Социальная работа с неполными семьями в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений социальной поддержки и помощи неполным семьям в ДОУ по вопросам обучающего, воспитательного, психологического характера.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о неполной семье как объекте социально-педагогической помощи;
2. рассмотреть особенности работы с неполной семьей за рубежом;
3. раскрыть сущность социально-педагогической поддержки неполной семье в ДОУ;

Файлы: 1 файл

курсовик 2012.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Брачно-семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Разные социальные школы развивали сформировавшиеся представления о тех или иных аспектах семьи как социального института и малой группы. Затем эти представления о семье превратились в стереотипы, которые препятствуют выявлению новых тенденций и закономерностей в развитии института семьи.

Отличительной чертой последних десятилетий стало увеличение количества неполных семей, резкий рост числа разводов, снижение прочности браков с силу разнообразных причин: изменение статуса женщины в семье, существенное изменение стиля жизни семьи в условиях современных крупных городов; распространение точки зрения о ненужности семьи для индивида, изменение культурных ценностей и норм; более ранний возраст вступления в брак и добрачная беременность.

К сожалению, семья, в которой рядом с ребенком находится только один родитель, стала  столь обыденным явлением, что  на сегодняшний день социологи и  психологи стараются избегать обидного термина «неполная», заменяя его более лояльным - «нетрадиционная» или «нестандартная».

Все большее  распространение такие семьи  получают в нашем современном  обществе, и это уже не случайность, а стабильная закономерность. С одной стороны год от года сам институт брака становится все более неустойчивым. Об этом красноречиво говорят последние статистические данные, согласно которым количество разводов неуклонно приближается к количеству заключенных браков. Лишь немногие семьи оказываются устойчивыми, многие распадаются на фоне того, что брак перестает быть единственной социально приемлемой формой взаимоотношений мужчины и женщины. И это не только разводы по причинам алкоголизма, супружеской неверности, жестокого обращения в семье. Пары распадаются по причинам, которые можно было бы избежать или найти приемлемые компромиссы: недопонимание, стремление к самореализации, отсутствие общих интересов, неудовлетворенность своим положением в семье и так далее. Плюс ко всему, все чаще пары выбирают незарегистрированный брак, предпочитая не связывать себя долгосрочными обязательствами.

Существующие  проблемы в функционировании неполной семьи на современном этапе обуславливают  необходимость оказания ей помощи со стороны общества, социальных структур, дошкольных образовательных учреждений, школ и т.д.. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социально-педагогической работы.

Вопрос о  неполных семьях в ДОУ актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), а впоследствии взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

В настоящее  время идея социально-педагогической поддержки нашла отражение в практической деятельности социальных педагогов ДОУ и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, воспитателям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.

Поскольку семья  живет в социуме, то и проблемы ее целесообразно решать в системе  социальной защиты и социально-педагогической поддержки. Это есть сфера деятельности социального педагога ДОУ, которая предусматривает защиту и поддержку ребенка. Основными направлениями социально-педагогической деятельности социального педагога с неполной семьей является выбор эффективных способов взаимодействия с семьей, а также оказание непосредственной социально-педагогической поддержки семье и ребенку, воспитывающегося в данной категории семьи.

Работа социального  педагога в дошкольном учреждении имеет  ряд особенностей. Это относится  как к участникам педагогического  процесса (работникам детского учреждения, контингенту детей (от раннего до старшего дошкольного возраста) и их родителям), так и к самому процессу воспитания и обучения детей.

Таким образом, деятельность социального педагога в дошкольном образовательном учреждении с неполными семьями можно охарактеризовать как работу повышенной значимости и трудности. Подрастающее поколение сменит нас во всех сферах жизнедеятельности. И не последнее место займет в этой смене институт семьи. Каким будет отношение к ней, формы взаимодействия между членами семьи и закончится ли рост неполных семей во многом зависит именно от нас, и от нашей работы с неполными семьями на современном этапе.

 

 

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика/Ю.П. Ковалев. — М.: Просвещение, 1989. – 234 с.

2. Андреева И.Н.  Антология по истории и теории социальной педагогики/И.Н. Андреева. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

3. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: дис. канд. псих. Наук/Елена Валентиновна Буренкова. – Пенза, 2000. - 172 с.

4.  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога/Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2001. – 201 с.

5.  Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями/Т.А. Гурко. - М.: ВЛАДОС, 1992. – 176 с.

6. Дементьева И.  Негативные факторы воспитания детей в неполной семье/И Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2001. – 174 с.

7. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: учеб. пособие / Т.С. Зубкова. – М.: Академия, 2003. – 216 с.

8. Капустин Е.И. Социальная защита неполных семей/ Е.И. Капустина. - М.: Академия, 2001. – 139 с.

9. Коршунова Л.А.  Проблемы отцов и детей: материал к работе с родителями/Л.А. Коршунова. – М.: Академия, 1999. – 64 с.

10. Костенко М.А. Помогая неполной отцовской семье/М.А. Костенко//Отечественный журнал социальной работы. - 2002. - №1. – С.17-20.

11. Кочубей Б.И. Без отца/Б.И. Кочубей // Семья и школа. - 1990- № 10. - с. 56-63.

12. Кузьмин К.В.  История социальной работы/К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин. – М.: Академически проект, 2005. – 625 с.

13.  Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/Т.А. Куликова. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 237 с.

14. Лопатина О.Г. Специфика работы педагога-психолога в саду/О.Г. Лопатина//Управление дошкольным образованием. -2002- № 6. - С. 23-28.

15. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей/Л.Г. Лунякова//Социальное обеспечение. – 2001. - №8. – С. 24-28.

16. Мельников  В.П. История социальной работы  в России/В.П. Мельников, Е.И.  Холостова. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 344 с.

17.   Методика и технология работы  социального педагога/Под ред. Т.И. Галагузовой.  - М.: ВЛАДОС, 2002. – 301 с.

18.    Мудрик   А.В.  Социальная   педагогика/А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. – 329 с.

19. Николаева Я.Г. Воспитание ребёнка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. семьям: пособие для психологов и педагогов/Я.Г. Николаева. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 201 с.

20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/Р.В. Овчарова. - М.: Аванта +, 2001. – 178 с.

21.  Полные и неполные семьи и их влияние на формирование личности// Теория и практика образования:  история и современность. 1999. - №З. – С. 17-21.

22.   Прокофьев Л.М. Отцы и их дети после развода/Прокофьев Л.М., Валетас М.Ф.//Социологические исследования. - 2002. - № 6. - С. 49-53.

23. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведённых родителей: учеб. пособие/Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. – М.: Издательско – торговая корпорация Дашков и К, 2007. – 227 с.

24. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: 1997. – 159 с.

25. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения/Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. - № 3. – С. 21-25.

26.  Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой/Г. Фигдор. -М.: Алгоритм, 1995. – 162 с.

27. Целуйко В.М. Вы и ваши дети/В.М. Целуйко. - М.: Авада+, 2001. – 248 с.

28. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей/ В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 284 с.

29.  Целуйко В.М. Психология современной семьи/В.М. Целуйко. - М.: Весь мир, 2004. – 341 с.

30. Фирсов М.В.  История социальной работы в  России/М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

31.  Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений/М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. – 372 с.

32. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога/Т.А. Шишковец. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 213 с.

32. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии/Э.Г. Эйдемиллер. - М.: -СПб.; Аврора, 1996. – 281 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная работа с неполными семьями в ДОУ