Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:12, дипломная работа
Цель данной работы:
составление рекомендаций для организации совместных действий различных ведомств по оказанию помощи детям и подросткам из неблагополучных семей;
разработка Проекта районной целевой программы помощи ребенку, воспитывающемуся в неблагополучной семье.
Введение.
1. Семья в современной России.
1.1. Понятие и функции семьи.
1.2. Типы семьи.
2. Неблагополучная семья как тип семьи в современной России.
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи.
2.2. Стили воспитания в неблагополучных семьях.
3.Реализация государственной семейной политики по защите ребенка, воспитываемого в неблагополучной семье.
3.1. Основные направления государственной семейной политики.
3.2. Организация и виды помощи неблагополучной семье и воспитывающемуся в ней ребенку МБОУ Общеобразовательной школы № 30 г. Калтан.
Заключение.
Список использованных источников.
з) повышение
гарантий материального обеспечения
ребенка путем усиления государственного
контроля за своевременной и полной
выплатой алиментов; заключение с государствами
- участниками Содружества
и) расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально - экономического и демографического развития регионов;
к) укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
19. Обеспечение
работникам, имеющим детей, благоприятных
условий для сочетания
а) распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине - матери;
б) усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
в) введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
г) бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
д) обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;
е) развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно - нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
20. Кардинальное
улучшение охраны здоровья
а) доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
б) бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;
в) профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
г) улучшение медико - социальной помощи детям - инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
д) развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство;
е) развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
21. Усиление помощи семье в воспитании детей путем:
а) государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;
б) распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек;
в) запрета на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;
г) государственной
координации и финансовой поддержки
нравственного, этического и экологического
просвещения населения и введен
д) формирования и укрепления комиссий по защите прав несовершеннолетних;
е) создания системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков (подкинутых; утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно - воспитательных учреждениях; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию; задержанных за бродяжничество; подвергшихся любым формам физического или психического насилия);
ж) совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
22. Для обеспечения
постоянно действующего
23. Обеспечивать
государственную поддержку
24. Обеспечивать
своевременную и полную
25. Создать
надежный механизм
26. Провести
экспертизу законодательства
27. Осуществлять
экспертизу всех
28. Разработать и реализовать программы правового просвещения семьи, разъясняющие права семьи и ее членов на государственную поддержку, в том числе в сфере труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и социального обслуживания, и другие.
29. Обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально - психологических проблем российских семей. Предусмотреть координацию и финансирование научных исследований.
30. Осуществлять
постоянный мониторинг
31. Совершенствовать социальную и демографическую статистику, характеризирующую положение российских семей.
Обеспечить
своевременную и полную разработку
материалов предстоящей Всероссийской
переписи населения 2011 года в части
социально - экономических и демографически
32. Сотрудничать
со средствами массовой
33.В целях кадрового обеспечения разработки и реализации государственной семейной политики осуществлять в необходимых количествах подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей: социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов и других.
Разрабатывать специальные учебные программы, обеспечивать их научной и методической литературой, справочными пособиями.
Главной целью рассматриваемых в совокупности мер единой государственной семейной политики является дальнейшее продвижение на пути создания на федеральном и региональных уровнях соответствующих условий для экономической независимости семьи, повышение ее хозяйственной нравственно-психологической роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укрепление правовых и духовных основ общества. Следует учитывать, что реальное укрепление семьи играет стабилизирующую роль в стране, помогает ей войти в период устойчивого социального и экономического развития.
3.2 Организация и виды помощи неблагополучной семье и воспитывающемуся в ней ребенку на примере МБОУ школы № 30 г. Калтана.
Одним из основных направлений работы специалистов Управления социальной защиты населения г. Калтана Кемеровской области является выявление и постановка на учет всех категорий нуждающихся семей с несовершеннолетними детьми, чей уровень доходов не превышает установленного прожиточного минимума.
Выявление семей ведется при непосредственном сотрудничестве с инспектором по охране прав детства, школьными социальными педагогами, районным педиатром секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, главами администраций сел и поселков.
В учреждениях образования г. Калтана ведется учет семей, находящихся в социально опасном положении. На каждую семью заведена карточка, куда вносятся все данные о родителях, детях, указываются причины постановки на учет, и фиксируется проводимая работа.
С целью организации работы с неблагополучными семьями, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в школах района с 01.09.1998 года введена должность социального педагога.
Только посещая семьи, изучая их, можно выработать программу помощи такой семье, сохранить ребенка в семье, а может и временно вывести его из семьи, перевести на время в приют, профилактический стационар и т. д.
