Социальная мобильность, ее виды и особенности в России. Возможности регулирования процессов социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение социальной мобильности, как неотъемлемого и необходимого процесса в обществе. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
определить сущность социальной мобильности;
определить виды и формы социальной мобильности;
рассмотреть проблемы перехода из одной статусной группы в другую;
изучить факторы и механизмы социальной мобильности;
проанализировать особенности социальной мобильности в России.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................2
Глава 1. Социальная мобильность как динамическая характеристика социальной cтруктуры........................................................................................4
1.1. Сущность социальной мобильности, ее разновидности...................4
1.2. Вертикальная и горизонтальная мобильность..................................7
1.3. Основные показатели социальной мобильности................................10
Глава 2. Условия формирования социальной мобильности...............12
2.1. Каналы и факторы социальной мобильности........................................12
2.2. Механизмы социальной мобильности в разных типах обществ.........16
2.3. Анализ основных тенденций социальной мобильности российского общества.....................................................................................19
Заключение................................................................................................24
Библиографический список.......................................................................27

Файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 67.71 Кб (Скачать файл)

Миграция - как социальный процесс представляет собой совокупность перемещений, совершаемых людьми между странами, районами, населенными пунктами разных типов. Она подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), зависящую от времени года (туризм, лечения), маятниковую – регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него.5

 

1.3. Основные показатели социальной мобильности

 

Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью или всеобщностью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт — экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, — должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.

Но П. Сорокин рассматривает всеобщность перемещений, исходя из числа индивидов, которые изменили свои социальные позиции в вертикальном направлении за определенный период времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности среди данного населения, а отношение этих индивидов ко всему данному населению представляет относительную всеобщность вертикальной мобильности. Сорокин отмечает, что интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности меняются от общества к обществу.

 

 

Глава 2.  Условия формирования социальной мобильности

 

2.1. Факторы, каналы и механизмы социальной мобильности

 

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы, — условно их называют «лифтами»,— используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).6

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.7

1. Изменение образа  жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню.

2. Развитие типичного  статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.

3. Изменение социального  окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем  более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.

 

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения существующего или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное (предписанное) статусное положение.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение.

«Сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе.

Следовательно, рассуждает Сорокин, возможно существование стратифицированного общества, в котором вертикальная циркуляция отсутствует и социальные страты закрыты. Такой тип общества Сорокин назвал абсолютно закрытым или немобильным, отмечая лишь теоретическое существование закрытого общества, поскольку в истории такого общества не было. Другие общества, так называемые открытого типа или мобильные, где нет непроницаемых "перегородок" между стратами и возможен переход из одной в другую имеются в истории в достаточном количестве. Они различаются лишь по степени их открытости, что в свою очередь зависит от возможностей инфильтрации, "просеивания" индивидов, позволяя подниматься одним и задерживать других. Под таким "ситом" Сорокин понимает механизм социального отбора и распределения индивидов по социальным стратам в мобильном обществе. На базе богатого эмпирического материала Сорокин показывает, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а по необходимости и строго контролируются разнообразными институтами.8

 

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

К факторам индивидуальной мобильности социологи относят: социальный статус семьи; уровень получения образования; национальность; пол; физические и умственные способности; внешние данные; получение воспитания; место жительства; выгодный брак.

Как показал  на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная война аристократических родов; создание империи.

 

2.2. Механизмы социальной мобильности  в разных типах обществ

Механизмы социальной мобильности в разных типах обществ различны.

В советском (социалистическом) обществе не было экономических классов в точном значении этого слова. В условиях государственной собственности на средства производства отсутствует главный признак экономического класса — отношение к собственности. В советском обществе существовали следующие социальные классы в зависимости от расположения во властной иерархии:

  • номенклатуры (правящий);
  • бюрократии (исполнительский);
  • пролетариат (трудящиеся) — рабочие, служащие, колхозники, в том числе фактические рабы в ГУЛАГе.

В 1989 г. Т.Заславская и Р.Рывкина выделили следующие социальные общности советского общества:

  • властные, различающиеся характером (партийная, государственная, хозяйственная) власти;
  • связанные со сферами и отраслями народного хозяйства (военная, коммунальная и т. п.);
  • хозяйственных руководителей, различающихся рангом власти (руководители объединений, предприятий, подразделений);
  • интеллигенции, различающиеся ее профилем (ИТР, творческая и т. п.);
  • деклассированные.

Механизм социальной мобильности в советском (политическом) обществе носил государствснно-распределительный характер и включал в себя следующие способы. Во-первых, номенклатурный механизм: значительная часть руководящих работников назначалась парткомами соответствующего уровня и подчинялась им. Так, работники районного звена назначались и подчинялись райкому компартии. Во-вторых, репрессии против «врагов народа» (врагов советского общества) и целых народов, в результате которых происходило быстрое перемещение людей. Сталин прекрасно понимал роль репрессий в качестве механизма социальной мобильности для «изъятия из обращения» «отработанных кадров». В-третьих, «стройки коммунизма», куда перемещались массы людей: целина, БАМ и другие. В годы брежневского «застоя» социальная мобильность замедлилась в результате ориентации на стабилизацию кадров и смягчения репрессий (начатые при Хрущеве). Высокой оставалась социальная мобильность в научно-образовательной сфере, где возникли новые возможности в результате НТР («научно-технической революции»).

Информация о работе Социальная мобильность, ее виды и особенности в России. Возможности регулирования процессов социальной мобильности