Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, реферат
Цель - выявить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
2. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
3. провести социологическое исследование, сделать выводы, дать рекомендации;
4. определить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография
Допустим, необходима программа, которая будет включать следующие мероприятия:
• Медицинские (оздоровление, профилактика);
• Специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребёнка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.
При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организации благоприятного окружения ребёнка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребёнка и его ближайшим окружением.
После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т. е регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмени информацией между специалистом - куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребёнка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный процесс.
Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребёнка — инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.
Установлено, что детям удаётся достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнёрами и вместе решают поставленные задачи[1].
Некоторые родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. На первый взгляд ребёнок инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может и не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определённых факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребёнок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами[18].
При всём этом важно помнить,
что большинство родителей
Работая с родителями, необходимо
учитывать разнообразие семенных стилей
и стратегий. Даже супруги могут
весьма отличаться друг от друга своими
установками и ожиданиями. Поэтому
то, что оказалось удачным в
работе с одной семьёй, совсем не
обязательно будет
Если ребёнок в состоянии принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может стать ещё одним партнёром, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом представления о потребностях детей расширяются за счёт мнения самих детей.
Успех любого партнёрства основан на соблюдении принципов взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнёров, поскольку ни один из них не является более важным пли значительным, чем другой.
Поэтому социальному работнику
желательно консультироваться у
родителей так же часто, как они
консультируются у него. Следует
поощрять родителей обмениваться знаниями,
признавать успехи ребёнка, понимать важности
тех или иных занятий, проявлять
инициативу. Если эксперт злоупотребляет
своей позицией, подчёркивает свою
важность, предпочитает одностороннюю
передачу знаний, существует риск увеличения
зависимости от него родителей, снижения
их самостоятельности и
В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации при установлении партнёрства с родителями детей инвалидов должен:
• Избегать униформности и
приветствовать разнообразие; слушать,
наблюдать и достигать
• Спрашивать столь же часто, как спрашивают ею, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с родителями;
• Давать необходимые объяснения;
• Не принимать ничего в одиночку[7].
Исследование психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью дети с ограниченными возможностями считают силу, которая способна их защитить.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание.
В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Включение детей с ограниченными возможностями в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:
- выработка критериев,
определяющих выбор
- формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;
- приобретение опыта
Наиболее трудность для
детей с ограниченными
Социальное самоопределение
ребенка зависит от реализации
двух важнейших условий.
Вторым условием является
самореализация детей в процессе
социального взаимодействия. Эти
условия предполагают предоставление
возможности ребенку более
Важной стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является общение.
Третьим условием социальное реабилитационное самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа собственного Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательные (знание себя); эмоциональные (оценка себя); поведенческий (отношение к себе)[19].
Процесс социальной реабилитации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.
2.2 Особенности организации исследования
Главная задача практического
исследования – изучить личностные
особенности детей с
Мы предполагаем, что дети с ограниченными возможностями проходя социальную реабилитацию имеют незначительные отличия от здоровых детей:
Во – первых: их самооценка ниже, чем у здоровых детей;
Во – вторых: они менее общительны, чем здоровые дети.
В – третьих: их интересы не совпадают с интересами здоровых детей.
Исследование проводилось на базе Тотемского Муниципального Учреждения Комплексного Центра социального обслуживания населения, в отделении по работе с семьей, где есть ребенок – инвалид и Тотемской средней общеобразовательной школы №2. Отделение центра, уже несколько лет занимается учебно – педагогическими работами, направленными на помощь детям с ограниченными возможностями.
В течение этих лет отделение ведет постоянно корректируемую компьютерную базу по аномальным детям.
Основные цели и задачи отдела можно объединить блоками:
Информационно – методический блок:
- создание благоприятной
информационно – методической
среды обеспечения защиты и
развития детей с
Учебно – педагогический блок:
- блок, изначально ориентирован
на тезис аномального ребенка:
«Помоги мне сделать все
Для реализации поставленной задачи отдел осуществляет следующую деятельность:
- решает вопросы обеспечения
дидактическими материалами,
Блок медицинского оздоровления:
- медицинское оздоровление
детей с ограниченными
- центром выделяются путевки в оздоровительные лагеря и санатории.
Блок духовного развития это:
- помощь в духовном
развитии, воспитание детей с
ограниченными возможностями в
духе добра, порядочности, чести
и достоинства; - организация культурно
– досуговой деятельности
В экспериментальную группу вошло 15 детей с ограниченными возможностями, которые проходили социальную реабилитацию в отделении центра и 15 школьников средней школы.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе определилась методика, была разработана анкета, а так же обозначился ход исследования.
Целью второго этапа являлась организация непосредственного исследования.
На третьем этапе – анализ результатов исследования и рекомендации. Для изучения личностных особенностей нами была разработана анкета, она состоит из четырех блоков: изучение интересов детей, личностные особенности, представление о правах и обязанностях, планов на будущее.
2.3 Анализ результатов исследования
1. Социальный портрет выборки.
Характеристика выборки
Распределительный характер
пол
Муж. 14 (47%)
Жен. 16 (53%)
возраст
От 8до10 -4чел.
От11до13 -7чел.
От14до15 -3чел.
От16до17 -0чел.
От8до10 -5чел.
От11до13 –чел
От14до15 -4чел.
От16до17 -0чел.
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что в исследовании принимали участие, 14 мальчиков и 16 девочек.
На этом этапе конструирования анкеты мы выделили следующие показатели, через которые можно описать изучаемую проблему: интересы детей, личностные особенности детей, представление о своих правах и обязанностях детей, и их планов на будущее.
Таблица 1. Интересы детей. Вопрос №4 « Чем любите заниматься в свободное время?»
Варианты ответов
Кол-во выборов (%)
Здоровые дети
Дети с ограниченными возможностями
Смотреть телевизор
3 (20%)
4 (27%)
читать
2 (14%)
5 (34%)
Играть на компьютере
8 (53%)
6 (40%)
другое
2 (14%)
0
Таблица показывает, что интересы детей во многом совпадают.
Интересы детей с
Следующий показатель – личностные особенности детей.
Таблица 2. Личностные особенности. Вопросы №1,2,3,5.
Вопрос №1 «Что дает Вам общение со сверстниками?»
Варианты ответов
Кол-во ответов
Здоровые дети
Дети с огр. возможностями
Получение новой информации
5 (34%)
5 (34%)
Возможность сделать то, что хочется
1 (7%)
2 (14%)
самоутверждение
0
0
Возможность выговорится и поделится советом
6 (40%)
4 (27%)
другое
3 (20%)
4 (27%)
Из таблицы видно, что общение со сверстниками у здоровых детей и детей с ограниченными возможностями не значительно отличаются, дети с ограниченными ищут так же как и здоровые дети возможность выговорится, и дать совет общаясь со сверстниками, чтобы получить новую информацию.
Таблица 3.
Вопрос №2 «Считаете ли себя лидером в группе сверстников?»
Варианты ответов
Кол-во выборов
Здоровые дети
Дети с огр. возможностями
Скорее да, чем нет
11 (73%)
10 (66%)
Скорее нет, чем да
4 (27%)
5 (34%)
Таблица показывает, что в лидерских качествах так же нет существенной разницы между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями. Лидерскими качествами обладает большая часть обоих групп.
Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями