Социальная политика государства в современных условиях: состояние, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных направлений социальной политики, приоритетных национальных программ Российской Федерации. Для этого в работе решаются следующие задачи:
-Рассмотрение и анализ социальной политики современной России
-Рассмотрение основных направлений и проблем социальной политики
-Рассмотрение активной социальной политики и социальной ориентации

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………….2
Глава 1 Социальная политика - как часть государственного управления………...5
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства………..5
1.2 Функции и методы социальной политики……………………………….11
Глава 2 Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения …………………………18
2.1 Социальная политика : Реформы и обязательства………………………18
2.2. Приоритеты социальной политики России……………………………..23
Глава 3 Приоритетные национальные проекты………………………………….24
3.1. Приоритетный национальный проект «Здоровье»……………………..26
3.2. Приоритетный национальный проект «Образование»……………… ...32
3.3. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»……………….37
3.4. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»………………………………………………………….40
Заключение…………………………………………………………………………...44
Список литературы ………………………………………………………………….46

Файлы: 1 файл

Социальная политика государства в современных условиях состояние, перспективы развития.docx

— 60.32 Кб (Скачать файл)

 

    С точки зрения  социальных последствий обозначенных  явлений,  особенно важно понять, что если недоинвестирование  экономики отражается, прежде всего,  на структуре деятельности, занятости  и т.д.;

 

То недопотребление сказывается  на продолжительности жизни, здоровье населения. Вызывает опасение и тот  факт, что в среднем по России прирост денежных доходов за счет увеличения оплаты труда в отраслях экономики происходит более медленным  темпом, нежели за счет прочих источников. Во многих регионах остается острой проблема неплатежей, задержке заработной платы. Средняя заработная плата работников увеличивается намного меньше официального повышения минимального размера  оплаты труда. Уровень жизни различных  групп населения изменялся не в соответствии с трудовым вкладом, а в зависимости от степени  приближения к верхним ступеням в иерархии власти. Происходит подмена  в общественном сознании системы  ценностей: все менее предпочтительным становится добросовестный, творческий труд: он не стимулируется соответствующим  образом, а все более престижным – собственность, богатство, независимо от того какими способами они нажиты. С другой стороны, добросовестный и  честный труд становится в массовом сознании чем-то ненужным, лишним; и  парадоксальность сложившейся ситуации проявляется также в том, что  собственный потенциал(знания, способности, навыки и опыт) по месту основной работы используется не достаточно. С  проблемами социального развития напрямую связаны не только снижение уровня жизни трудящихся и расслоение населения  по доходам, но и проблемы занятости. Занятость-это не только проблема трудовых отношений или социального развития субъектов хозяйствования, это, прежде всего, комплексная проблема, решение  которой зависит от общеэкономической  ситуации, бюджетной и кредитной политики государства, в которой занятость является определяющим фактором. Таким образом, анализ современных проблем социального развития свидетельствует, что для решения необходимо формирование целостной социально-экономической политики, как на региональном уровне, так и в масштабах государства в целом; оказание финансовой и кредитной помощи регионам. Это одна из самых главных задач федеральной власти, которая пока не выполняется.

 

     Исправление  положения требует ряда мер.

 

     Во-первых, федеральная  социальная политика должна формироваться  исходя из социально-экономической  целесообразности, а не политических  амбиций. Проблемы федерализма  не должны становиться центром  переплетения политики и экономики.  Сегодня же при распределении  федеральных налогов и субсидий  одни регионы несут главную  тяжесть по обеспечению бюджета  федерации, а другие стали главными  ”потребителями” этого бюджета.

 

     Во-вторых, успешное  решение стоящих перед обществом  социальных проблем возможно  лишь при четком разграничении  управленческой деятельности, как  по объектам воздействия, так  и по “проблематике”, без чего  в принципе невозможно определить  пределы управления.

 

     В-третьих, задачей  управления социальным развитием  является конкретизация генеральных  целевых установок с учетом  сложившейся системы государственного  управления, местного самоуправления, а также социально-экономических  условий и ограничений различного  характера.

 

     В настоящее  время в условиях экономических,  структурных, социальных (отчасти  психологических) экологических  кризисных явлений эти задачи  могут быть сгруппированы следующим  образом:

 

-                   активная политика по повышению  уровня жизни, социальной поддержки  населения, созданию условий для  реализации его возможностей  самостоятельно обеспечить свое  благосостояние.

 

-                   действенные меры на рынке  труда по оптимизации структуры  занятости и сокращению безработицы.

 

-                   формирование механизма социальной  защиты социально неблагополучных  и социально уязвимых категорий  населения, социального обеспечения  нетрудоспособного населения.

 

-                   разработка эффективной системы  защиты гражданских прав личности  и обеспечения безопасности.

 

-                   Институционные преобразования  в социально – бытовой инфраструктуре  и социально – культурной сфере  с целью расширения возможностей  получения соответствующих услуг  населением, повышения качества  обслуживания, обеспечение доступности  для каждого минимального набора  бесплатных услуг образования,  здравоохранения и т. п. 

2.2 

Приоритеты социальной политики России

Несмотря на оживление  в экономике и даже небольшой  рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию  инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно  только в комплексе с совершенствованием социальной политики.

 

     Реальностью  сегодняшнего дня стало изменение  принципов финансирования социальной  сферы - она все более опирается  на внебюджетные средства.

