Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ по вопросам обучающего, воспитательного, психологического характера.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о неполной семье как объекте социально-педагогической помощи;
2. рассмотреть особенности работы с неполной семьей за рубежом;
3. раскрыть сущность социально-педагогической поддержки неполной семье в ДОУ;
Неполная семья в современном обществе является не только особой социальной группой, но и правовым институтом. Как правовой институт неполная семья представляет собой коллектив связанных между собой родственными отношениями лиц, которые наделены правами и обязанностями, соответствующими правовыми нормами. В российском законодательстве эти права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов.
В современной России социальная работа с детьми из неполных семей строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих их социально-правовой статус, устанавливающих права и обязанности родителей, а также порядок разрешения споров и проблем предоставления помощи нуждающимся.
Речь идет, прежде всего, о Конвенции ООН о правах ребенка, в которой сказано, что ребенку для гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья и любви.
Законодательство РФ также направлено на создание оптимальных условий для защиты прав и интересов детей из неполных семей. В Конституции страны сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства; закреплены гарантии жизнеобеспечения детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д. Определено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей [15].
Наиболее полно права детей отражены в Семейном кодексе РФ. Отмечается, что ребенок имеет права: на жизнь и воспитание в семье; на совместное проживание с родителями, если это не противоречит его интересам; на заботу и воспитание родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка.
Семейный кодекс определяет и закрепляет имущественные права детей при разводе родителей. При решении вопросов о разделе жилой площади, имущества, материальных ценностей суд принимает во внимание все обстоятельства дела, социальное положение обеих сторон, их состояние здоровья и т. д. Но в первую очередь суд защищает интересы несовершеннолетнего и учитывает жилищные условия того из родителей, кто будет воспитывать его после развода, смерти одного из родителей.
Документ упорядочивает права и обязанности родителей по отношению к их несовершеннолетним детям после расторжения брака на равноправной основе. Родительские права прекращаются по достижении юными членами семьи 18 лет, а также при вступлении несовершеннолетних в брак [24].
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему пособий в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 171 Закона устанавливает ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое независимо от получения на ребенка алиментов и других социальных выплат, в размере 70% минимального размера оплаты труда. Право на него имеет один из родителей на каждого проживающего с ним ребенка до достижения последним возраста 16 лет [25].
Для организации социальной работы с детьми из неполных семей значимы положения Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон устанавливает основные принципы предоставления временного приюта, реабилитационных услуг, а также организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, под которой подразумевается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно».
К числу основных прав семей относится их право на меры дополнительной социальной поддержки. Неполные семьи, согласно российскому законодательству, обладают различными правами на дополнительные меры социальной поддержки. Объем и специфика этих прав зависит от того, к какому типу неполных семей относится данная конкретная семья. В зависимости от этого семья может обладать большими правами, чем обычные семьи, или, наоборот, может быть лишена этих прав вовсе.
Так, дети из неполных семей, ставших таковыми в результате смерти одного из родителей, в соответствии с российскими законами, имеют право на трудовую или социальную пенсию по случаю потери кормильца.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», дети-сироты, в том случае, если их умерший родитель был застрахован, имеют право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца.
Кроме единовременной страховой
выплаты, дети-сироты имеют право
на получение ежемесячной
Неполные расширенные семьи, образовавшиеся после потери родителей и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников, согласно пункту 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, имеют право на получение (опекунами, попечителями) ежемесячно выплачиваемых денежных средств на содержание ребенка. Порядок и размер этих выплат устанавливается законами субъекта Российской Федерации.1
Основаниями прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечных детей являются:
– достижение подопечным совершеннолетия;
– усыновление ребенка;
– устройство подопечного на полное государственное обеспечение в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в другое аналогичное учреждение;
– передача ребенка в приемную семью, семью патронатного воспитателя, детский дом семейного типа;
– вступление подопечного в брак;
– объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
– освобождение, отстранение опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей;
– смена места жительства подопечного на другой субъект РФ;
– признание подопечного, опекуна (попечителя) безвестно отсутствующими или объявление их умершими;
– смерть опекуна (попечителя), подопечного;
– возврат подопечного родителям.
