Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 07:12, дипломная работа
Цель данной работы:
составление рекомендаций для организации совместных действий различных ведомств по оказанию помощи детям и подросткам из неблагополучных семей;
разработка Проекта районной целевой программы помощи ребенку, воспитывающемуся в неблагополучной семье.
Введение.
1. Семья в современной России.
1.1. Понятие и функции семьи.
1.2. Типы семьи.
2. Неблагополучная семья как тип семьи в современной России.
2.1. Понятие и виды неблагополучной семьи.
2.2. Стили воспитания в неблагополучных семьях.
3.Реализация государственной семейной политики по защите ребенка, воспитываемого в неблагополучной семье.
3.1. Основные направления государственной семейной политики.
3.2. Организация и виды помощи неблагополучной семье и воспитывающемуся в ней ребенку МБОУ Общеобразовательной школы № 30 г. Калтан.
Заключение.
Список использованных источников.
Можно предложить следующий алгоритм работы с неблагополучной семьей:
1) изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей.
10) текущие и контрольные посещения семьи.
11) выводы
о результатах работы с
Социально-педагогическая работа с различными типами семей
Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;
участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);
работа с учителями, классным руководителем по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
защита интересов опекаемых;
законодательное просвещение;
практические мероприятия для семьи.
Многодетные семьи:
содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;
организация благотворительной помощи;
рекомендации по организации семейного досуга;
профориентационная работа;
законодательное просвещение;
совместные мероприятия для детей.
Неполные семьи:
оказание необходимой помощи в получении пособий;
психолого-педагогическое консультирование;
профилактика асоциально-аморального поведения;
организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
законодательное просвещение.
Проблемные семьи:
изучение динамики развития проблемы семьи;
общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;
законодательное просвещение.
Анализ и вывод работы с семьей.
Анализируя деятельность отдела социальной защиты в целом хочется отметить,
что помощь различным категориям семей оказывается в индивидуальном порядке. Прежде всего проводится работа по выявлению и постановке на учет нуждающихся в поддержке семей и особенно детей из наиболее «проблемных» семей, в которых ее младшие члены оказываются в тяжелых психотравмирующих ситуациях, а нередко в асоциальной, криминогенной среде, формирующей сознание и поведение детей подростков. Такая работа ведется совместно с представителем администрации села ответственным за работу с трудными семьями и также со школьной администрацией. Проводится патронаж неблагополучных семей с целью выявления условий быта и воспитания. Оказывается материальная помощь (по социальным показаниям, итогам обследования и патронажей):
- продуктовые наборы;
- одежда, обувь;
- бесплатное питание в школах в течении учебного года;
- все учебные
принадлежности и форма к
Оказывается психо-педагогическая поддержка: семейная психо-терапия по
проблемам: семейный алкоголизм, сложности супружеских взаимоотношений и т. д. Консультации по вопросам воспитания детей с учетом их возрастных и
психологических особенностей. Оказывается юридическая помощь: бесплатное
юридическое консультирование в оформлении исков, ходатайств и т.д.; помощь в оформлении детских пособий; в оформлении документов на материальную помощь и т. д. Однако вся работа ведется только со следствием, т.е. уже с неблагополучием или определенными проблемами, а хотелось бы чтобы работа велась как бы в двух направлениях, т.е. по предупреждению неблагополучия. В эту работу должны быть включены психологи, педагоги школ и детских садов, медицинские работники. Специалисты внимательно рассматривают все обращения посетителей, чтобы не только оказать поддержку, но и выявить проблемы духовного и психологического характера.
Заключение
Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.
Выполняет ли сегодня семья эти и подобные ресоциализирующие функции в обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.
Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.
Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.
Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
Постановление Правительства
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1.Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 1 июня 1992г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.[Текст]
2.Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 14 мая 1996г. «Об основных направлениях государственной семейной политики».[Текст]
3.О федеральных «целевых, программах по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 годы»[Текст]: Постановление Правительства от 13.05.2000// Официальные документы в образовании. - 2000 (август). - № 24 (195). - С. 90-95.
4. Асмолов А.Г. Психология личности:[Текст]: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 2011г. - 367 с.
5.Алмазов, Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних [Текст]:Учеб. Пособие /Б. Н. Алмазов.- Свердловск, 2012г.-243с.
6. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи [ Текст ]: Записки детского психиатра. М.,2009г.
5 Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")
3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.
4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.
6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999
7. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.
8. Никитин
В.А. Социальная работа: проблемы
теории и подготовки
9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.
10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.
11. Райгородский
Д.Я. Психология семьи. (Серия "Психология
семейных отношений"). Учебное
пособие для факультетов
12 Сафронова
В.М. Прогнозирование и
13 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.
14 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Холостова, д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.
15 Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69Под ред.В.А. Никитина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
16 Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с. ISBN 5-7695-0833-7
17 Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.
18 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.
19 Фирсов М.В.,
Студенова Е.Г. Теория
8. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб, 2001.- 280с.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001.- 190с.
10. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6. -34с.
11. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005.- 189с.
12. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч 1998 № 2.- 52с.
13. Игнатьев В. «Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2002г.- 72с.
Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей