Социальная работа с неполными семьями в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ по вопросам обучающего, воспитательного, психологического характера.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о неполной семье как объекте социально-педагогической помощи;
2. рассмотреть особенности работы с неполной семьей за рубежом;
3. раскрыть сущность социально-педагогической поддержки неполной семье в ДОУ;

Файлы: 1 файл

курсовик 2012.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Помощь в  бучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным проблемам в воспитании относятся: недостаточное представление о  целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др. [31].

Деятельность  социального педагога предусматривает  проведение широкого просвещения родителей  по ряду вопросов:

-педагогическая  и социально-психологическая подготовка  родителей к воспитанию детей;

-роль родителей  в формировании  детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

-упорядочивание  быта семьи и повышение ее  социального статуса.

Социальными умениями, приобретенными при помощи социального  педагога, могут быть: умение вести  домашний бюджет, рациональная организация  быта, навыки домоводства, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватного социального реагирования на проблемные ситуации и др.

Помощь в  воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями –  путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Основными сферами  семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви интереса [14].

Отсутствие  активной содержательной жизнедеятельности  в этих сферах лишает семью возможности  эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Социальному педагогу ДОУ при оказании помощи семье  необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу составляют методы повседневного общения, делового доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог ДОУ должен показать родителям, через какие приемы может реализоваться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.

Вторую группу методов составляют методы педагогического  и психологического воздействия  воспитателя на личность ребенка  в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут  пользоваться родители, если у ребенка  возникают какие либо трудности, проблемы. Данная группа методов включает в себя: метод обращения к сознанию, чувству, воле и поступку. Социальный педагог ДОУ также должен показать, через какие приемы реализуется данная группа методов. Обращаться к сознанию ребенка можно через пример, разъяснение, возбуждение психологического состояния радости, актуализацию мечты, снятия напряжения в отношениях. К чувствам ребенка обращаются либо родители, либо социальный педагог ДОУ через обращение к совести, чувству справедливости, к эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, а обращение к воле  поступку требует от социального педагога ДОУ внушения, упражнения, поощрения, наказания [5].

Таким образом, подсказанная родителям система  методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

Существенные  проблемы в семье могут быть связаны  с неправильно выбранными тактиками семейного воспитания, тогда социальный педагог ДОУ помогает осознать особенности таких негативных тактик, как «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование», и помочь овладеть позитивной тактикой семейного воспитания, так называемой «тактикой сотрудничества» [7].

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку  и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных  отношений в неполных семьях происходит, в основном, когда в семье существует психологическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому факту не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относят запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия[8].

Социальный  педагог ДОУ должен так скорректировать  отношения в семье, чтобы все  необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.

В отличие от  психотерапии социально-психологическая коррекция неполной семьи вскрывает конфликты внутрисемейных отношений и отношений между семьей и обществом. Цель ее заключается в том, чтобы помочь членам неполной семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Посреднический  компонент социально-педагогической помощи неполной семье у УДО включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координацию и информирование [3].

Помощь в  организации помогает в разработке и проведении семейного досуга.

Помощь в  координации направлена на активизацию  различных ведомств и служб по решению различных проблем неполной семьи и положения детей (или  ребенка) в ней.

Такими проблемами могут быть:

—  передача ребенка на воспитание в приемную семью. В идеале социальный    педагог    должен    провести    обследование    этой    семьи, психологического климата в ней. После того, как принято решение о передаче   ребенка,   необходимо   регулярно   патронировать   эту   семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться,  что ребенку там хорошо. Если появляется проблема в адаптации этого ребенка в новой для него семье, социальные педагоги должны включиться в ее разрешение с целью обеспечения полноценного ухода за ребенком. Если у ребенка есть настоящие   родители,    социальный    педагог,    кроме    того,    что    он взаимодействует с приемными родителями, должен поддерживать связь и с истинными   родителями.   Цель   должна   состоять   в   том,   чтобы   дать возможность настоящим родителям подготовиться (в случае благополучия семьи)    к    возвращению    ребенка.    Кроме    того,    цель    социально-педагогической   деятельности   состоит   в   том,   чтобы   помочь   членам биологической семьи оставаться вместе в период роста и развития ребенка;

—  усыновление  ребенка, которое предполагает постоянный уход нуждающимся детям. Оно предоставляет  усыновившим родителям права, которыми   обладали   биологические   родители.   Но   кроме   прав   они  наделяются и обязанностями, выполнение которых должен контролировать социальный педагог;

— помещение  детей в приюты. Приют, в отличие  от детского дома, — место временного пребывания, поэтому ребенок должен находиться там ровно столько, сколько  необходимо для решения его главных  проблем. За этот срок социальные педагоги обязаны выяснить данные о месте прежнего проживания ребенка, причины его безнадзорности, осуществить розыск родителей или лиц, их заменяющих, родственников, сообщить им о его нахождении в приюте, содействовать коррекции взаимоотношений в семье, содействовать возвращению ребенка в семью, помочь в трудоустройстве и решении материальных и жилищных проблем.