В перечисленных случаях прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного производится на основании распоряжения органа опеки и попечительства, которое в трехдневный срок направляется в управление социальной защиты.
Следует особо отметить,
что действующим
Особенность правового статуса неполных семей, образовавшихся в результате развода супругов, заключается в том, что несовершеннолетний ребенок из такой семьи обладает правом получать на свое содержание и воспитание алименты. Ребенок, чьи родители до своего расставания фактически проживали семьей без официального оформления своих отношений путем государственной регистрации брака (так называемый внебрачный союз), также имеет право на алименты в том случае, если отцовство его родителя является официально установленным – через добровольное признание отцовства путем указания в свидетельстве о рождении ребенка и в паспорте, или – через суд.
По Семейному кодексу РФ, размер алиментов на несовершеннолетних детей определяется в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей, однако, может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Право детей на алименты
вытекает из того, что, согласно статье
80 Семейного кодекса РФ, родители
во всех обстоятельствах обязаны
содержать своих несовершенноле
Важно обратить внимание на то, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка является не столько правом, сколько обязанностью. Алиментная обязанность у родителей в отношении несовершеннолетних детей возникает независимо от того, являются ли родители дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, совершеннолетними или несовершеннолетними, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет. Поэтому тот из родителей, который взял на себя основную ответственность за дальнейшее воспитание ребенка (как правило, это мать), должен предъявить иск о взыскании алиментов со второго родителя в суд. Если мать этого не делает, то тогда, согласно статье 80 Семейного Кодекса РФ, вместо нее предъявить такой иск должен сделать орган опеки и попечительства.
Несмотря на то, что в России ведется работа по обеспечению соответствия национального законодательства требованиям международно-правовых документов в области социально-правовой защиты в целом и детей из неполных семей, в частности, нельзя не отметить, что правовой механизм, призванный защищать их интересы, несовершенен. К примеру, разведенные семьи, по сравнению с другими категориями неполных семей, в правовом отношении защищены недостаточно, в новых российских законодательных актах, как и раньше, присутствует идея о «вине» разведенных в своих проблемах. Одной из проблем бракоразводного процесса остается и спор о детях. Судьи, занимающиеся гражданскими делами, не всегда принимают оптимальное решение по вопросу о том, с кем целесообразнее оставаться несовершеннолетнему после развода, так как перегружены и часто не уделяют должного внимания досудебной подготовке бракоразводных процессов и относятся к их рассмотрению довольно поверхностно. В результате суд в большинстве случаев отдает предпочтение матери. [26]
Проблемы влияния развода родителей, потеря одного из близких людей на юных членов семьи на практике, как правило, недооцениваются, результаты передовых исследований внедряются слабо, рекомендации ведущих специалистов учитываются недостаточно. Создававшаяся в течение многих лет система профилактики возникновения неполной семьи разрушается, в результате многие возможности для предотвращения распадов семей и их деструктивного влияния на несовершеннолетних остаются неиспользованными. Кроме того, в настоящее время в РФ отсутствует целостная, многофункциональная система подготовки молодежи к семейной жизни, что ведет к негативным последствиям [1].
Таким образом, одинокие родители и их дети являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики.
Рост числа неполных семей, а значит, и детей в них в РФ накладывается на процессы, сопровождающие экономический спад (правовая незащищенность, малообеспеченность, безработица), в отличие от развитых зарубежных стран, где реально осуществляются меры, направленные на социальную реабилитацию и адаптацию членов семьи в подобной ситуации, обеспечение их социальной защищенности. Более того, в российском обществе нет четкого представления о характере, объеме и длительности поддержки, которую государство должно предоставить неполным семьям и их детям.
§2. Характеристика форм и методов социально-педагогической помощи неполной семье в ДОУ. Деятельность социального педагога с неполными семьями
В настоящее время идея социально-педагогической поддержки нашла отражение в практической деятельности социальных педагогов ДОУ и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.
Объектом воздействия социального педагога в ДОУ могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.
Деятельность социального педагога в ДОУ с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Рассмотрим последовательно каждую из составляющих [17].
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Информация о работе Социальная работа с неполными семьями в ДОУ