Социальная работа с неполными семьями в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ по вопросам обучающего, воспитательного, психологического характера.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о неполной семье как объекте социально-педагогической помощи;
2. рассмотреть особенности работы с неполной семьей за рубежом;
3. раскрыть сущность социально-педагогической поддержки неполной семье в ДОУ;

Файлы: 1 файл

курсовик 2012.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Тенденция все  большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня  является характерной для большинства  развитых стран.

Что же такое неполная семья? Каковы ее основные разновидности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка?

Неполной называется такая  семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими  несовершеннолетними детьми [32]. Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляю им мало времени для семьи. Общение с детьми оказывается возможным зачастую только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях [28].

В нашей стране так уж исторически сложилось, что само понятие «неполная семья» подразумевает определенную ущербность, отчего некоторые российские исследователи считают этот термин не совсем подходящим и предлагают заменить его другим, например, «семья одинокой матери» или «монородительская семья». Например, Т.А. Гурко считает, что неполной является такая семья, в которой с несовершеннолетними детьми проживает только мать или только отец, а по причинам образования неполные семьи могут быть классифицированы на: внебрачные (материнские в терминологии С.И. Голода); семьи после развода; семьи после овдовения; семьи, возникшие в результате раздельного проживания супругов по разным причинам [19]. 

 Непросто  найти максимально корректное  и точное определение семье, состоящей из единственного родителя и одного или нескольких детей. Не решена эта проблема и за рубежом, где такую семью принято обозначать терминами «single-parent family», «one-parent family», или «mother-headed family», если во главе семьи стоит женщина [13].

С.И. Голод и А.А Клецин особо подчеркивают, что неполную семью нельзя смешивать с материнской, так как в материнской практически не было супруга, в то время как неполные семьи возникают вследствие овдовения или развода.

Таким образом, наиболее правы те специалисты, которые неполной семьей считают семью одинокого родителя, проживающего с детьми и (в отдельных случаях) с ближайшими родственниками и единично реализующего функции семьи [20].

Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и  несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного  рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.

Рассмотрим  особенности неполной семьи некоторых типов.

Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Родственные связи в таких семьях, чаще всего, не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга [9].

Семейные отношения  с родственниками умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда  оставшийся супруг вновь вступит  в семейные отношения, так как  общественность принимает второй брак после вдовства как само собой  разумеющееся явление.

Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не живут вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обуславливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желания, особенно маленьких детей, но воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери [27]. Как показали наблюдения некоторых ученых, например немецкого психолога Линды Анзорг, дети дошкольного возраста часто считают себя виноватыми в разводе родителей. Возникает чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте около 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара[21].

Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. Они  считают, что дети, переживая развод родителей, сложнее приспосабливаются к новой действительности [22]. О неблагоприятном влиянии развода говорят и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. И что самое страшное – психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер[3].

Свои особенности  имеет и такая разновидность  неполных семей как внебрачная (семья  матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

В силу различных  обстоятельств женщина принимает  решение родить ребенка, не вступая  в брак. Это может быть желание  скрасить одиночество, удовлетворить  потребность в материнстве или  оставить ребенка в качестве напоминания о возлюбленном. Иногда у одинокой женщины ребенок появляется на свет незапланированным.

Примечательно, что большинство женщин, родивших внебрачного ребенка, сами родились вне брака, отмечают психологи.

Определенные  особенности существуют и в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Главное, это ее повышенная тревожность. Она в свое время взяла на себя большую ответственность, решив родить ребенка, и всю жизнь не хочет его ни с кем делить [28].

В зависимости  от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские или отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с одним или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называют нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [8].

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, вязанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личности.

Существует  ряд проблем, касающийся неполных семей, к которым относят социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические [33].

Среди проблем  неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Так как, чаще всего, главой такой семьи становится женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.

В последнее  время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень  социальной защиты неполных семей. Одинокий родитель сам должен нести ответственность за благосостояние своей семьи, опираясь на правовую и законодательную поддержку со стороны государства[11].

 

                  §3. Западные исследования проблем неполных семей

В отличие от России проблемой неполной семьи  за рубежом занимаются давно, и многие аспекты ее жизнедеятельности рассматриваются в динамике. Среди наиболее проработанных тем – специфика взаимоотношений в неполных семьях в зависимости от расы и страны происхождения родителей. Внушительное количество параллельных исследований, проведенных разными авторами, позволяет перейти на новый познавательный уровень, когда проблема рассматривается с учетом мельчайших деталей и нюансов[21].

Однако следует  с осторожностью переносить зарубежный опыт в Россию, ибо реалии нашей страны неадекватны зарубежной действительности.

Лидером среди  стран Запада по количеству неполных семей являются Соединенные штаты  Америки.

Увеличение  неполных семей не может не волновать  американскую общественность. Поддержать семью сегодня стремятся и государственные структуры, и церковь и различные социальные службы.

Так, в Соединенных  Штатах Америки, которые считаются  родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в  благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XvIII-XIX вв.

Действующая в  настоящее время в этой стране система социальной помощи населению  является гибкой и сложной. Во-первых, существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства (продовольственная помощь), Детское бюро (программа по защите прав и интересов детей), Служба защиты детей (оказание социальной, медицинской, юридической, жилищной помощи). Помимо этого действует разветвленная сеть частных служб [33].

В целом эта  система полностью децентрализована и функционирует через разного  рода социальные программы, регламентируемые или федеральным законодательством, или законодательством штата, или  совместными органами управления.

Американская  модель социальной помощи и поддержки неполным семьям представляет собой стратегию поддержки бедности при незначительном участии государства в решении социальных проблем.

Европейские модели социальной помощи отличаются от американской высокой степенью участия государства, большим охватом населения различными социальными услугами и видами помощи [4].

Общим для этих стран является то, что эти системы  складывались эволюционным путем, их развитие на каждом этапе направлялось реальными потребностями общества. Также общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержки.

По мнению одной  из американских исследователей М. Вилсон, важнейший дар которым могут  наградить родители своих детей  – это идея об устойчивом и продолжительном браке. Общество, переставшее внушать людям, что крепкий брак – необходимое условие здоровой семьи, подвергло самое себя семейному кризису, и возможно, по мнению автора, именно это стало главной причиной того, что начиная с 1960-х гг. количество разводов продолжает расти. Согласно статистике расторжение брака в современном американском обществе принял характер эпидемии, национального бедствия [23]. Опасность его заключается в том, что развод влияет на все стороны жизни не только взрослого, но и ребенка: от успеваемости в школе до отношений с друзьями. А также нередко кардинально меняет представления ребенка о будущем.

Как и в нашей  стране (очевидно и во всем мире), несовершеннолетние дети разведенных родителей имеют  более низкий общий уровень психологического благополучия [28].

Также зарубежные ученые уделяют внимание изучению проблем идентификации ребенка из неполной семьи в социальном плане, так по половому признаку, и роли отца и матери в этом процессе.

Интересны гендерные  исследования западных специалистов. Вечная тема женщины и мужчины  проходит них красной нитью. Естественно, что многочисленные работы исследователей посвящены неполной семье. Как оказалось, нередко причина распада семьи кроется в коренном различии взглядов на семейные права и обязанности, присущие мужчинам и женщинам. Анализ, проведенный известным американским социологом П. Амато, показывает, что когда жены отходят от традиционной гендерной модели поведения, качество семейной жизни снижается. С другой стороны, когда мужья усваивают менее традиционные позиции, качество супружеской жизни наоборот возрастает[21].

Важно отметить, что на Западе, в отличие от России, высок интерес исследователей к  отцам одиночкам. Их проблемы и трудности  рассматриваются специалистами  в неразрывной связи с вопросами  воспитания и социализации детей.

Таким образом, в России и за рубежом имеются сходные проблемы неполных семей. Существует ряд учреждений, способных оказать содействие неполной семье. В настоящее время процесс увеличения неполных семей достаточно продолжителен по времени и набирает обороты в последние десятилетия. Это отрицательно сказывается как на детях, так и на их родителях.

Подводя итог под  все вышесказанным можно с  уверенностью утверждать, что динамика изменений брачно-семейных отношений  становится все интенсивнее. Начиная  с советских времен одинокие родители воспитывали своих детей стараясь дать им все необходимое, основываясь на прошлом опыте поколений, всех имеющихся ресурсах и возможностях. Хотя следует отметить тот факт, что отношение к одиноким родителям постепенно менялось: от пренебрежительного, резко отрицательного в СССР, до равнодушного игнорирования в настоящее время.

На Западе проблемы неполных семей также не остаются без внимания, им помогает государство и общественность. Велика так же собственная активность членов неполных семей. В то же время в России пассивность родителей граничит с равнодушием и наплевательством по отношению к тому что же будет с такими семьями и детьми из этих семей в дальнейшем.  
ГЛАВА ll. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНЫМ СЕМЬЯМ В ДОУ.

§1. Правовая защита детей из неполных семей в Российской Федерации

Информация о работе Социальная работа с неполными семьями в ДОУ