Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Цель - выявить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
2. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
3. провести социологическое исследование, сделать выводы, дать рекомендации;
4. определить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

Различают следующие формы  реабилитации, взаимосвязанные между  собой.

Медицинская реабилитация. Она  направлена на восстановление или компенсацию  той или иной утраченной функции  или на возможное замедление заболевания. В ходе медицинской реабилитации ребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию  компенсаторных возможностей его организма  с целью обеспечения в дальнейшем условии для возвращения к  активной самостоятельной жизни [5].

Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическою  сферу инвалида, направленное на развитие и коррекция индивидуально психологических  особенностей личности. Психологическая  реабилитация лиц с ограниченными  физическими и психическими возможностями  предполагает проведение комплекса  психодинамических мероприятии, ориентированных  на коррекцию или компенсацию  нарушенных психических функций  и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процесс психической  реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности  в своих силах, чувства тревоги  и страхи. Процесс психической  реабилитации требует создания специальных  условии, содействующих сохранению положительною эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация) [4].

Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий  воспитательного характера в  отношении детей, направленных на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно  выработать у ребёнка психологическую  уверенность в собственной полноценности, и сформировать правильную профессиональную ориентацию. В процессе педагогической реабилитации с помощью системы  методов и приёмов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в целом процессе ребёнок  усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие  навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни  в обществе; бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых и политических стереотипах поведения [5].

Социально - экономическая  реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению  инвалида необходимым и удобным  жилищем, денежному обеспечению  и т.п.

Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических  приспособлений, помощь в трудоустройстве [14].

Бытовая реабилитация. Она  обеспечивает получение необходимых  протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту [7].

Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно  стали разрабатываться в последнее  время, и следует отметить большую  эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного  участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми - инвалидами участие в спортивно - реабилитационных мероприятиях позволяет  их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение  по отношению к людям с ограниченными  возможностями [8].

Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты  родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребёнком, оказание натуральной  помощи, предоставление льгот, обеспечение  специальными техническими средствами, протезирование [2].

Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка  с ограниченными возможностями  духовных и физических сил посредством  использования его сохранных  функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной  активности и создания соответствующих  внешних и внутренних условий, в  которых они могут наиболее активно  проявляться. При этом важно, чтобы  в процессе социальной реабилитации ребёнка, подростка или юноши  с отклонениями в развитии произошли  изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, научились быть равными с так  называемыми здоровыми людьми и  у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному выполнению жизненных  планов [2].

Чтобы реализовать названные  задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребёнка.

К средствам реабилитационного  воздействия относятся различные  виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), психологическим помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое  консультирование, психокоррекция и  психотерапия, специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение  историй, сказкотерапия, куклотерания. материальной и духовной культуры, технические приспособления, оборудование, необходимые для ребёнка с  ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные  технические средства, средства массовой информации и др.)

Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребёнком окружающего мира, порождает новые  потребности, стимулирует возникновение  у детей чувств, активизирую нолю, является важнейшим источником овладения  опытом межличностных отношений  и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых  они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд.

Игра — это форма  деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она  лечит ребёнка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Воссоздаваемые в процессе реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогаю  ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Особое значение для развития ребёнка имеет  ролевая игра. Распределяя роли в  игре, и. общаясь, друг с другом, в  соответствии с принятыми ролями (врач больном и т.д.), дети осваивают  социальное поведение, учатся взаимодействовать  между собой. На следующем этапе - игре по правилам - эти черты поведения  получают своё дальнейшее развитие [12].

Учение - это форма деятельности, в которой действия человека управляются  сознательной целью освоения определённых знаний, навыков, умений. В ходе учебной  деятельности ребёнок не только овладение  г опытом предшествующих поколений, но и учится управлять своими психическим.»  процессами, у него вырабатываются умения выбирать, и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности [14].

Трудовая деятельность —  это форма деятельности, направленная на производство определённых общественно- полезных продуктов (ценностей/, удовлетворяющих  материальные и духовные потребности  человека.

Разновидностями труда в  детском и подростковом возрасте выступает бытовой труд, труд в  мастерских, труд по самообслуживанию и др.

В практике социальной реабилитации постоянно возникаю ситуация, когда  ребёнок или подросток не может  самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и  ему необходима соответствующая  помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть ока яти специалистом по социальной реабилитации, психологом или психотерапевтом, а при наличии  психопатологии - врачом - психиатром [10].

Наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации широкое применение находят  специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия  искусством). Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры, Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается; благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяе способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами[16].

Применение игротерапии  полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконфортности  и сверхпослушании, при нарушении  поведения и наличии вредных  привычек и др.

Арттерапия — терапия  искусством. Основная её цель состоит  в гармонизации развития личности через  развитие способности самовыражения  и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей  техникой арттерапевтического воздействия  является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть  лицом к лицу сознательное и бессознательное  и примерить их между собой  посредством аффективного взаимодействия, С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности  арттерапии связаны с представлением ребёнку практически неограниченных возможностей для самовыражения  и самореализации в продуктах  творчества, в утверждении и познании своего «Я».

К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапии, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение истории, сказкотерапия, куклотерапия.

Рисование - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить  и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в  качестве средств коррекции (прослушивание  музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия  активно используется и в коррекции  эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных  затруднениях и др.

Библиотерапия специальное  коррекционное воздействие на ребенка  с помощью чтения специально подобранной  литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие  чтения проявляется в том, что  те или иные образы и связанные  с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги  восполняют недостаток собственных  образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства  или направляют их по новому руслу.       

          Танцевальная терапия применяется  при работе с людьми, имеющими  эмоциональные расстройства, нарушения  общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии развитие  осознания собственного тела, создание  позитивного образа тела, развитие  навыков общения. Танцевальная  терапия используется в основном  в групповой работе. Она побуждает  к свободе и выразительности  движения, развивает подвижность,  укрепляет силу, как на физическом, так и на психическом уровне.

Сочинение историй, рассказов  используется для оживления чувств ребёнка, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы  разрешения конфликтов, вызывающих нарушения  поведения ребёнка.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования  взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают у детей интенсивный  эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной  обстановке эффективную ситуацию общения [11].

Куклотерапия как метод  основан на процессах идентификации  ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения  социальной адаптации, при коррекционной  работе со страхами, заиканием, нарушениями  поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную  травму [11].

 

раздел II результат практического  исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными  возможностями

2.1 Программа реабилитации  детей с ограниченными возможностями

Индивидуальная программа  реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для его  реабилитации мероприятий. Разрабатываемая  на основе решения Государственной  службы медико- социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной  базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых  принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.

Как считают специалисты, реабилитация детей - инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях  болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные  сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций, В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей - инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты  реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально - бытовом, но и реабилитационные меры, их объём, сроки проведения и контроля[23].

Программа реабилитации - это  четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его  оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной адаптации), причём в  этом плане обязательно предусматриваются  мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных  знаний, психологическая поддержка

семьи, помощь семье в организации  отдыха, восстановлении сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается па ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу  в нескольких направлениях, подключая  к процессу реабилитации разных специалистов[22].

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями