Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, реферат
Цель - выявить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
2. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
3. провести социологическое исследование, сделать выводы, дать рекомендации;
4. определить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография
Социальная реабилитация
детей с ограниченными
Выпускная квалификационная работа
Специальность 040101 Социальная работа
(заочная форма обучения)
студентки 505 группы
Баловой Галины Анатольевны
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
преподаватель педагогики
Алексей Александрович Огарков.
Тотьма,2008
Оглавление
Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация
детей с ограниченными
1.1 Понятие «Социальная
реабилитационная деятельность»
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации
детей с ограниченными
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Значительная часть детей
с отклонением в развитии, несмотря
на усилия, принимаемые обществом, с
целью их обучения и воспитания,
став взрослыми оказывается
В последние годы в нашей
стране стало более заметным стремление
к тому, чтобы изменить сложившуюся
ситуацию с обучением и воспитанием
детей – инвалидов в лучшую
сторону. Приняты на государственном
уровне соответствующие
Начала осуществляться подготовка
специалистов, призванных обеспечивать
социальную реабилитацию детей с
ограниченными возможностями
Ребенок с ограниченными
возможностями здоровья нуждается
в особом подходе. Чтобы эффективно
управлять формированием его
личности, требуются глубокие знания
психологических
Важное место в подготовке детей – инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации. Исходя из вышесказанного, была определена цель исследования.
Цель - выявить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Объект исследования – социальная реабилитация в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Предмет исследования – значение социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. изучить научно-методическую
литературу по проблеме
2. изучить личностные
особенности детей с
3. провести социологическое исследование, сделать выводы, дать рекомендации;
4. определить роль
социальной реабилитации в
Гипотеза исследования: Дети с ограниченными возможностями проходя социальную реабилитацию имеют значительное отличие от здоровых детей.
Раздел 1 Социальная реабилитация
детей с ограниченными
1.1 Понятие « Социально
– реабилитационная
Понятие «социальная реабилитация
детей с ограниченными
Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитационных учреждениях, вливается в социально – экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.
Социальная реабилитация
как деятельность относится в
равной мере как к личности специалиста,
являющейся ее организатором, так и
личности ребенка, включенного в
социально – реабилитационный процесс,
который выступает в нем как
субъект деятельности и общения.
Социально – реабилитационная деятельность
– это целенаправленная активность
специалиста по социальной реабилитации
и ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в целях
подготовки последнего к продуктивной
и полноценной жизни
Социальная реабилитация
детей с ограниченными
Вместе с тем понятия «педагогическая деятельность» и «социально – реабилитационная деятельность» не тождественны. Отличие состоит в том, что вторая направлена не на всех детей, а лишь на тех, у которых возникают трудности при вхождении в социальный мир. Поэтому и содержание, и средства в достижении поставленных целей, и направленность воздействий в социально – реабилитационной практике обуславливаются, прежде всего, спецификой развития ребенка с ограниченными возможностями.
Социально – реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.
Целенаправленность социально – реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребенок на завершающем этапе.
Специфика опосредованности социально – реабилитационной деятельности состоит в том, что социально – реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно – в результате социальной обусловленности социально – реабилитационной деятельности, ее связи со значениями, фиксированными в понятиях языка, нормах морали, ценностях. Социально – реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмысленно на уровне сознания и будет принято индивидом как свое собственное.
Субъективность социально – реабилитационной деятельности выражается в проявлениях индивидуальности как специалиста по социальной реабилитации, так и ребенка, включенного в социально – реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации [3].
Интенсивность социально
– реабилитационного процесса обусловлена
наличием у каждого специалиста
по социальной реабилитации индивидуального
стиля деятельности. Его наличие
позволяет каждому из них при
наличии разных особенностей нервной
системы, разной структуры способностей,
характера добиваться определенной
эффективности при
Динамичность социально
– реабилитационной деятельности определяется
поступательным движением в реализации
текущих задач в работе с ребенком.
Для социально –
Эффективность социально
– реабилитационной деятельности проявляется
в соотношении достигнутого результата
к максимально достижимому или
заранее запланированному результату.
Определить ее можно только в том
случае, если будут четко выделены
качественные критерии измерения результатов.
В числе основных показателей
определения эффективности
К числу других важных особенностей социально – реабилитационного процесса следует отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием является, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психологической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.
Основная цель социально-реабилитационной
работы обеспечение социального, эмоционального,
интеллектуального и
Вторая важная цель – предупреждение
вторичных дефектов у детей с
нарушениями развития, возникающих
либо после неудачной попытки
купировать прогрессирующие первичные
дефекты с помощью
Проведение социально – реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.
Третья цель социально
– реабилитационной работы – реабилитировать
семьи, имеющие детей с задержками
развития, чтобы максимально эффективно
удовлетворять потребности
Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги координированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье[2].
Воспитывая ребенка, родители
общаются с другими детьми и родителями,
специалистами, педагогами, вступают в
системы отношений, которые помещены
в другие взаимодействующие между
собой системы. Дети развиваются
в семье – это тоже система
отношений, имеющая собственные
правила, потребности и интересы.
Если же ребенок посещает лечебное
или образовательное
Чтобы социально – реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех этих взаимоотношений. Совокупность приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность, составляют технологии социальной реабилитации[2].
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Главное назначение социальных
технологий - регулирование социальных
процессов в различных областях
с помощью специфических
Для каждого вида социальной деятельности создаётся особая технология.
Технологии социальной реабилитации включают совокупное приёмов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребёнка, имеющего инвалидность.
Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями