Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы:
составление рекомендаций для организации совместных действий различных ведомств по оказанию помощи детям и подросткам из неблагополучных семей;
разработка Проекта районной целевой программы помощи ребенку, воспитывающемуся в неблагополучной семье.

Содержание работы

Введение.
1. Семья в современной России.
1.1. Понятие и функции семьи.
1.2. Типы семьи.
2. Неблагополучная семья как тип семьи в современной России.
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи.
2.2. Стили воспитания в неблагополучных семьях.
3.Реализация государственной семейной политики по защите ребенка, воспитываемого в неблагополучной семье.
3.1. Основные направления государственной семейной политики.
3.2. Организация и виды помощи неблагополучной семье и воспитывающемуся в ней ребенку МБОУ Общеобразовательной школы № 30 г. Калтан.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

з) повышение  гарантий материального обеспечения  ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов; заключение с государствами - участниками Содружества Независимых  Государств, государствами ближнего зарубежья и другими государствами договоров, предусматривающих выполнение гражданами этих государств и гражданами Российской Федерации обязанностей по содержанию детей;

и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально - экономического и демографического развития регионов;

к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.

19. Обеспечение  работникам, имеющим детей, благоприятных  условий для сочетания трудовой  деятельности с выполнением семейных  обязанностей, включая:

а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине - матери;

б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части  правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;

в) введение экономических  стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан  с высокой семейной нагрузкой, в  том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение  квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;

д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;

е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных  учреждений, летних оздоровительных  лагерей для школьников в целях  обеспечения гармоничного художественного, духовно - нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.

20. Кардинальное  улучшение охраны здоровья семьи,  в том числе:

а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;

б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам  и детям до 18 лет;

в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;

г) улучшение  медико - социальной помощи детям - инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;

д) развитие учреждений социального обслуживания семьи  в целях оказания услуг по уходу  за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;

е) развитие системы  охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.

21. Усиление  помощи семье в воспитании  детей путем:

а) государственной  финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;

б) распространения  специальной литературы для семьи  среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;

в) запрета  на изготовление, распространение и  рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

г) государственной  координации и финансовой поддержки  нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;

е) создания системы  специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно - воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);

ж) совершенствования  деятельности органов внутренних дел  Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

22. Для обеспечения  постоянно действующего механизма  управления необходимо укрепить  или создать в составе федеральных  органов исполнительной власти  социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики (в пределах их компетенции).

23. Обеспечивать  государственную поддержку деятельности  общественных объединений, благотворительных  фондов, занимающихся проблемами семьи.

24. Обеспечивать  своевременную и полную реализацию  всех федеральных и региональных  социальных целевых программ, в  том числе Федеральной программы  "Дети России", имеющей статус  президентской.

25. Создать  надежный механизм финансирования  государственной семейной политики. Рассмотреть возможность финансирования в перспективе из федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов мер государственной семейной политики, определенных в качестве федеральных социальных гарантий. Активно привлекать внебюджетные средства, в том числе средства частных и благотворительных фондов, страховых фондов.

26. Провести  экспертизу законодательства Российской  Федерации, разработать предложения  по обеспечению его соответствия  изложенным в Основных направлениях  государственной семейной политики принципам государственной семейной политики.

27. Осуществлять  экспертизу всех законопроектов  с точки зрения оценки влияния  принимаемых мер на положение  семьи, условия реализации ею  своих функций.

28. Разработать  и реализовать программы правового просвещения семьи, разъясняющие права семьи и ее членов на государственную поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и социального обслуживания, и другие.

29. Обеспечить  изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально - психологических проблем российских семей. Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований.

30. Осуществлять  постоянный мониторинг положения  российских семей. В целях обеспечения информирования федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о проблемах семей подготавливать национальные доклады о положении российских семей.

31. Совершенствовать социальную и демографическую статистику, характеризирующую положение российских семей.

Обеспечить  своевременную и полную разработку материалов предстоящей Всероссийской  переписи населения 2011 года в части  социально - экономических и демографических характеристик семей как важнейшего источника данных о положении семей.