Социальный  педагог в ДОУ при работе с  неполной семьей выступает в нескольких ролях – советник, консультант, защитник [18].

Советник –  информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителя и ребенка в неполной семье; дат рекомендации по воспитанию детей.

Консультант –  консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует  о существующих методах воспитания, ориентированных на неполную семью; разъясняет родителю способы создания условий, необходимых для нормального воспитания и развития ребенка в семье.

Защитник –  защищает права ребенка, семьи, если такие сложности возникнут в жизни неполной семьи.

Прежде всего, хочется выделить 3 основные направления программы комплексной системы мер социально-педагогической поддержки неполной семье, испытывающей системные изменения в семейном равновесии, направленной на оптимизацию жизненных сил одиноких матерей или отцов и их детей [27].

l. Работа с  одинокими матерями или отцами, воспитывающими детей соответственно  без отца или матери, выражается, прежде всего, в организации взаимопомощи со стороны социального педагога ДОУ и предполагает комплекс мероприятий, целей, задач по восстановлению функций семьи и развитию ее жизненного потенциала. Внимание социального педагога сосредотачивается на индивидуально-личностных характеристиках одиноких родителей и их детей, на возможностях и способах преодоления трудностей семьи и ее членов, поднимаются вопросы гражданских прав на образование, работу, информацию и др.

ll. Работа с  детьми из неполных семей по преодолению трудных жизненных ситуаций посредством активизации внутренних ресурсов личности направлена на развитие навыков самообслуживания, культурных привычек, заботливого отношения к людям, самостоятельности и уверенности в собственных силах, а также удовлетворение духовных и физических потребностей в сфере свободного времени.

lll. Работа с  неполной семьей в целом направлена на укрепление внутрисемейных отношений. Организация семейного отдыха с оздоровительными, познавательными, научно-техническими, художественными, физкультурными мероприятиями. Семейный отдых используется социальным педагогом ДОУ как средства сплочения семьи. Основная цель – преодоление и профилактика дезадаптции переживаний, связанных с причинами формирования семьи как неполной, содействие в восстановлении здоровья семьи, необходимых условий ее жизнедеятельности.

Структура работы социального педагога ДОУ с родителями неполной семьи выглядит следующим образом [6]:

l. Информационно-просветительская  работа с родителями направлена  на разъяснение влияния супружеских  отношений и типа семейного  воспитания на развитие негативных  отклонений в поведении детей и подростков.

Формы работы: лекции, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

ll. Диагностическая работа с родителями направлена на выявление возможных неблагополучных детско-родительских отношений, и позволяет выявить область возможных проблем в тех семьях, где    дисбаланс семейных отношений еще  не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции (групповое, индивидуальное обследование).

lll. Коррекционная   работа   с   семьей,   имеющей   ребенка   с отклоняющимся   от   нормы   поведением,   направлена   на   воспитание   и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье.

Формы проведения коррекционной работы: групповая  семейная психотерапия и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или его членом и совместная групповая психотерапия детей и родителей [29].

Результаты  такой работы отражаются в изменении  во внутреннем психологическом мире, способствующем адаптации и самореализации ребенка из неполной семьи. Повышается информационность и происходит понимание причин затруднений. Снимается накопившееся напряжение, вырабатывается новый взгляд на себя и ситуацию, идет поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышается самооценка, самоуважение, осваиваются новые способы поведения, способы самостоятельного решения в сложных жизненных вопросах, разрешаются негативные установки и нормы поведения, формируются новые цели, ценности, перспективы. Работа направлена на принятие коллегиального решения по совместной поддержке ребенка; на привлечение к работе по программе высококвалифицированных узких специалистов, внедрение положительного опыта практики специалистов отечественной и мировой литературы [10].

Таким образом, деятельность социального педагога в ДОУ позволяет детям и  родителям из неполной семьи успешно  адаптироваться в обществе, решить внутрисемейные проблемы. Помогает найти  тот наиболее верный путь взаимодействия между ребенком и родителем, который создаст гармонию в семье и позволит спешно развиваться ребенку в ней.

 

                                                  Заключение

Во все времена  семья находится в центре внимания общественности. Семья - это основа общества, его крепость  и стабильность. Нормальная семья та, где оба родителя занимаются воспитанием своих детей, поэтому особое внимание уделяется в нашем обществе неполным семьям, в которых нарушен баланс равномерного участия матери и отца в становлении подрастающей личности. Неполная семья является одним из основных социально - демографических типов современной семьи.

Информация о работе Социальная работа с неполными семьями в ДОУ