Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:07, курсовая работа
Цель: Изучить особенности социальной работы с ВИЧ – инфицированными людьми и членами их семей. Задачи:
1 Проанализировать существующую ситуацию со СПИДом в нашей стране;
2 Выявить проблемы в области социальной поддержки ВИЧ-инфицированных людей и членов их семей;
3 Изучить законодательную базу в области защиты ВИЧ - инфицированных людей и членов их семей;
4 Рассмотреть способы решения данных проблем в социальной сфере.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 ВИЧ/СПИД как социальная проблема……………………………………. 6
Понятие ВИЧ/СПИДа……………………………………………………. 6
1.2 Пути передачи ВИЧ/СПИДА……………………………………………. 7
1.3 Профилактика СПИДа как решение проблемы……………………….. 14
1.4 Проблема дискриминации ВИЧ – инфицированных людей ………….. 17
2 Социальная работа в системе здравоохранения………………………….. 21
2.1 Социальная работа с ВИЧ – инфицированными людьми и членами их семей…………………………………………………………………………... 21
2.2 Законодательство в области защиты семьями с ВИЧ – инфицированных людей…………………………………………………………………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 44
- Принцип соблюдения тактичности и корректности, который заключается в том, что социальный работник не должен высказывать критики, осуждения в адрес клиента или давать личностную оценку клиенту. Социальный
работник должен быть всегда вежливым! Высказывание личного мнения, отношения, оценки не входит в функции социального работника, четко определенные законом. Корректность и уважение к клиенту подчеркивает не только статус социального работника, как специалиста, но и статус клиента, как члена общества.
- Принцип ответственности, который заключается в том, что социальный работник берет на себя ответственность за свои профессиональные решения и используемые методы работы, а также за результаты своей работы. Социальный работник должен понимать, что многие ВИЧ-положительные клиенты находятся в критическом состоянии, их жизнь меняется коренным образом, и от своевременности, полноты и качества социально-психологической помощи часто зависит жизнь ВИЧ-положительных людей.
- Принцип соблюдения конфиденциальности, который заключается в неразглашении без письменного разрешения клиента информации личностного (персонального) характера. Очень часто вопросы, обсуждаемые с социальным работником, глубоко личные и порой вызывают у клиента чувство стыда или вины. Очень важно, чтобы клиент мог быть абсолютно уверенным в том, что все, что он расскажет социальному работнику, не выйдет за пределы узкого круга вовлеченных в помощь специалистов. Если у социального работника возникает необходимость поделиться информацией, полученной от клиента, с каким-либо еще заинтересованным лицом, всегда следует предварительно обсудить подобную возможность с самим клиентом и получить его письменное согласие.
- Принцип поддержания социальной активности ВИЧ-положительных клиентов, который заключается в недопущении социальной изоляции клиентов и способствованию их интеграции в жизнь общества.
- Принцип поддержания самостоятельности клиентов в решении собственных проблем, который заключается в том, что социальный работник должен помочь клиенту выработать уверенность в своих силах. В случае работы со всей семьей, социальный работник должен способствовать расширению возможностей семьи в решении своих проблем, понимании их причин и их последствий. Важно, чтобы члены семьи осознали и приняли меру своей собственной ответственности за то, что происходит с ними.
.- Принцип поддержания независимости клиентов, который заключается в том, что социальные работники не должны контролировать своих клиентов в большей степени, чем это необходимо, чтобы обеспечить их самостоятельное функционирование. Именно развитие независимости, а не зависимости от специалистов, льгот и услуг является целью социальной работы.
- Принцип открытости и незавершенности работы, который заключается в том, что социальный работник обязан сам быть готовым к длительной работе с клиентом и должен настроить клиента и его семью к продолжительному сотрудничеству.
- Принцип формирования у клиентов реальных ожиданий от деятельности социальных работников и системы социальной помощи в целом, который заключается в том, чтобы и социальные работники, и ВИЧ-положительный клиент, и вовлеченные в работу члены его семьи с самого начала понимали, что каждый из них вносит свой посильный вклад в успех, социально-психологической реабилитации. Перед работниками социальных служб не
стоит задача обеспечить «беспроблемное» существование клиента и его семьи. Социальный работник не может дать гарантии того, что в семье «все будет хорошо». Важной задачей социальных работников является преодоление закрытости семьи, чувства неполноценности, «зацикленности» на имеющихся проблемах и обеспечение динамики семейных взаимоотношений. Дальнейшее развитие, сотрудничество с учреждениями социальной сферы основано на активности самого ВИЧ-положительного клиента и его семьи.
- Принцип относительной включенности, который заключается в том, что чрезмерная включенность социального работника в кризисную ситуацию клиента может привести к эмоциональной подавленности, чрезмерным переживаниям, «эмоциональному выгоранию» социального работника, а не эффективному выполнению возложенных на него обязанностей.
Какова технология социальной работы с ВИЧ-инфицированными людьми и
членами их семей?
Большинство проблем ВИЧ-положительных клиентов и членов их семей могут быть успешно решены лишь при разностороннем сотрудничестве учреждений различных ведомств.
Для обеспечения конфиденциальности социальное сопровождение ВИЧ-положительных клиентов лучше вести одному специалисту — доверенному лицу. Специалисту, сопровождающему ВИЧ-положительного клиента, следует:
знать социальных партнеров, которые могут ему помочь в решении проблем ВИЧ-положительного клиента и членов его семьи;
поддерживать связи с
местными организациями и структурами,
работающими с ВИЧ-
иметь информационно-методический материал, необходимый для сопровождения клиента, в котором должны содержаться необходимые сведения о заболевании, законодательстве и других вопросах.
Социальную работу с ВИЧ-положительными клиентами условно можно разделить на четыре этапа, которые неразрывны и переходят один в другой, причем последующие этапы не могут быть реализованы без реализации предыдущих этапов.
Первый этап — установление контакта с ВИЧ-положительным клиентом и членами его семьи. Важным моментом на этом этапе является первая встреча социального работника с клиентом, так как от нее зависит последующее взаимодействие. Социальный работник должен определить основную тему беседы, круг проблем, в решении которых он может помочь.
ВИЧ-положительный клиент, пришедший на первую встречу, находится, как правило, в крайне тревожном эмоциональном состоянии. Необходимо проявить максимальное внимание, тактичность, дружелюбие и участие к клиенту, ослабить напряженность, помочь ему почувствовать себя в безопасности, подвести к принятию решения о сотрудничестве. Встречу лучше начать со знакомства, предварительно предложив удобно расположиться и расслабиться.
Некоторому снятию напряженного состояния ВИЧ-положительного человека способствуют следующие вопросы и фразы: «Вы очень озабочены? Вы очень напуганы?», «Я Вас слушаю».
Если после такого вступления клиент начал говорить, то специалисту важно правильно выбрать тактику своих дальнейших действий. В зависимости от способностей клиента можно использовать нерефлексивное и рефлексивное слушание.
Нерефлексивное слушание — простейший прием, в основе которого лежит умение молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Он особенно подходит в работе с ВИЧ-положительными клиентами и членами их семей, так как им в большей степени необходимо сочувствие и понимание, чем совет.
Этот прием требует большого внимания от специалиста, умения в нужный момент короткими фразами, междометиями, мимикой выразить одобрение и поддержку клиенту. Категорически недопустимы упреки и обвинения.
В случае, когда клиент ищет поддержки и участия в решении его проблем, лучше использовать метод рефлексивного слушания, которое характеризуется активной поддержкой беседы. Этот метод позволяет раскрыть смысл сообщений, выяснить их реальное значение.
Наиболее часто при рефлексивном слушании применяются следующие приемы:
выяснение — социальный работник обращается к клиенту за уточнениями, используя фразы: «Повторите еще раз», «Я не понял, что Вы имеете в виду?»;
перефразирование — социальный работник выражает мысль клиента другими словами для уточнения ее сути: «Правильно ли я понял, что …», «По Вашему мнению…», «Если я правильно Вас понял, то …»;
отражение — прием, позволяющий показать отношение социального работника к говорящему, помогающий клиенту осознать свое эмоциональное состояние. Фраза может начинаться так: «Я понимаю, что Вы чувствуете», «Мне кажется, что Вы чувствуете…». Когда Вам необходимо подчеркнуть интенсивность чувств, то можно сказать: «Вы очень переживаете по поводу…»;
резюмирование — применяется в продолжительных беседах для подведения итога, при обсуждении разногласий, решении проблем. Фраза может начинаться: «Итак, если подвести итог всему сказанному Вами, то …», «Все сказанное означает, что…», «Итак, как я понимаю, в решении Ваших проблем может помочь…» и т.д.
На первом этапе работы ВИЧ-положительному клиенту предлагается сотрудничество для разрешения выявленных проблем, гарантируется конфиденциальность и подписывается двухсторонний договор между клиентом и учреждением в лице специалиста по социальной работе.
Значение этого документа — в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, определенных деловых отношений для достижения общей цели.
Второй этап — определение задач, составление индивидуального плана социально-психологической реабилитации, определение необходимой помощи социальных партнеров.
Мероприятия плана индивидуальной социально-психологической реабилитации определяются, исходя из выявленных проблем ВИЧ-положительных клиентов, например:
восстановление документов, оформление временной регистрации, поиск возможностей для получения постоянного жилья;
определение группы инвалидности и оформление пенсии;
содействие в трудоустройстве;
содействие несовершеннолетним в возвращении в школу или ПТУ;
устройство ребенка в дошкольные учреждения;
помощь в проведении досуга, организации учебы, получении профессиональных навыков;
сотрудничество со всеми
организациями, помогающими данному
клиенту участвовать в
медицинская, социальная и психологическая реабилитация;
содействие в получении лечения сопутствующих заболеваний;
защита прав и интересов клиента, в том числе в судебном порядке, перед лицом официальных инстанций, развитие навыков клиента по защите собственных интересов и прав;
противостояние дискриминации и стигматизации по отношению к клиенту;
содействие налаживанию и укреплению межличностных и внутрисемейных отношений.
В индивидуальном плане социально-
Третий этап — реабилитация клиентов и его семьи. На данном этапе работы при решении вопросов межличностных отношений в семье специалист выступает посредником между клиентом и членами его семьи. Он предварительно (с согласия клиента) устанавливает связь с семьей, помогает разрушить сложившиеся стереотипы во взаимоотношениях, снимает напряжение и предубежденность между конфликтующими сторонами.
Общение между конфликтующими сторонами должно происходить на нейтральной территории. Во время встречи не рекомендуется усаживать их напротив или близко друг к другу. Оставаясь беспристрастным, социальный работник предоставляет оппонентам возможности выражать всплески эмоций, вспоминать все пережитое, обвинять и каяться и многое другое, но только без жесткой грубости и оскорблений. Социальному работнику необходимо приложить усилия к нахождению сближения мнений и поиску компромиссных вариантов решения проблем.
Составной частью разрешения кризисной ситуации ВИЧ-положительного клиента, его реабилитации и реадаптации является работа по отстаиванию прав клиента и помощь в оформлении и получении льгот.
На третьем этапе
Социальный работник:
предварительно договаривается с учреждением (организацией) — социальным партнером о возможности оказания ими какой-либо помощи ВИЧ-положительному клиенту;
сообщает клиенту точное название учреждения (организации), адрес, номер телефона и кабинета, этаж и вид транспорта, время приема и другую необходимую информацию;
разъясняет клиенту, на какую помощь учреждения (организации) — социального партнера, он может надеяться.
Другой действенной формой помощи, облегчающей действия клиента по достижению цели социально-психологической реабилитации, являются следующие действия социального работника:
подготовка сопроводительного письма, дающего четкое представление о целях и ожидаемых результатах обращения клиента в учреждение или организацию — социальных партнеров;
доставка сопроводительного письма учреждению (организации) — партнеру;
проведение предварительной беседы с руководителем или специалистами учреждения-партнера;
сообщение клиенту фамилии, имени и отчества сотрудника, с которым необходимо встретиться клиенту для получения помощи.
В дальнейшем социальному работнику необходимо убедиться в том, что проблема ВИЧ-положительного клиента, с которой он обращался в учреждение (организацию) — партнера, решена.
Четвертый этап — патронат ВИЧ-положительного клиента и его семьи. На этом этапе проводятся мероприятия по предотвращению вторичных состояний социально-психологической дезадаптации, обусловленных неблагоприятным влиянием микросоциального окружения.
Информация о работе Социальная работа с ВИЧ-инфицированными людьми и членами их семей