физических и психологических  условий, необходимых для его проведения.

В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной  и понятной. Она должна настраивать  клиента на доверительное отношение  к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.

В-четвертых, обстановка и  условия проведения диагностики  не должны отвлекать клиента от соучастия  в диагностике.8

Существует множество  методов диагностики, которые применяются  в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика  и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д.

Социально-диагностическая  технология не только выявляет реальные проблемы, но и выполняет прогностическую  функцию.

Социальный прогноз –  один из видов оказания помощи клиенту. Составление социально значимых прогнозов невозможно без оценки существующих ресурсов, разработки диагностических  технологий. Социальная работа не может  обойтись без специалистов, способных  не только  диагностировать ситуацию, но и прогнозировать социальное развитие. Полноценная социальная работа включает разработку достоверного прогноза дальнейшего  развития (в краткосрочном и долгосрочном планах) исследуемых социальных процессов, предвидит перспективы их будущего состояния.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение – метод, который  используется при изучении внешних  проявлений поведения человека, по которым можно составить представление  о нем. Существуют разновидности  наблюдения.

Слово не единственный показатель, по которому можно оценить  мысли  и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он  или не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике  – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются  в виду знания не только по обсуждаемой  в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей  и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

  Основные технологические  условия, обеспечивающие успех  беседы:

- умение заинтересовать  собеседника предлагаемой темой  беседы;

- создание атмосферы взаимного  уважения и доверия;

- искусное использование  методов убеждения и внушения;

Анкетирование – метод  сбора статистического материала  путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) – совокупность методических приемов  для изучения и оценки отдельных  свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную  анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Метод экспертной оценки. Это  опрос экспертов путем анкетирования  и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте  исследования.

Социометрия – это метод  опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных  персональных и групповых индексов.

Мониторинг – это организация  постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений  на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются  на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и  качественные, общие и специальные  и др.

Биографический метод  – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный на изучении личности в контексте  ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений  с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Социальная диагностика  – это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии  и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального  развития, достигнутого индивидом или  группой. В качестве объекта диагностической  оценки может выступать практически  все – начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп  в определенном социуме – до анализа  социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.

На основе правильно поставленного  диагноза социальный работник выносит  суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между индивидом, группой и окружающей средой. Необходимо также выяснить причины возникновения ситуации, требующей вмешательства. Социальный работник должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести  их с предложениями об оказании возможной  помощи.

Итак, социальная диагностика  – особая, достаточно сложная область  профессиональной деятельности, требующая  специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что социальную диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального работника. Без знания диагностических технологий профессионализм социального работника сомнителен, поскольку несвободен от его субъективности. 9

 

Методы анализа  диагностической информации

После проведения диагностического исследования необходимо приступить к  анализу диагностической информации, а в ряде случаев к установлению приоритетов определения причин социальных проблем. Данная технологическая  процедура имеет свои методы. К  их числу специалисты относят:

  • Метод классификации;
  • Метод корреляции;
  • Метод сравнительного анализа проблем;
  • Метод контент-анализа;
  • Экспертные методы парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив;
  • Метод дифференциации и др.

Обычно анализ диагностических  данных начинается с классификации. Для этого необходимо установить критерии их упорядоченности и фиксации. Классификационными критериями могут быть: принадлежность к конкретной категории лиц, нуждающихся  в социальной помощи с учетом возраста, пола, семейного положения, занятости, социального статуса; характер социального явления с учетом его продолжительности, времени активного проявления и стабильного развития, а также причин и последствий. Все эти классификационные критерии вполне  применимы, например, для анализа диагностических данных, собранных на основе исследования проблем безработицы, беспризорности, безнадзорности и др.

Использование метода корреляции предполагает выявление взаимной связи, взаимного влияния проявлений, факторов и индивидуальных особенностей, установленных  во время проведения диагностики. Этот метод позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между  исследуемыми событиями, явлениями, особенностями  поведения. А без такого корреляционного  анализа крайне затруднительно определить, какова причина и в чем следствие  того или иного явления, поведения, конфликтной ситуации. Так, непросто иногда бывает установить: является ли семейное неблагополучие, проблемный характер межличностных отношений в семье следствием финансово-экономических затруднений или наоборот.

Информация о работе Социальная диагностика как общая технология социальной работы