Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, реферат
Цель - выявить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
2. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
3. провести социологическое исследование, сделать выводы, дать рекомендации;
4. определить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография
Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой.
Медицинская реабилитация. Она
направлена на восстановление или компенсацию
той или иной утраченной функции
или на возможное замедление заболевания.
В ходе медицинской реабилитации
ребенок проходит курс лечебных мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление
здоровья, восстановление и развитие
физиологических функций, нарушенных
болезнью, на выявление и активизацию
компенсаторных возможностей его организма
с целью обеспечения в
Психологическая реабилитация.
Это воздействие на психическою
сферу инвалида, направленное на развитие
и коррекция индивидуально
Педагогическая реабилитация.
Под этим понимается комплекс мероприятий
воспитательного характера в
отношении детей, направленных на то,
чтобы ребёнок овладел
Социально - экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т.п.
Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве [14].
Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту [7].
Спортивная и творческая
реабилитация. Данные формы активно
стали разрабатываться в
Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребёнком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование [2].
Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации ребёнка, подростка или юноши с отклонениями в развитии произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному выполнению жизненных планов [2].
Чтобы реализовать названные задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребёнка.
К средствам реабилитационного
воздействия относятся
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности. Она обеспечивает познание ребёнком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирую нолю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основными видами деятельности ребенка и подростка, в которых они наиболее полно развиваются, являются игра, учение и труд.
Игра — это форма
деятельности в условных ситуациях,
в которой воспроизводятся
Учение - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определённых знаний, навыков, умений. В ходе учебной деятельности ребёнок не только овладение г опытом предшествующих поколений, но и учится управлять своими психическим.» процессами, у него вырабатываются умения выбирать, и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности [14].
Трудовая деятельность — это форма деятельности, направленная на производство определённых общественно- полезных продуктов (ценностей/, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека.
Разновидностями труда в детском и подростковом возрасте выступает бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию и др.
В практике социальной реабилитации постоянно возникаю ситуация, когда ребёнок или подросток не может самостоятельно справиться с проблемами, возникающими на жизненном пути, и ему необходима соответствующая помощь. В зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей жизненной ситуации такая помощь может быть ока яти специалистом по социальной реабилитации, психологом или психотерапевтом, а при наличии психопатологии - врачом - психиатром [10].
Наряду с рассмотренными видами помощи в практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия и арттерапия (терапия искусством). Игротерапия - метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры, Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается; благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяе способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами[16].
Применение игротерапии полезно при социальном инфантилизме, замкнутости, необщительности, сверхконфортности и сверхпослушании, при нарушении поведения и наличии вредных привычек и др.
Арттерапия — терапия
искусством. Основная её цель состоит
в гармонизации развития личности через
развитие способности самовыражения
и самопознания. С точки зрения
представителей психоанализа важнейшей
техникой арттерапевтического
К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапии, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение истории, сказкотерапия, куклотерапия.
Рисование - творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование). Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Библиотерапия специальное
коррекционное воздействие на ребенка
с помощью чтения специально подобранной
литературы в целях нормализации
или оптимизации его
Танцевальная терапия
Сочинение историй, рассказов используется для оживления чувств ребёнка, для того, чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ, найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребёнка.
Сказкотерапия - метод, использующий
сказочную форму для интеграции
личности, развития творческих способностей,
расширение сознания, совершенствования
взаимодействий с окружающим миром.
Тексты сказок вызывают у детей интенсивный
эмоциональный резонанс, что помогает
создать в сложной
Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму [11].
раздел II результат практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации
детей с ограниченными
Индивидуальная программа
реабилитации инвалида включает в себя
комплекс оптимальных для его
реабилитации мероприятий. Разрабатываемая
на основе решения Государственной
службы медико- социальной экспертизы,
она содержит как реабилитационные
мероприятия, предоставляемые инвалиду
бесплатно в соответствии с федеральной
базовой программой реабилитации инвалидов,
так и такие, в оплате которых
принимает участие и сам
Как считают специалисты,
реабилитация детей - инвалидов должна
начинаться на самых ранних стадиях
болезни, осуществляться непрерывно до
достижения в минимально возможные
сроки максимального
Программа реабилитации - это
четкий план, схема совместных действий
родителей и специалистов, способствующих
развитию способностей ребёнка, его
оздоровлению, социальной адаптации (например,
профессиональной адаптации), причём в
этом плане обязательно
семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановлении сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается па ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов[22].
Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями