Социальная работа с неполными семьями в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ по вопросам обучающего, воспитательного, психологического характера.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о неполной семье как объекте социально-педагогической помощи;
2. рассмотреть особенности работы с неполной семьей за рубежом;
3. раскрыть сущность социально-педагогической поддержки неполной семье в ДОУ;

Файлы: 1 файл

курсовик 2012.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Первоначальные  основы развития человека закладываются  в семье. Здесь начинают впервые  развиваться умственные, физические способности, нравственные, волевые, эстетические качества детей. Однако в современных  условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания также претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. Еще более ослабели внутрисемейные связи.

Социально-экономические  изменения последних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни общества. Одно из главных последствий реформ – обострение социальных проблем и ухудшение положения российской семьи.  Новые условия диктовали иные цели и содержание семейного воспитания детей,  к которым семья не была готова.  По мнению многих ученых, принципиальной чертой трансформационного процесса России является его стихийный характер,  который объясняет сложности в формировании новых воспитательных стратегий. 

Несмотря на то, что мы давно живем в относительно цивилизованном обществе, на то, что издано огромное количество работ по психологии, социологии, педагогике и многим другим наукам, проблем в среднестатистической семье меньше не становиться. Об этом свидетельствует статистика разводов и различные социологические исследования. Кроме того, решение внутрисемейных проблем происходит на достаточно примитивном уровне. Об этом регулярно сообщает хроника из оперативных сводок МВД России. Мы узнаем об убийствах, тяжких телесных повреждениях, нелицеприятных разделах имущества, о лишении родительских прав, о том, почему дети убегают из дома и не хотят возвращаться в семью, в родной дом из приюта.

В условиях социально-экономического кризиса и ухудшения жизни  населения проблемы неполных семей  достигли предельной остроты, и их безотлагательное решение и оказание социально-педагогической поддержки таким семьям стало жизненно необходимым.

Хочется отметить, что смысл, вкладываемый в понятие  «неполная семья» менялся с течением времени. Например, известный советский  педагог А.С. Макаренко называл  «неполной» семью только с одним  ребенком и писал по этому поводу, что только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Другим же примером неполной семьи он считал семьи, где родители разошлись и не живут вместе.

Проблемы социальной работы с детьми из неполных семей, с семьей в целом всегда были, есть и остаются одними из главнейших в работе социального педагога дошкольного образовательного учреждения, ведь будущее страны зависит от того, каким придет на смену новое поколение, и детский сад играет в этом не последнюю роль.

На современном этапе развития нашего общества предъявляются высокие требования к улучшению семейного воспитания. Повышение его эффективности зависит не только от усилий родителей, но и от общественности, работы ДОУ. Успех в воспитании детей во многом определяется тем, как организована социально-педагогическая помощь родителям со стороны общественности, государства и ДОУ.

Важнейшим условием развития ребенка из неполной семьи  в ДОУ является активное включение  родителей в учебно-воспитательные процесс. Семья и дошкольные учреждения, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому установление доверительного делового контакта между ДОУ и родителями так важно для успешного воспитания ребенка. Вовлечение родителей, особенно из неполных семей, в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в образовательном процессе происходит не потому, что этого хочет социальный педагог, а потому, что родители осознанно подходят к воспитанию и развитию собственного ребенка. Создание единого пространства развития детей невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одно от другого, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

В ходе изучения эмпирического материала по данной теме выявлено противоречие между педагогической необходимостью оказания социально-педагогической поддержки неполной семьи как условия всестороннего и гармоничного развития воспитывающегося в ней ребенка, с одной стороны, и недостаточно разработанными научными психолого-педагогическими основами осуществления этого процесса в педагогической теории и практике – с другой.

Все это определило проблему исследования: рассмотрение наиболее эффективных форм и методов социально-педагогической поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ по вопросам обучающего, воспитательного, психологического характера.

Задачи исследования:

1. Дать понятие о неполной семье как объекте социально-педагогической помощи;

2. рассмотреть  особенности работы с неполной  семьей за рубежом;

3. раскрыть сущность  социально-педагогической поддержки  неполной семье в ДОУ;

Объект исследования – неполные семьи как объект социальной работы.

Предмет исследования – основные направления социально-педагогической помощи неполным семьям в ДОУ.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной проблеме, сравнительный анализ полученных данных, беседы с родителями, воспитателями детских садов, социальными педагогами ДОУ.

 

ГЛАВА l. НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.

§1. Неполные семьи  в советское время

В настоящее  время закономерно усиливается  интерес к отечественной истории, возрастает значение исторических знаний. При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы понимаем, что современные общественные отношения, в том числе и внутрисемейные, органически связаны с историческим прошлым [16].

Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. По словам Герцена, «семья начинается с детей».

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей [2]. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья, в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами. Экономическая самостоятельность женщин, повышение их социального статуса неизбежно предполагает иной — партнёрский тип супружества. Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону её большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошёл переход от брака по расчёту или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И. С. Кон — это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «несходство характеров», что ведёт к меньшей устойчивости браков. Как отмечает Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов — изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид [12, 16].

Во все времена существовала несколько типов семей (сложная, полная, неполная)

    • Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми
    • Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.
  • число детей в семье
    • малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)
    • среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)
    • многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)
    • Неполные семьи (один родитель и один или несколько детей).

Неполная семья  всегда находилась в центре пристального внимания общественности, государственных  структур как наиболее незащищенная структура общественной организации. Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни [30].

Причины возникновения  неполных семей в прежние годы специалисты традиционно связывали  с воздействием объективных демографических факторов. Периодически в отдельных регионах, возникала определенная диспропорция полов, которая предопределяла ситуацию на «брачном рынке». Учитывалось также то, что потенциальные женихи часто отставали от своих сверстниц по образовательному и культурному уровню, среди них было немало алкоголиков, бывших заключенных и других категорий, фактически «непригодных» или «малопригодных» к семейной жизни.

В последней  четверти ХХ века, однако, большинство  ученых уже отказались от такого узкого видения причин возникновения неполных семей, поскольку стало очевидно, что этот феномен стал мировой тенденцией, причинами которой является гораздо более широкий спектр факторов [2, 16, 30].

Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности). Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения». Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.

Поэтому в советские  годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный  выбор стиля семейно-брачного поведения – выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг., с приходом «перестройки»  рухнули остатки существовавших идеологических барьеров. Страна жадно  начала впитывать западную массовую культуру, заимствовать западные социокультурные образцы и стереотипы поведения. Одним из «открытий» стали пришедшие с Запада новые представления о культуре секса. Среди россиян стало распространяться прозападное «свободное» отношение к вопросам секса, брака и семейной жизни, особенно среди молодежи.

Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья [1].

Следует отметить также еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости. Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.

Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Причины и последствия различны, но трагичны для подрастающего поколения. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться, а количество детей, воспитывающихся одним родителем, растет [26].

 

§2. Характерные особенности неполной семьи в современной России

Семья во все  времена постоянно находилась в  центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних  ученых и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, которая меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Изменяются виды семейных отношений, иной становится система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее положение семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа неполных семей [33].

Информация о работе Социальная работа с неполными семьями в ДОУ