32. Сотрудничать  со средствами массовой информации  в целях обеспечения широкого  и объективного освещения в  них проблем семьи.

      33.В целях кадрового обеспечения разработки и реализации государственной семейной политики осуществлять в необходимых количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей: социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов и других.

Разрабатывать специальные учебные программы, обеспечивать их научной и методической литературой, справочными пособиями.

Главной целью  рассматриваемых в совокупности мер единой государственной семейной политики является дальнейшее продвижение на пути создания на федеральном и региональных уровнях соответствующих условий для экономической независимости семьи, повышение ее хозяйственной нравственно-психологической роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укрепление правовых и духовных основ общества. Следует учитывать, что реальное укрепление семьи играет стабилизирующую роль в стране, помогает ей войти в период устойчивого социального и экономического развития.

 

 

3.2 Организация  и виды помощи неблагополучной семье и воспитывающемуся в ней ребенку на примере МБОУ школы № 30 г. Калтана.

 

 

 

Одним из основных направлений работы специалистов Управления социальной защиты населения г. Калтана  Кемеровской области является выявление  и постановка на учет всех категорий нуждающихся семей с несовершеннолетними детьми, чей уровень доходов не превышает установленного прожиточного минимума.

Выявление семей  ведется при непосредственном сотрудничестве с инспектором по охране прав детства, школьными социальными педагогами, районным педиатром секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, главами администраций сел и поселков.

В учреждениях  образования г. Калтана ведется  учет семей, находящихся в социально  опасном положении. На каждую семью  заведена карточка, куда вносятся все данные о родителях, детях, указываются причины постановки на учет, и фиксируется проводимая работа.

С целью организации  работы с неблагополучными семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной  ситуации, в школах района с 01.09.1998 года введена должность социального педагога.

Только посещая семьи, изучая их, можно выработать программу  помощи такой семье, сохранить ребенка  в семье, а может и временно вывести его из семьи, перевести  на время в приют, профилактический стационар и т. д.

В сферу кризиса вовлекаются  работники школы, социальный педагог, специалисты различных центров. К ситуации подключаются новые силы, осуществляющие контроль, и это как  бы преодолевает состояние одиночества  семьи.

Школа, учителя, социальные работники и социальные педагоги берут на себя роль посредников в налаживание контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми органами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.

На основе изучения существующего  опыта решения проблем неблагополучной семьи можно предложить рекомендации по совместным действиям различных ведомств в помощи детям из неблагополучных семей. Эти рекомендации систематизированы ниже в Таблице 1. Основой для данной систематизации послужила таблица, представлена методистом Центра терапевтической педагогики при главном управлении образования г. Кургана Т. Гончаровой, однако в ходе дипломного исследования она была существенно дополнена и расширена.

Таблица 1

 

Алгоритм  работы с неблагополучными семьями

 

Типы неблагополучных  семей

Практические  рекомендации

по работе

с неблагополучными семьями

Совместная  деятельность служб, центров, специалистов

1

Алкогольные,

наркотические

(психическая

зависимость

от алкоголя

или наркотиков)

1. Наблюдение  за семьей и проведение консультаций психологом образовательного заведения.

2. Применение  методов внушения и убеждения  в беседе психолога,  социального  педагога, классного руководителя, врача ДОУ с членами алкогольной  семьи о необходимости лечения  от зависимости.

3. Постановка семьи  на учет в ОВД, ИДН.

4. Оказание наркологической  помощи членам семьи.

5. Оказание  психологической и  психотерапевтической  помощи. Использование следующих  направлений в психокоррекционной  работе с семьей:

семейного  консультирования, логотерапии, психодрамы, семейной психотерапии,  поведенческого тренинга, трансактного анализа, педагогической АТ, патогенетической реконструкционно-личностной терапии, рациональной психотерапии, православной психотерапии, музыкотерапии, социально-психологического тренинга, позитивной психотерапии, когнитивной психотерапии.

6. Поддерживающая  психотерапия.

7. Возбуждение дела  о лишении родительских прав  в случае неэффективности проделанной  работы.

