Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:28, статья
В статье речь идет о становлении профессии социальной работы за рубежом и в России. Образование по социальной работе рассматривается как условие профессионализма. Обсуждается понятие депрофессионализации социальной работы. Автор прибегает к критическому и постмодернистс¬кому подходам, анализируя современные проблемы социальной работы. В статье сравниваются российский и западный подходы к обучению студентов в вузах. Анализируется опыт российско-британской образователь¬ной программы по социальной работе.
THE JOURNAL OF SOCIAL POLICY STUDIES
ЖУРНАЛ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИДЕОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Т Шанин
В статье речь идет о становлении профессии социальной работы за рубежом и в России. Образование по социальной работе рассматривается как условие профессионализма. Обсуждается понятие депрофессионализации социальной работы. Автор прибегает к критическому и постмодернистскому подходам, анализируя современные проблемы социальной работы. В статье сравниваются российский и западный подходы к обучению студентов в вузах. Анализируется опыт российско-британской образовательной программы по социальной работе.
Ключевые слова: профессионализм, социальная работа, образование, интерактивное обучение, демократическое образование, самостоятельность студентов
Социальная работа - это культурный феномен современности, который воплощается в качестве новой профессии и академической дисциплины [см. об этом подробнее: Шанин, 1997; Shanin, 1998]. Развитие профессиональной социальной работы дает богатый фактический материал, изучение которого помогает получать сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках. Анализ связи социальной работы с социальной теорией может пролить свет на природу «развитого» общества. И наоборот, характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины.
Как особая профессия социальная работа формировалась в основном под воздействием представлений о сущности профессионализма, которые находятся в неоднозначных отношениях и с современным государством, и с философией прав человека, что подтверждается как современными идейными исканиями обществоведов, так и противостоянием политических сил «правого» и «левого» толка.
© Журнал исследований социальной политики, том 2, № 3
Социальная работа: неоднозначная профессия и государственная власть
Общественное сознание часто связывало с социальной работой представления, которые не соответствуют действительности, но тем не менее очень живучи. Возьмем, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа - это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам - целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, - они существенно различаются. Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха. Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть «клиенту» способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте [Brown, Smith, 1990; Beyond Community... 1991]. Для этого будущих социальных работников учат разбираться в индивидуальной психологии «клиентов», характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приемам развития у своих подопечных активности и самостоятельности.
Другой способ описать специфику социальной работы по отношению к благотворительности, религиозной и светской, - это определить деятельность социальных работников как профессиональную [Abbot, 1988; Greenwood, 1965; Etzioni, 1969; Illich, 1972; Torstendahl, Burrage, 1990]. Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. Используя в современном понимании термин «профессия», указывают на некий круг проблем и набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения.
Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными (в англоязычной литературе - caring professions). Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента [Freidson, 1994]. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам. Такой тип отношений был характерен для средневековых мастеров и подмастерий.
Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий прежде всего связана с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность [Bourdieu, 1991]. И наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.
Исторически первыми профессионалами были отдельные независимые специалисты или их свободные ассоциации, получающие вознаграждение непосредственно от своих клиентов. Современное государство постепенно колонизировало их, превратив многих профессионалов в государственных служащих. Однако профессиям удалось и в этих условиях сохранить многие специфические характеристики.
Зачатки социальной работы как профессии появились чуть более столетия назад, когда некоторые благотворительные организации начали поиск новых моделей систематической работы со своими подопечными. До этого господствовал принцип разделения бедных и нуждающихся на «достойных» и «недостойных», то есть на тех, кому следует помогать, и тех, кто сам виноват, что оказался в трудном положении. Новый взгляд для начала перевел помогающих на сторону бедных, всех бедных. В результате в XIX веке новые христианские «миссионеры» пришли к бедным в городские трущобы и даже начали селиться в них.
Понятие «социальный работник» вошло в обиход в конце XIX - начале XX века. Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина социальная работа вполне утвердила себя лишь после Второй мировой войны. Идеи New Deal в Соединенных Штатах 30-х годов, государства всеобщего благоденствия (Welfare State) в Западной Европе 40-х годов стали выражением признания права каждого человека - уже потому только, что он человек - иметь некий минимум достойного существования и превратили государство в гарант реализации этого права. Однако вскоре выяснилось, что для претворения подобной идеи в жизнь недостаточно хороших законов и соответствующих материальных ресурсов. Нужна также специальная система индивидуализированной помощи тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываясь за бортом. Правительственным циркулярам и государственным ассигнованиям на социальные нужды предстояло найти конкретного адресата; они должны были быть тонко подогнаны к запросам живых людей, а иногда существенно пересмотрены в свете практики. Эту-то функцию и взяли на себя социальные работники.
Идея профессионализма, задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество» 1. Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.
Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к ато-мизации, фрагментации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем». Социальная работа как особая профессия, со своим подходом к решению этих проблем и подготовке будущих специалистов, является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обусловливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире. Попытки социальных работников найти объективные и научные способы решения человеческих проблем часто вызывают недоверие, ибо данная сфера рассматривается как личностная и бытовая. То, что социальная работа активно вторгается в традиционную сферу личной жизни, предлагая свой «профессионализм» как частичную замену неформальных межличностных контактов вроде родственной поддержки или дружеского совета, нередко также вызывает враждебную реакцию и раздражение. Обыденное сознание сопротивляется внедрению научного подхода в личную жизнь. А представители академической науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь.
Однако главная причина неоднозначности и противоречивости социальной работы как профессии кроется в ее глубокой зависимости от современного государства, в ее своеобразных симбиотических отношениях с ним. Многие социальные работники служат в различных государственных учреждениях, цели которых не всегда совпадают с ценностями профессии. Именно со стороны социальных работников порой исходит наиболее острая критика в адрес государственной политики. Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей. Позиция социальных работников как специалистов-профессионалов предполагает объективность и беспристрастность, однако, по роду деятельности постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, они редко остаются безучастными зрителями. Выступая часто от имени государства, они представляют центральную деперсонализированную власть, но при этом берут на себя и функцию выразителей интересов и защитников прав наименее защищенных слоев населения. Таким образом, профессия ловко раздваивается, становясь похожей на двуликого Януса.
Начиная с 1960-х годов на Западе появилось немало представителей нового интеллектуального направления мысли, которые выступают с особо резкой критикой современного капитализма и государства. Они часто изображают социальную работу прислужницей эксплуататорского строя, которой поручен контроль за маргиналами. В таком понимании роль социального работника оказывается сродни роли полицейского или тюремного надзирателя, задача которых - сохранение господствующего порядка. Самым влиятельным представителем этого направления мысли стал в настоящее время М. Фуко. Продолжая линию, начатую Г. Маркузе в 1960-х годах [Маркузе, 2002 (1968)] и еще раньше Е. Гофманом [Goffman, 1961], Фуко [Фуко, 1999; см. также: The Foucault Effects 1991] заключил, что последние два столетия характеризовались беспрецедентным укреплением государственного аппарата, превращением его в ведущий механизм контроля за поведением людей, «которые огосударствляются» [Фуко, 1999]. Подобная интерпретация при всей своей научной значимости превращает социальную работу просто в одно из щупалец гигантского спрута, именуемого государством.
На самом деле все гораздо сложнее. Социальные работники никогда не были лишь послушными исполнителями воли государства. Их профессиональные союзы, в отличие от других профсоюзов, часто берут на себя защиту интересов не только своих членов, но и своих «клиентов» [Brandon et al., 1995]. Социальные работники действительно выполняют функцию «мягкого» контроля за маргинализированными слоями населения, но одновременно выступают как их защитники, их рупор, а порой даже как прямые организаторы их активной борьбы за свои права. Более того, в современных условиях, когда в погоне за сенсацией средства массовой информации часто искажают суть социальных проблем, именно социальные работники оказываются владельцами более достоверной информации о масштабах социальных бедствий, маргинализации, неравенстве, угнетении, отчаянии. Эти знания потенциально обладают радикализирующей силой.
Социальная работа, постмодернизм и современные политические идеологии
Итак, мы попытались проанализировать социальную работу как профессию и научную дисциплину в контексте эволюции важнейших мировоззренческих понятий «нового времени» - периода длиной в два с половиной столетия. Будет логично также рассмотреть ее связи с влиятельнейшими идейными течениями последних лет, то есть конца XX века - с постмодернизмом, а также современными политическими доктринами «новых правых» и «новых левых». Разумеется, данная тема более чем обширна, так что вашему вниманию мы предложим только своего рода введение, раскрывающее некоторые совпадения и конфликты понятий и установок.
Постмодернизм сложился во влиятельную силу как новая интерпретация общества и знания. Он резко критиковал традиционную академическую науку, провозглашал новую стадию культурного развития и предлагал альтернативную концепцию природы межличностных отношений и в особенности языка 2. Для него характерно отрицание как «эссенциализма» глобальных и универсалистских моделей общества, так и «всеобщих текстов» понятийных систем, а в особенности сомнение в возможности рациональной системной интерпретации человеческой истории. Последняя рассматривается какнечто фрагментарное, изменчивое и полиморфное. Идеи детерминизма (особенно экономического) apriori отрицаются, а в центре внимания становятся маргиналы, люди, оказавшиеся в меньшинстве, в состоянии неопределенности и перед необходимостью выбора. Постмодернизм представляет собой, по сути, интеллектуальную реакцию на новый этап трансформации индустриального общества, характеризующийся глобализацией и информатизацией. В этом же ключе можно рассматривать: работы критиков теории модернизации И. Иллича [Illich, 1978] и В. Закса [The Development Dictionary... 1992]; опровержение исторической неизменности всеобщих принципов рынка у К. Поланьи и его более поздних последователей [Polanyi, 1957]; идеологии «новых движений» типа «Гринпис» и защитников прав коренного населения разных материков.
Информация о работе Социальная работа: идеология профессионализма