 

Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

 

Предстоит перевод жилищно-коммунального  хозяйства на рыночные рельсы и его  демонополизация, повышение доли оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100% (сейчас на уровне 40%) при одновременном  введение системы жилищных субсидий для беднейших слоев. Одна из главных  задач – необходимо повышать размеры  оплаты труда при одновременном  повышении уровня пенсий. Должна вводится концепция “государства благосостояния”, которая включает в себя, как программы  социального страхования, относящихся  ко всем слоям населения, так и  систему мероприятий для поддержки  доходов наименее обеспеченных семей: страхование по старости, от болезней, пособие по безработице, дополнительные программы государственной помощи для неполных семей с детьми, слепых, нетрудоспособных и т. п., включающие продовольственные талоны, обеспечение  жильем, другие социальные услуги. Особая роль в программах “государство благосостояния”  отводится трансфертам. Трансферт  – это безвозмездная передача части доходов или имущества  индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что  при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Бедные семьи получают больше возможности для того, чтобы дать хорошее образование своим детям. Но одновременно возникает проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, которая заключается в парадоксальном явлении – количество людей, относимых к категории бедных может взрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Начинает расти социальная нагрузка на государственный бюджет и, следовательно, растущий дефицит. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого ”пирога”.

 Глава 3    Приоритетные  национальные проекты

Немаловажную роль в названии национальных проектов имеет слово  «приоритетный». Реализации национальных проектов уделяется особое внимание. Организационные ресурсы и финансовые средства на реализацию приоритетных национальных проектов могут предоставляться  за счет и в ущерб другим программам и другим отраслям экономики, а могут  использоваться дополнительные свободные  финансовые и организационные средства. И приоритет в данном случае означает направление этих средств именно на обозначенные проекты, а не на какие  либо другие. Важной чертой приоритетных национальных проектов будет именно то, что их реализация не будет осуществляться в ущерб другим отраслям экономики. Это обеспечит залог истинного  роста, а не развития одних отраслей экономики за счет других.

 

Приоритетные национальные проекты - совокупность административных усилий и финансовых мер, направленных на изменение качественных и количественных показателей развития страны (системные  изменения, модернизация страны) и жизни  населения, в отведенные временные  рамки и при известном ресурсном  обеспечении; выполняемое в приоритетную очередь на фоне других программ.

 

Разработка предложений  по приоритетным национальным проектам велась с 1999 года. Еще накануне Президентских  выборов 1999 года В.В.Путин впервые  поставил задачу подготовить национальные проекты перед только что созданным  Центром стратегического развития (ЦСР). ЦСР разработал 5 проектов: образование, медицина, доступное жилье, ипотека  для военнослужащих и Калининград  как особая экономическая зона. Каждый проект предполагал широкие структурные  реформы в своей области. Предложения  по национальным проектам были переданы в Администрацию Президента

 

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована Президентом  России публично 5 сентября 2005 года на расширенном совещании с членами  Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета. Владимир Путин определил конкретные пути социальной политики страны до 2008 года. В качестве приоритетных направлений глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, назвав развитие программ – «Приоритетные национальные проекты».

 

Основная работа по реализации национальных проектов возложена на Правительство. Контроль за его деятельностью  будет вести Совет при Президенте РФ по реализации приоритетны национальных проектов, созданный 21 октября 2005 года. Реализация национальных проектов началась с 1 января 2006 года. В целом на эти  цели в бюджете 2006 года было предусмотрено 134,5 миллиарда рублей. С учетом внебюджетных средств на реализацию приоритетных национальных проектов будет направлено около 180 миллиардов рублей.

3.1. Приоритетный национальный  проект «Здоровье»

 

На реализацию национального  проекта в области здравоохранения  в 2006 году было выделено 57,9 миллиардов рублей – больше, чем на другие национальные проекты.

 

В настоящий момент приоритетный национальный проект «Здоровье» - единственный из национальных проектов, исполнение которого проходит в срок. По этому  проекту был осуществлен наибольший объем работ.

 

Совещания с полпредствами, подписание соглашений

 

В период с 7 по 23 декабря 2006г, в Министерстве здравоохранения  и социального развития Российской Федерации под руководством Министра М.Ю. Зурабова прошли совещания по реализации приоритетного национального проекта  «Здоровье» с представителями 7 федеральных  округов

 

В совещаниях приняли участие  представители аппарата Полномочных  представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководители органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС, депутаты Государственной Думы, руководство  Министерства, Федерального агентства  по здравоохранению и социальному  развитию, Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Фонда социального  страхования

 

Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представители исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

По итогам совещаний было принято решение о подписании Соглашения между Министерством  здравоохранения и социального  развития Российской Федерации и  администрациями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  о взаимодействии в реализации приоритетного  национального проекта в сфере  здравоохранения.

 

По состоянию на 20 февраля 2006 года Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации заключило соглашения со всеми субъектами Российской Федерации, включая г. Байконур (89 соглашений). Соглашениями предусматривается разграничение  полномочий и определение мер  ответственности по реализации мероприятий  приоритетного национального проекта  в сфере здравоохранения между  федеральными и региональными органами исполнительной власти.

 

Денежные выплаты врачам первичного звена

 

В срок были выполнены обязательства  по осуществлению денежных выплат врачам первичного звена. 30 декабря 2005 года была создана соответствующая законодательная  база – постановлением Правительства  РФ №851 и Приказом Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  №133 были утверждены правила и порядок  предоставления в 2006 году субвенций  на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных  образований, оказывающими первичную  медико-санитарную помощь (а при  их отсутствии – соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

 

Данными документами определяется механизм финансового обеспечения  государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, движения денежных средств из бюджета  Федерального фонда ОМС в территориальные  фонды ОМС, далее в лечебные учреждения здравоохранения субъекта Российской Федерации на осуществление дополнительных выплат врачам, педиатрам, врачам общей  практики и работающим с ними медицинским  сестрам.

Информация о работе Социальная политика государства в современных условиях: состояние, перспективы развития