ИДН, КДН, ДОУ, школа,  социальная гостиница, центры психологической помощи, наркологический диспансер.

Психологи, врачи

(психиатр, психотерапевт,  невропатолог, терапевт, педиатр), воспитатели,  учителя, социальные педагоги, инспекторы  по делам несовершеннолетних

2

Асоциально-аморальные (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни)

1. Наблюдение  за семьей и проведение бесед  с ее членами психологом, социальным  педагогом, классным руководителем  ДОУ о целесообразности изменения  их поведения.

2. Постановка  семей на учет в ОВД, ИДН.

3. Оказание психологической и психотерапевтической помощи членами семьи. Использование следующих направлений в психокоррекционной работе с семьей:

логотерапии, психодрамы, семейного консультирования, семейной психотерапии, социально-психологического тренинга, музыкотерапии, педагогической АТ, поведенческой психотерапии, православной психотерапии.

4. Оказание помощи родителям  асоциально-аморальной семьи в  поиске работы, постоянного места  жительства, получении денежных  выплат.

5. Возбуждение  дела о лишении родительских прав в случае неэффективности проделанной работы.

 

3

Криминальные (семьи, в которых родители, другие члены семьи-братья, сестры и др. – отбывают либо отбыли наказание  в местах лишения свободы)

1. Наблюдение  за семьей и беседа с ее  членами психолога, социального педагога, классного руководителя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних.

2. В случае  отклонений в поведении родителей  – постановка семьи на  учет  в ИДН, ОВД.

3. Оказание психологической  и психиатрической помощи отбывшему  наказание члену семьи: семейное консультирование,

социально-психологический  тренинг, музыкотерапия, позитивная психотерапия, когнитивная психотерапия, логотерапия, психодрама.

4. В случае привлечения  несовершеннолетнего к криминалу  и неэффективности проделанной работы – лишение родительских прав.

ДОУ, школа, ИДН,  КДН, ОВД, социальная гостиница, центр  психологической помощи.

Воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог, участковый, инспектор по  делам несовершеннолетних

4

Конфликтные

(семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты,  заканчивающиеся ссорами, скандала-ми, рукоприклад-ством)

1. Наблюдение  за семьей психологом, социальным  педагогом, классным руководителем.

2. Консультации  психолога.

3. Беседа воспитателя,  социального педагога, классного руководителя с  родителями.

4. В случае неэффективности  воздействий постановка семьи  на учет в ИДН.

5. Оказание психологической  и психиатрической помощи семье:  логотераия, психодрама, контактная  терапия, православная терапия,  социально – психологический тренинг, музыкотерапия, атртерапия, библиотерапия, психогимнастика, православная терапия, психоанализ, супружеская психотерапия.

6. Лишение родительских  прав в случае жестокого обращения  с ребенком, неэффективности воздействий.

ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД.

Психолог, педагог,  воспитатель,  классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам  несовершеннолетних, участковый

5

Семьи с психически больными родителями

(семьи, в   которых  родители состоят  на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)

1. Беседа психолога,  классного руководителя, социального  педагога с членами семьи о  необходимости регулярного лечения  (либо постановки на учет) психически  больного члена семьи.

2. Постановка  семьи на учет в ИДН, ОВД.

3. Оказание психиатрической  помощи члену семьи на базе  психоневрологического диспансера.

4. Оказание психологической  помощи членам семьи: семейное  консультирование, социально-психологический  тренинг, аутогенная тренировка, музыкотерапия.

5. Лишение родительских прав в случае неэффективности лечения.

Психоневрологический  диспансер, ИДН, КДН, ДОУ, школа.

Психолог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, участковый, инспектор по делам несовершеннолетних

6

Педагогически несостоятель-ные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на  детей)

1. Наблюдение  и консультации психолога.

2. Выяснение  проблем.

3. Психолого-педагогическая  помощь семье. 

Проведение лекций, родительских собраний, семинаров, бесед, просмотр видеофильмов, социально-психологических тренингов, проведение занятий психогимнастикой, библиотерапия, «воспитание родителей»

ДОУ, школа, центры психологической помощи.

Психолог, классный руководитель, социальный педагог

Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей