Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы:
составление рекомендаций для организации совместных действий различных ведомств по оказанию помощи детям и подросткам из неблагополучных семей;
разработка Проекта районной целевой программы помощи ребенку, воспитывающемуся в неблагополучной семье.

Содержание работы

Введение.
1. Семья в современной России.
1.1. Понятие и функции семьи.
1.2. Типы семьи.
2. Неблагополучная семья как тип семьи в современной России.
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи.
2.2. Стили воспитания в неблагополучных семьях.
3.Реализация государственной семейной политики по защите ребенка, воспитываемого в неблагополучной семье.
3.1. Основные направления государственной семейной политики.
3.2. Организация и виды помощи неблагополучной семье и воспитывающемуся в ней ребенку МБОУ Общеобразовательной школы № 30 г. Калтан.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

дипломная.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

Можно предложить следующий алгоритм работы с неблагополучной  семьей: 

  1) изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей.

  1. первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.
  2. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий жизни.
  3. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
  4. Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.
  5. Изучение личностных особенностей членов семьи.
  6. Составление карты семьи.
  7. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
  8. Составление программы работы с неблагополучной семьей.

10) текущие  и контрольные посещения семьи.

11) выводы  о результатах работы с неблагополучной  семьей.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

 Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

выявление в  микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;

участие в  обследовании условий жизни и  воспитания детей;

контроль  за здоровьем и оздоровлением  детей;

поддержка семьи  опекунов (педагогическая, просветительская и др.);

работа с  учителями, классным руководителем  по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

защита интересов  опекаемых;

законодательное просвещение;

практические  мероприятия для семьи.

 Многодетные семьи:

содействие  родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;

организация благотворительной помощи;

рекомендации  по организации семейного досуга;

профориентационная  работа;

законодательное просвещение;

совместные  мероприятия для детей.

 Неполные семьи:

оказание  необходимой помощи в получении  пособий;

психолого-педагогическое консультирование;

профилактика асоциально-аморального поведения;

организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная  помощь и др.);

законодательное просвещение.

Проблемные  семьи:

изучение  динамики развития проблемы семьи;

общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

законодательное просвещение.

 

 

 

 Анализ и вывод работы с семьей.             

Анализируя  деятельность отдела социальной защиты в целом хочется отметить,

что помощь различным  категориям семей оказывается в индивидуальном порядке. Прежде всего проводится работа по выявлению и постановке на учет нуждающихся в поддержке семей и особенно детей из наиболее «проблемных» семей, в которых ее младшие члены оказываются в тяжелых психотравмирующих ситуациях, а нередко в асоциальной, криминогенной среде, формирующей сознание и поведение детей подростков. Такая работа ведется совместно  с представителем администрации села ответственным за работу с трудными семьями и также со школьной администрацией. Проводится патронаж неблагополучных семей с целью выявления условий быта и воспитания. Оказывается материальная помощь (по социальным показаниям, итогам обследования и патронажей):

-  продуктовые  наборы;

-  одежда, обувь;

-  бесплатное  питание в школах в течении  учебного года;

-  все учебные  принадлежности и форма к началу  учебного года.

Оказывается психо-педагогическая поддержка: семейная психо-терапия по

проблемам: семейный алкоголизм, сложности супружеских  взаимоотношений и т. д. Консультации по вопросам воспитания детей с учетом их возрастных и

психологических особенностей. Оказывается юридическая  помощь: бесплатное

юридическое консультирование в оформлении исков, ходатайств и т.д.; помощь в оформлении детских пособий; в оформлении документов на материальную помощь и т. д. Однако вся работа ведется только со следствием, т.е. уже с неблагополучием или определенными проблемами, а хотелось бы чтобы работа велась как бы в двух направлениях, т.е. по предупреждению неблагополучия. В эту работу должны быть включены психологи, педагоги школ и детских садов, медицинские работники. Специалисты внимательно рассматривают все обращения посетителей, чтобы не только оказать поддержку, но и выявить проблемы духовного и психологического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

 

 

Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Выполняет ли сегодня семья эти и подобные ресоциализирующие функции в  обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем  и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.

Наиболее  острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом  расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета  и невозможности социальной и  географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Большого  внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

Семья - это  основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в  целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановление Правительства

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Российская  Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.[Текст]

2.Российская  Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. «Об основных направлениях государственной семейной политики».[Текст]

3.О федеральных «целевых, программах по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы»[Текст]: Постановление Правительства от 13.05.2000// Официальные документы в образовании. - 2000 (август). - № 24 (195). - С. 90-95.

4. Асмолов А.Г. Психология личности:[Текст]: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2011г. - 367 с.

5.Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст]:Учеб. Пособие /Б. Н. Алмазов.- Свердловск, 2012г.-243с.

6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи [ Текст ]: Записки детского психиатра. М.,2009г.

 

 

5  Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

 

3.  Захаров  М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.

 

4.  Иванов  В.Н., Патрушев В.И. Социальные  технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во  МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2

 

5.  Клейберг  Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.

 

6.  М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999

 

7.  Кроль  В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.

 

8.  Никитин  В.А. Социальная работа: проблемы  теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный  институт, 2002. - 236 с.

 

9.  Основы  социальной работы: Учебник / Отв.  ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

 

10. Психология  семейных отношений с основами  семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

 

11. Райгородский  Д.Я. Психология семьи. (Серия "Психология  семейных отношений"). Учебное  пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002. - 752 с.

 

12 Сафронова  В.М. Прогнозирование и моделирование  в социальной работе: Учеб. Пособие  для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

 

13 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.

 

14 Социальная  работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Холостова, д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.

 

15 Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69Под ред.В.А. Никитина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

 

16 Старовойтова  Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость  населения и ее регулирование:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с. ISBN 5-7695-0833-7

 

17 Теория социальной  работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

 

18 Теория социальной  работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.

 

19 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной  работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный  изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001.- 280с.

 9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001.- 190с.

 10. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6. -34с.

 11. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005.- 189с.

 12. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч 1998 № 2.- 52с.

 13. Игнатьев В. «Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2002г.- 72с.

Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей