Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:28, статья
В статье речь идет о становлении профессии социальной работы за рубежом и в России. Образование по социальной работе рассматривается как условие профессионализма. Обсуждается понятие депрофессионализации социальной работы. Автор прибегает к критическому и постмодернистс¬кому подходам, анализируя современные проблемы социальной работы. В статье сравниваются российский и западный подходы к обучению студентов в вузах. Анализируется опыт российско-британской образователь¬ной программы по социальной работе.
В нашу эпоху мощного влияния идеологии «новых правых», представляемую как реализм - иногда горький, но единственно приемлемый, - социальная работа как таковая продолжает отстаивать необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуализированную поддержку нуждающихся в помощи. Социальная работа сохраняет верность идеям прав человека и профессионализма, воспринимая себя как современное их воплощение. Как и другие гуманные профессии, она ориентируется на общечеловеческие ценности и поэтому часто выступает в роли критика, подвергающего сомнению правильность существующего порядка вещей.
Подчеркнем: служение людям, а не нажива. Подчеркнем: дело всей жизни, а не просто прилежное исполнение обязанностей или приказов сверху. Подчеркнем: абсолютная преданность своему профессиональному долгу. Подчеркнем: добровольная и сознательная личная клятва честью. Тот факт, что подобные клятвы не всегда в полной мере выполняются на практике, не перечеркивает их смысла. Как говорится в одном из важных документов ООН, «моральный кодекс всегда предшествует моральному поведению... Если бы люди не формулировали для себя высоких моральных принципов, прогресс, уже достигнутый, был бы немыслим». Именно с такой точки зрения следует оценивать перспективы социальной работы как профессии и как научной дисциплины, а также как взгляда на мир человеческих взаимоотношений и как жизненной позиции.
Мы выходим на опасный рубеж, когда возможна инфляция высшего образования. Это в какой-то мере даже хуже, чем нехватка профессионалов. Распределение стало бы уходом назад, в советскую систему. Такая практика, при которой государство или предприятие будут заключать договор со студентом и вузом с последующей отработкой выпускника на предприятии, на Западе хотя и применяется, но редко. Это уводит внимание тех, кто планирует образование, от решающего вопроса - качества подготовки. Тем временем все более центральными в определении профессионализма сегодня становятся задачи качества образования и практики социальной работы, обсуждаются критерии оценки эффективности, результативности. Само понятие качества определяется вновь и переосмысливается.
Российской системе образования не помешало бы помимо вертикали власти создание нечиновной элитой страны своего канала влияния на развитие образования. Это могут быть попечительские советы, которые вместе с усиленными учеными советами будут контролировать качество, система профессиональных ассоциаций преподавателей вузов, которые, с одной стороны, влияли бы на работодателей, а с другой - на общественное мнение.
У меня нет никакого сомнения в том, что Россия присоединится к Болон-скому процессу. Это только вопрос времени. Я не вижу возможности развития России как европейской страны, играющей большую роль в европейской культуре, вне близких связей с академической культурой Европы. Убежден, что нельзя просто «парашютировать» определенную университетскую систему, выросшую на базе определенной культуры, в страну иной культуры. Зато можно интегрировать лучшее в западной и российской системах образования.
Список литературы
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. М.: Кучково поле, 2001.
Маркузе Г. Одномерный человек // Герберт Маркузе. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: Издательство АСТ, 2002.
Программа «Социальная
работа и социальный менеджмент» Московской
высшей школы социальных и экономических
наук, 2004 // http://www.msses.ru/win/
Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999 [1975].
Шанин Т. Западный и российский подход к подготовке специалистов // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 159-162.
Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики наших дней // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. М.: Аспект-Пресс, 1997. С. 18-43.
Abbot A. The System of Professions. Chicago: University of Chicago, 1988.
Barr N. Economic Theory and the Welfare State // Journal of Economic Literature. 1992. Vol. XXX. P. 741-803.
Bauman Z. Imitations of postmodernity. New York: Routledge, 1992.
Beyond Community Care: Normalisation and Integration / S. Ramon (Ed.). London:
Macmillan, 1991.
Bourdieu P. Homo Academicus. Cambridge: Polity Press, 1990.
Bourdieu P. Language and Symbolic Power. Cambridge: Polity Press, 1991.
Brandon D., Brandon A., Brandon T. Advocacy: Power to Disabled People. Birmingham: Venture Press, 1995.
Brown H., Smith H. Normalisation: A Reader for the 1990s. London: Tavistock, 1990.
Button W. The State We're In. London, 1995.
Coldwell MThe Wealth of Some Nations. London: Zed Press, 1977.
Cooper D. The Dialectics of Liberation. Harmondsworth: Penguin, 1968.
Dayle C. Casework // Practising Social Work / C. Hanvey., T. Philpot (Eds). London:
Routledge, 1994.
Etzioni A. The Semi Professions and Their Organisation. New York: Free Press, 1969.
Freidson T. Professionalism Reborn: Theory, Prophecy and Policy. Chicago: The University of Chicago Press, 1994.
Gilroy P. There Ain't No Black in the Union Jack: The cultural politics of race and nation. London: Hutchinson, 1987.
Goffman E. Asylums. New York: Doubleday, 1961.
Golan G. The Chechoslovak Reform Movement. Cambridge: Cambridge University
Press, 1971.
Greenwood E. Attributes of a Profession // Social Welfare Institutions / M. N. Zald (Ed.). New York: Wiley, 1965.
HayekF. The Road to Serfdom. London: Routledge 8 Sons, 1944.
Hollis F., Woods M. E. Casework: A psycho-social therapy. 3rd ed. New York: Random House, 1981.
Illicit I. Disabling Professions. London: Boyars, 1972.
Illicit I. Towards a History of Needs. New York: Bantam, 1978.
Kusin V. V. The Intellektual of Prague Spring. The development of reformist ideas in Czechoslovakia, 1956-1967. London: Allen 8 Unwin, 1971.
Malin N. Implementing Community Care. Buckingham: O. U. Press, 1994.
Parton N. Problematics of Government, (Post) Modernity and Social Work // British Journal of Social Work. 1994. № 24. P. 9-32.
Polanyi K. The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time. Boston: Beacon Press, 1957.
Popper K. The Open Society and its Enemies. London: Routledge, 1962. Vol. 1, 2. Reader K. The May 1968 Events in France: Reproductions and Interpretations. Basingstoke:
Macmillan, 1993.
Ryle M. Ecology and Socialism. London: Radius, 1988.
Shanin T. Placing Social Work within Social Theory and Political Practice // The Interface between Social Work and Social Policy / S. Ramon (Ed.). London: Venture Press, 1998.
Simic P. What's in a Word: From Social «Worker» to Care «Manager» // Practice. 1995. Vol. 7. № 3. P. 10-11.
Suarle P., McConville M. Red flag / black flag. French revolution, 1968. 1st American ed. New York: Putnam, 1968.
Taylor-Gooby P. Post Modernism and Social Policy: a Great Leap Backward? // Journal of Social Policy. 1994. Vol. 23. № 3. P. 385-404.
The Development Dictionary. A Guide to Knowledge as Power / W. Sachs (Ed.). London: Zed Books, 1992.
The FoucaultEffect: Studies in Governmentality / Burchell G., Gordon C., Miller P. (Eds). London: Harvester, 1991.
The Rise of Stalinism in NHS (editorial) // British Medical Journal. 16 Dec. 1994. Torstendahl R., Burrage M. The Formation of Profession. London: Sage, 1990. Wainwright H. Argument for a New Left. Oxford: Blackwell, 1994. Williams F. Social Policy: A Critical Introduction. Cambridge: Polity Press, 1989.
Теодор Шанин PhD, профессор социологии, Манчестерский университет, ректор, Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН)
электронная почта: common@msses.ru http://www.msses.ru/shanin
1 Понятие заимствовано из работы Бенедикта Андерсона, посвященной этничности [Андерсон, 2001]. Интересно то, как это понятие перекликается с понятием профессионального самоопределения.
2 Блестящее выражение проблематики постмодернизма можно найти у 3. Баумана [Bauman, 1992]. Важный анализ связи постмодернизма и социальной работы дан в работе Н. Партона [Partem, 1994].
3 Истоки подобного рода анализа можно найти у Колдуэлла [Coldwell, 1977].
Информация о работе Социальная работа: идеология профессионализма