В сферу кризиса вовлекаются работники школы, социальный педагог, специалисты различных центров. К ситуации подключаются новые силы, осуществляющие контроль, и это как бы преодолевает состояние одиночества семьи.
Школа, учителя, социальные работники и социальные педагоги берут на себя роль посредников в налаживание контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми органами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.
На основе изучения существующего
опыта решения проблем
Таблица 1
Алгоритм работы с неблагополучными семьями
№ |
Типы неблагополучных семей |
Практические рекомендации по работе с неблагополучными семьями |
Совместная деятельность служб, центров, специалистов |
1 |
Алкогольные, наркотические (психическая зависимость от алкоголя или наркотиков) |
1. Наблюдение
за семьей и проведение 2. Применение
методов внушения и убеждения
в беседе психолога, социального
педагога, классного руководителя,
врача ДОУ с членами 3. Постановка семьи на учет в ОВД, ИДН. 4. Оказание наркологической помощи членам семьи. 5. Оказание
психологической и семейного консультирования, логотерапии, психодрамы, семейной психотерапии, поведенческого тренинга, трансактного анализа, педагогической АТ, патогенетической реконструкционно-личностной терапии, рациональной психотерапии, православной психотерапии, музыкотерапии, социально-психологического тренинга, позитивной психотерапии, когнитивной психотерапии. 6. Поддерживающая психотерапия. 7. Возбуждение дела
о лишении родительских прав
в случае неэффективности |
ИДН, КДН, ДОУ, школа, социальная гостиница, центры психологической помощи, наркологический диспансер. Психологи, врачи (психиатр, психотерапевт, невропатолог, терапевт, педиатр), воспитатели, учителя, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних |
2 |
Асоциально-аморальные (бродяжничество, попрошайничество, скитание родителей, нежелание работать, асоциально-аморальный образ жизни) |
1. Наблюдение
за семьей и проведение бесед
с ее членами психологом, социальным
педагогом, классным 2. Постановка семей на учет в ОВД, ИДН. 3. Оказание психологической и психотерапевтической помощи членами семьи. Использование следующих направлений в психокоррекционной работе с семьей: логотерапии, психодрамы, семейного консультирования, семейной психотерапии, социально-психологического тренинга, музыкотерапии, педагогической АТ, поведенческой психотерапии, православной психотерапии. 4. Оказание помощи родителям асоциально-аморальной семьи в поиске работы, постоянного места жительства, получении денежных выплат. 5. Возбуждение дела о лишении родительских прав в случае неэффективности проделанной работы. |
|
3 |
Криминальные (семьи, в которых родители, другие члены семьи-братья, сестры и др. – отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы) |
1. Наблюдение за семьей и беседа с ее членами психолога, социального педагога, классного руководителя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних. 2. В случае
отклонений в поведении 3. Оказание психологической
и психиатрической помощи социально-психологический тренинг, музыкотерапия, позитивная психотерапия, когнитивная психотерапия, логотерапия, психодрама. 4. В случае привлечения
несовершеннолетнего к |
ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД, социальная гостиница, центр психологической помощи. Воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог, участковый, инспектор по делам несовершеннолетних |
4 |
Конфликтные (семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандала-ми, рукоприклад-ством) |
1. Наблюдение
за семьей психологом, социальным
педагогом, классным 2. Консультации психолога. 3. Беседа воспитателя, социального педагога, классного руководителя с родителями. 4. В случае неэффективности воздействий постановка семьи на учет в ИДН. 5. Оказание психологической
и психиатрической помощи 6. Лишение родительских
прав в случае жестокого |
ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД. Психолог, педагог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый |
5 |
Семьи с психически больными родителями (семьи, в
которых родители состоят
на учете в |
1. Беседа психолога,
классного руководителя, социального
педагога с членами семьи о
необходимости регулярного 2. Постановка семьи на учет в ИДН, ОВД. 3. Оказание психиатрической
помощи члену семьи на базе
психоневрологического 4. Оказание психологической
помощи членам семьи: семейное
консультирование, социально-психологический
тренинг, аутогенная 5. Лишение родительских прав в случае неэффективности лечения. |
Психоневрологический диспансер, ИДН, КДН, ДОУ, школа. Психолог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, участковый, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 |
Педагогически несостоятель-ные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей) |
1. Наблюдение и консультации психолога. 2. Выяснение проблем. 3. Психолого-педагогическая помощь семье. Проведение лекций, родительских собраний, семинаров, бесед, просмотр видеофильмов, социально-психологических тренингов, проведение занятий психогимнастикой, библиотерапия, «воспитание родителей» |
ДОУ, школа, центры психологической помощи. Психолог, классный руководитель, социальный педагог |
Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей