Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы:
составление рекомендаций для организации совместных действий различных ведомств по оказанию помощи детям и подросткам из неблагополучных семей;
разработка Проекта районной целевой программы помощи ребенку, воспитывающемуся в неблагополучной семье.

Содержание работы

Введение.
1. Семья в современной России.
1.1. Понятие и функции семьи.
1.2. Типы семьи.
2. Неблагополучная семья как тип семьи в современной России.
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи.
2.2. Стили воспитания в неблагополучных семьях.
3.Реализация государственной семейной политики по защите ребенка, воспитываемого в неблагополучной семье.
3.1. Основные направления государственной семейной политики.
3.2. Организация и виды помощи неблагополучной семье и воспитывающемуся в ней ребенку МБОУ Общеобразовательной школы № 30 г. Калтан.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение.

1. Семья в  современной России.

1.1. Понятие  и функции семьи.

1.2. Типы семьи.

2. Неблагополучная  семья как тип семьи в современной  России.

2.1. Понятие  и виды неблагополучной семьи.

2.2. Стили воспитания  в неблагополучных семьях.

3.Реализация государственной семейной политики по защите ребенка, воспитываемого в неблагополучной семье.

3.1. Основные  направления государственной семейной  политики.

3.2. Организация  и виды помощи неблагополучной  семье и воспитывающемуся в  ней ребенку МБОУ Общеобразовательной школы № 30 г. Калтан. 

Заключение.

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Семья - самая древняя и стойкая социальная общность. Возникшая на заре человечества, она прошла через многовековую историю, являя собой уникальную опору общества.

Важность семьи как  института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребенок находится  в течение значительной части  своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.  

«Кризис семьи», «семья в  тупике», - такие или подобные утверждения  небезосновательно появляются в  российской печати. Результаты различных исследований свидетельствуют об углублении долгосрочных тенденций изменения семьи и влиянии на положение российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий переходного периода. Семья воплощает в себе все нынешние кардинальные изменения социально-экономических отношений, преломляя их на микросоциальном уровне. Динамика числа семей и семейная структура населения определяются снижением числа детей в семьях, увеличением числа разводов и внебрачных рождений.

Актуальность данной дипломной работы обусловлена значительным ростом числа детей из социально неблагополучных семей в современной России. Практически все дети, проживающие в социально неблагополучных семьях, являются группой риска по социальному сиротству. На сегодняшний день в Российской Федерации как это ни парадоксально, сирот почти в полтора раза больше чем после Великой Отечественной войны. В 1945 году насчитывалось около 600 тысяч сирот, в то время как в настоящий момент, по официальным данным в стране живут более 800 тысяч. Учитывая тот факт, что увеличение числа обездоленных детей происходит на фоне сокращения общей численности детей, тенденция увеличения социального сиротства крайне тревожна. Согласно официальным статистическим данным, Москва входит в тройку регионов-рекордсменов по количеству детей, оставшихся без попечения родителей. В последнее время отмечается рост детской преступности среди детей из неблагополучных семей.

Статистические  данные подтверждают новые отрицательные  явления и проблемы в условиях переходного периода российского общества. Рост цен на потребительском рынке привел к обнищанию огромного числа семей. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье.

Кризисы, возникающие  в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.

Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.

Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, - от благополучия семьи.

В современном  обществе, в эпоху прогресса и  компьютеризации, когда время пролетает  с огромной скоростью, а люди живут  быстро, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным, как и сотни лет тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих в браке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностью является семья, а сохранение ее благополучия - одной из главных задач.

Поэтому многие привыкли рассматривать семью как  особое место, где тебя любят, в тебя верят, понимают и ждут. Но при более  детальном и глубоком рассмотрении семейных отношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так.

Все большее  распространение получают неблагополучные  семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению  к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.

Бытует мнение о том, что «выметать сор из избы», по крайней мере, неприлично, а все возникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошо вмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутри семейные. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы. Но семья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать клубок образовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейного благополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают иногда слишком поздно, когда исправить их положение бывает очень трудно, когда профилактическими методами им уже не помочь, а проблема, как злокачественная опухоль, требует операционного вмешательства. Специалист по социальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен и компетентен.

Объектом  данной дипломной работы является неблагополучная семья и ребенок, проживающий в неблагополучной семье.

Предмет — социальная и правовая защита ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье.

Цель данной работы:

  1. составление рекомендаций для организации совместных действий различных ведомств по оказанию помощи детям и подросткам из неблагополучных семей;
  2. разработка Проекта районной целевой программы помощи ребенку, воспитывающемуся в неблагополучной семье.

В ходе работы были решены следующие задачи:

  1. Изучить положение семьи в современной России.
  2. Описать неблагополучную семью как особый тип семьи в современной России.
  3. Исследовать проблемы ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье.
  4. Проанализировать специфику стилей воспитания в неблагополучной семье.
  5. Изучить основные направления государственной семейной политики, ориентированной на социальную защиту семьи.
  6. Рассмотреть виды помощи неблагополучной семье, социальной и правовой защите ребенка в неблагополучной семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СЕМЬЯ В  СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

 

 

 

1.1 Понятие  и функции семьи.

 

 

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к  важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

К членам семьи  относят: отца, мать, сына, дочь, брата, сестру, дедушку, бабушку.

Нормальная  семья – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты  и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Важной характеристикой  семьи является ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль.

Общепринятой  классификации семейных функций  нет, однако между ними существуют взаимозависимость  и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

репродуктивную  функцию — в последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из двух-трех человек. Дети, по высказыванию таких семей, - это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышение квалификации, реализации своих способностей.

воспитательная  функция — состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества, биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода; духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;

экономико-материальную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

функция организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Нормально функционирующая  семья – это семья, которая  ответственно и дифференцированно  выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность  в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Хозяйственно-бытовая  функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.  Поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;

Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Гедонистическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Нормальная половая жизнь, возможность иметь регулярные и безопасные половые отношения признается одной из предпосылок здорового образа жизни, и в этом усматривают одну из причин того, что семейные живут в целом значительно дольше, чем бессемейные.

Рекреационная и психотерапевтическая функция — по мнению М.А. Галагузовой, смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно приятным, не смотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение.

Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей