Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ по вопросам обучающего, воспитательного, психологического характера.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о неполной семье как объекте социально-педагогической помощи;
2. рассмотреть особенности работы с неполной семьей за рубежом;
3. раскрыть сущность социально-педагогической поддержки неполной семье в ДОУ;
Помощь в бучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным проблемам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др. [31].
Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по ряду вопросов:
-педагогическая
и социально-психологическая
-роль родителей в формировании детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
-упорядочивание быта семьи и повышение ее социального статуса.
Социальными умениями, приобретенными при помощи социального педагога, могут быть: умение вести домашний бюджет, рациональная организация быта, навыки домоводства, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватного социального реагирования на проблемные ситуации и др.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви интереса [14].
Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.
Социальному педагогу ДОУ при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу составляют методы повседневного общения, делового доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог ДОУ должен показать родителям, через какие приемы может реализоваться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.
Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие либо трудности, проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, чувству, воле и поступку. Социальный педагог ДОУ также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психологического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальный педагог ДОУ через обращение к совести, чувству справедливости, к эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле поступку требует от социального педагога ДОУ внушения, упражнения, поощрения, наказания [5].
Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.
Существенные проблемы в семье могут быть связаны с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания, тогда социальный педагог ДОУ помогает осознать особенности таких негативных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества» [7].
Психологическая
составляющая социально-педагогической
помощи включает в себя два компонента:
социально-психологическую
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений в неполных семьях происходит, в основном, когда в семье существует психологическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому факту не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относят запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия[8].
Социальный педагог ДОУ должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
В отличие от психотерапии социально-психологическая коррекция неполной семьи вскрывает конфликты внутрисемейных отношений и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам неполной семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.
Посреднический
компонент социально-
Помощь в организации помогает в разработке и проведении семейного досуга.
Помощь в
координации направлена на активизацию
различных ведомств и служб по
решению различных проблем
Такими проблемами могут быть:
— передача ребенка на воспитание в приемную семью. В идеале социальный педагог должен провести обследование этой семьи, психологического климата в ней. После того, как принято решение о передаче ребенка, необходимо регулярно патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться, что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги должны включиться в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за ребенком. Если у ребенка есть настоящие родители, социальный педагог, кроме того, что он взаимодействует с приемными родителями, должен поддерживать связь и с истинными родителями. Цель должна состоять в том, чтобы дать возможность настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи) к возвращению ребенка. Кроме того, цель социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка;
— усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход нуждающимся детям. Оно предоставляет усыновившим родителям права, которыми обладали биологические родители. Но кроме прав они наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог;
— помещение детей в приюты. Приют, в отличие от детского дома, — место временного пребывания, поэтому ребенок должен находиться там ровно столько, сколько необходимо для решения его главных проблем. За этот срок социальные педагоги обязаны выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей или лиц, их заменяющих, родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать коррекции взаимоотношений в семье, содействовать возвращению ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.
Социальный педагог в ДОУ при работе с неполной семьей выступает в нескольких ролях – советник, консультант, защитник [18].
Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителя и ребенка в неполной семье; дат рекомендации по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на неполную семью; разъясняет родителю способы создания условий, необходимых для нормального воспитания и развития ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка, семьи, если такие сложности возникнут в жизни неполной семьи.
Прежде всего, хочется выделить 3 основные направления программы комплексной системы мер социально-педагогической поддержки неполной семье, испытывающей системные изменения в семейном равновесии, направленной на оптимизацию жизненных сил одиноких матерей или отцов и их детей [27].
l. Работа с
одинокими матерями или отцами,
воспитывающими детей
ll. Работа с детьми из неполных семей по преодолению трудных жизненных ситуаций посредством активизации внутренних ресурсов личности направлена на развитие навыков самообслуживания, культурных привычек, заботливого отношения к людям, самостоятельности и уверенности в собственных силах, а также удовлетворение духовных и физических потребностей в сфере свободного времени.
lll. Работа с неполной семьей в целом направлена на укрепление внутрисемейных отношений. Организация семейного отдыха с оздоровительными, познавательными, научно-техническими, художественными, физкультурными мероприятиями. Семейный отдых используется социальным педагогом ДОУ как средства сплочения семьи. Основная цель – преодоление и профилактика дезадаптции переживаний, связанных с причинами формирования семьи как неполной, содействие в восстановлении здоровья семьи, необходимых условий ее жизнедеятельности.
Структура работы социального педагога ДОУ с родителями неполной семьи выглядит следующим образом [6]:
l. Информационно-
Формы работы: лекции, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).
ll. Диагностическая работа с родителями направлена на выявление возможных неблагополучных детско-родительских отношений, и позволяет выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции (групповое, индивидуальное обследование).
lll. Коррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклоняющимся от нормы поведением, направлена на воспитание и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье.
Формы проведения коррекционной работы: групповая семейная психотерапия и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или его членом и совместная групповая психотерапия детей и родителей [29].
Результаты такой работы отражаются в изменении во внутреннем психологическом мире, способствующем адаптации и самореализации ребенка из неполной семьи. Повышается информационность и происходит понимание причин затруднений. Снимается накопившееся напряжение, вырабатывается новый взгляд на себя и ситуацию, идет поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышается самооценка, самоуважение, осваиваются новые способы поведения, способы самостоятельного решения в сложных жизненных вопросах, разрешаются негативные установки и нормы поведения, формируются новые цели, ценности, перспективы. Работа направлена на принятие коллегиального решения по совместной поддержке ребенка; на привлечение к работе по программе высококвалифицированных узких специалистов, внедрение положительного опыта практики специалистов отечественной и мировой литературы [10].
Таким образом, деятельность социального педагога в ДОУ позволяет детям и родителям из неполной семьи успешно адаптироваться в обществе, решить внутрисемейные проблемы. Помогает найти тот наиболее верный путь взаимодействия между ребенком и родителем, который создаст гармонию в семье и позволит спешно развиваться ребенку в ней.
Во все времена семья находится в центре внимания общественности. Семья - это основа общества, его крепость и стабильность. Нормальная семья та, где оба родителя занимаются воспитанием своих детей, поэтому особое внимание уделяется в нашем обществе неполным семьям, в которых нарушен баланс равномерного участия матери и отца в становлении подрастающей личности. Неполная семья является одним из основных социально - демографических типов современной семьи.
Информация о работе Социальная работа с неполными семьями в ДОУ