Социальная работа: идеология профессионализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:28, статья

Описание работы

В статье речь идет о становлении профессии социальной работы за рубежом и в России. Образование по социальной работе рассматривается как условие профессионализма. Обсуждается понятие депрофессионализации социальной работы. Автор прибегает к критическому и постмодернистс¬кому подходам, анализируя современные проблемы социальной работы. В статье сравниваются российский и западный подходы к обучению студентов в вузах. Анализируется опыт российско-британской образователь¬ной программы по социальной работе.

Файлы: 1 файл

Teoria_sotsialnoy_raboty-1.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Преподаватели Московской школы в своей работе используют принцип интеграции британской и российской академических традиций. Лучшее из британской системы образования, что используется в учебном процессе в Московской школе, - это, во-первых, очень сильный интерактив, что означает постоянное академическое общение преподавателей и студентов. Добиваются этого и методом занятий преподавателя в маленькой группе, и методом письменных работ, и тем, что создается очень неформальная атмосфера. Во-вторых, резкое уменьшение периода пребывания в аудитории и за счет этого увеличение времени, когда работаешь сам или в небольшой группе студентов. Студенты могут сами работать: их учат, но они и учатся сами. Однако есть у студентов и слабые места. Во-первых, неважное знание английского языка у студентов из провинции и других республик. Во-вторых, студенты не всегда умеют мыслить независимо: делать выводы, представлять материал в критическом и альтернативном виде. То есть, работать как молодые ученые, а не как стареющие школьники шестого класса. Есть такое понятие «инфантилизация», когда ты разрешаешь людям быть детьми, и этот процесс инфантилизации довольно силен в российской образовательной системе. Если будешь относиться к студентам как ко взрослым, они начнут давать результаты как взрослые, но для этого надо доверять людям и заставлять работать.

Один из элементов британской системы, может быть наиболее важный, - активизация студентов. Мы убеждены, что в стенах нашей школы студенты должны становиться взрослыми учеными и взрослыми гражданами своей страны. Если ты учишь человека, преподнося ему готовые знания, то ты не учишь его, а мешаешь ему развиваться. Фактический материал студенты, конечно, должны усваивать, но он не должен становиться самоцелью. Исходя из этого, мы пересмотрели некоторые подходы, принятые в традиционной российской высшей школе.

Во-первых, количество часов, отводимое на лекции и самостоятельные занятия. Мы делаем упор именно на последнее, что, в свою очередь, потребовало от нас перестройки учебных программ и библиотеки. У нас создана так называемая «библиотека открытых полок», подкрепленная электронными средствами получения информации. Наши студенты существуют не от курса к курсу, а от одной письменной работы к другой. Разумеется, преподаватель дает консультации, а сами студенты обсуждают свои работы в небольших группах. Но главное - такой подход подталкивает их к развитию самостоятельного мышления.

Во-вторых, у нас сложилась гораздо более неформальная система взаимоотношений студентов с преподавателем, что опять-таки подразумевает интерактивность. Кстати сказать, в конце года мы обязательно проводим опрос среди студентов, чтобы выяснить, что им нравится, а что не нравится. Из года в год они выделяют как одну из лучших черт нашей школы - ее демократичность. Поначалу мне казалось это странным. Но когда я попытался разобраться, что же они имеют в виду, то понял - речь идет о возможности легко и свободно общаться с преподавателем, заранее зная, что он не отмахнется ни от одного вопроса. У нас принято спорить с преподавателем. Если студент хочет получить высокую оценку, он должен уметь спорить, то есть аргументировано доказывать свою точку зрения.

Чем еще отличается школа? Мы гораздо жестче, чем это принято в других вузах, оцениваем достижения наших студентов. У нас нет и не может быть ситуации, при которой 80 % учащихся - круглые отличники. Ведь очень важно, чтобы человек сам умел трезво оценивать себя. Поэтому мы используем не пятибалльную, как в России, а 100-балльную шкалу. Экзамены в подавляющем большинстве проходят в письменной форме. Каждую работу читают параллельно три преподавателя: два «своих», штатных, и один «внешний» - своего рода независимый эксперт. Это позволяет, с одной стороны, избежать субъективности в оценках, а с другой - повышает ответственность проверяющего. Мы поменяли структуру учебных программ, и теперь у нас значительно меньше обязательных курсов, зато больше факультативов, которые студент выбирает для себя сам. Иными словами, его будущая специализация в существенной степени зависит от него самого, что, на наш взгляд, также очень важно для формирования зрелого специалиста.

Будущее Московской школы - это очно-заочное образование, причем Московская школа должна, с точки зрения возраста своих студентов, идти вверх, то есть мы должны больше работать со взрослыми студентами. Взрослый студент - это человек, который свое будто бы уже отучился, который уже занимает определенный пост, имеет профессию, который разбирается в действительности и приходит к мысли, что надо дальше учиться. Такие студенты, на мой взгляд, недостаточно «обслуживаются» в университетской системе, и на данном этапе очень важно выйти на эти новые категории обучающихся.

 

Основные принципы обучения социальной работе в МВШСЭН

Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики и заканчивая конкретными, то есть предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». Ядром социальной работы, получившей распространение на Западе, стал наработанный и обобщенный метод «работы с каждым конкретным случаем», впитавший в себя, с одной стороны, элементы разных научных дисциплин, в частности психотерапии, а с другой - опыт оказания помощи индивидам и семьям в кризисных ситуациях [Hollis, Woods, 1981; Dayle, 1994]. Выбор форм действия вытекает здесь из определенной интерпретации целей и задач социальной работы. При этом основное внимание уделяется динамике данного общества, реакциям людей на жизненные трудности и особенностям взаимодействия индивидов со своим социальным окружением. Поскольку сфера деятельности социального работника обширна и не всегда может быть четко очерчена, подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо академического компонента обязательную практику под руководством опытного наставника. Важное значение придается, кроме того, формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также выработке профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.

В программе «Социальный менеджмент и социальная работа» Московской школы есть две специализации. «Социальный менеджмент» предлагает повышение квалификации в области стратегий принятия решения относительно развития социальной сферы и технологий управления социальными службами. Условно курсы специализации делятся на три группы: макроуровень развития социальной сферы, технологии управления, экономические основы менеджмента. Такие курсы, как «Социальная политика», «Социальное моделирование и проектирование», «Принятие решений», формируют у слушателей способность анализировать развитие социальной сферы и разрабатывать стратегии ее оптимизации. Курсы «Направления современного менеджмента», «Модели государственного администрирования» направлены на развитие комплекса умений по руководству службами. Курсы «Финансирование социальной сферы», «Экономика общественного сектора», «Социальный маркетинг» содействуют формированию экономических основ управленческой деятельности. Выпускники специализации работают в области управления социальными службами, являются организаторами новых для России и стран СНГ агентств, становятся менеджерами зарубежных социальных программ, которые работают в России и странах СНГ.

Специализация по социальной работе направлена на освоение перспективных для России и стран СНГ технологий психосоциальной помощи. В рамках специализации слушатели осваивают как общие для всех направлений социальной работы технологии, так и методики, адресованные определенной социальной группе - детям-сиротам, людям с особыми потребностями, пожилым, проблемным семьям. Основу обучения составляет освоение технологии работы со случаем - новой для России, но основной для развитых стран стратегии социальной работы.

Основные принципы, на которых строится образовательная программа по социальной работе и социальному менеджменту, это, прежде всего, сочетание преподавания и исследовательской работы; индивидуальный подход к работе со слушателями; междисциплинарная подготовка специалистов; соединение академических и практико-ориентированных методов обучения.

Социальная работа - недавно возникшее направление общественного развития в России. Пока для специалистов по социальной работе, преподавателей, исследователей больше вопросов, чем ответов. Поэтому преподавание социальной работы должно сочетаться с научно-исследовательской деятельностью преподавателей [Программа... 2004]. Преподаватели программы разрабатывают проблему эффективной модели социальных служб в России и странах СНГ. Что соединяет исследовательскую и образовательную деятельность программы? Стремление определить возможности и ограничения использования зарубежного опыта социальной работы в России и странах СНГ. Результаты научных исследований включаются в содержание учебных курсов. Одним из приоритетных направлений исследовательской работы программы в 2003-2004 годах становится профилактика социального сиротства. Сочетание процессов обучения и научного исследования отличает не только работу преподавателей, но и слушателей факультета. Курс «Методология и методы социальных исследований» формирует готовность слушателей вести научные изыскания в области социальной работы и управления социальными службами.

Ведущим принципом взаимодействия преподавателей и слушателей становится обратная связь. На факультете практикуются специально организованные формы работы, которые позволяют наилучшим образом выстроить контакт специалистов программы и слушателей. Программа включает такие традиционные для британского университетского образования формы работы со слушателями, как индивидуальные и групповые тьюториалсы, то есть обсуждение с преподавателем в рамках преподаваемого курса интересных для слушателя проблем. Важным элементом образования в области социальной работы является обобщение профессионального опыта. Слушателям предоставляется такая возможность в рамках курсов «Введение в социальную работу», «Организации социальной сферы». Ряд курсов предлагает слушателям разработать проект своей будущей профессиональной деятельности и обсудить его с преподавателем курса.

Основной формой отчетности по каждому из курсов является эссе -письменная работа, в которой слушатель осмысляет некую проблему в рамках дискурса учебной дисциплины. Практикуется написание промежуточного эссе, которое не оценивается, но обсуждается с преподавателем. Такая практика содействует развитию системного мышления слушателей. Таким образом, в течение года у слушателя есть возможность поработать под научным руководством целого ряда исследователей. Программа завершается написанием магистерской диссертации. Научное руководство диссертации сочетается с предварительным обсуждением плана диссертации всеми преподавателями программы.

Специалисты социальной работы должны обладать знаниями, умениями и опытом в разных сферах психосоциальной помощи. Слушатели программы осваивают методы работы на уровне «social policy making», то есть умения принимать политически важные решения, разрабатывать и осуществлять проекты преобразования социальной сферы. Такие курсы, как «Сравнительное социальное законодательство», «Социальная политика», «Социальное моделирование и проектирование», «Модели государственного администрирования», формируют готовность слушателей рассуждать на уровне принятия управленческих решений. Для социальных менеджеров это направление обучения имеет решающее значение, однако и специалисты по социальной работе должны понимать социальную проблему как политико-правовую и социоэкономическую задачу. Слушатели изучают технологии работы с человеком, обращающимся в социальные службы, методологию и методику психосоциальной помощи. Такие курсы, как «Технологии и методы социальной работы», «Методы групповой работы», «Социальная работа в здравоохранении», «Психическое здоровье», предлагают освоить технологии работы с определенными социальными группами и проблемами клиентов. Эта специализация необходима как для социальных работников, так и для менеджеров, которым важно понимать, какими специалистами и какой деятельностью они руководят.

Задача переноса полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной практики - одна из ведущих для программы Московской школы. Значительная часть курсов соединена с практикой слушателей программы. В ходе курса «Введение в социальную работу» слушатели изучают опыт работы различных организаций и знакомятся с системой служб социальной помощи. В рамках курсов «Организации социальной сферы», «Социальное моделирование и проектирование» анализируют перспективы развития организации, разрабатывают и осуществляют проект оптимизации деятельности служб. Значительная часть курсов «Методы групповой работы», «Технологии и методы социальной помощи» проходят в рамках выездных занятий, когда специалисты осваивают и апробируют технологию работы. Определенная часть курсов способствует формированию таких профессионально значимых качеств, как коммуникативная компетентность, профессиональная рефлексия, саморегуляция помогающего специалиста.

Практика - основной элемент обучения по программе «Социальный менеджмент и социальная работа». Преподаватели и слушатели этой программы считают, что производственная практика - одна из сильных сторон обучения в Московской школе. В разработке содержания и структуры практики использовался опыт ряда факультетов социальной работы британских университетов. Отличительными чертами практики являются:

  • разнообразные формы супервизии работы студентов со стороны преподавателей школы;
  • возможность проходить практику в перспективных и новых для отечественной системы социальной работы учреждениях;
  • включение части заданий практики в ряд учебных курсов: «Введение в социальную работу», «Организации социальной сферы», «Технологии и методы социальной работы», «Социальное моделирование и проектирование», «Методы групповой работы», «Ведение случая».

Практика проходит в два этапа: ознакомительная практика, в рамках которой слушатели посещают организации, возможные места практики; производственная практика, в рамках которой слушатели реализуют проект, разработанный совместно с преподавателем факультета и специалистом организации, места практики. В ходе производственной практики слушатели также выполняют и аналитическое задание: изучение организации и анализ случая из практики помогающего специалиста организации.

 

Заключение

В условиях хронической административной и финансовой нестабильности современного государства и всех его структур будущее социальной работы, ее жизнеспособность как особой профессии и научной дисциплины зависят от способности отстаивать право на собственное видение проблем, организационную самостоятельность, общественное финансирование, специфическую функцию в обществе и специфическую же подготовку кадров. В условиях постоянного государственного давления сверху, часто при безразличии или даже враждебности общества в целом, раз за разом возникает вопрос о выживании социальной работы как профессии. С учетом этого представляется особенно важным определить основополагающие принципы и указать место социальной работы в общекультурном контексте.

Информация о работе Социальная работа: идеология профессионализма