Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, реферат
Цель - выявить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
2. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
3. провести социологическое исследование, сделать выводы, дать рекомендации;
4. определить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография
Таблица 4.
Вопрос №3 «Какие качества Вы в себе цените?»
Варианты ответов
Кол-во выборов
Здоровые дети
Дети с огр. возможностями
доброта
6 (40%)
8 (53%)
стеснительность
3 (20%)
3 (20%)
напористость
0
0
общительность
4 (27%)
3 (20%)
жадность
0
0
справедливость
2 (14%)
1 (7%)
другое
0
0
Данная таблица, также выявила не существенную разницу между группами детей, доброта присуща и первой и второй группе детей в большинстве выборов на втором месте общительность.
Таблица 5.
Вопрос №5 «Считаете ли Вы себя привлекательным (ой)?»
Варианты ответов
Кол-во выборов
Здоровые дети
Дети с огран. возможностями
да
4 (27%)
3 (20%)
нет
11 (73%)
12 (80%)
Таблица показывает, что подростки обеих групп предпочитают быть такими, как все. Для подросткового возраста это скорее норма.
Следующий показатель – представление о своих правах и обязанностях.
Таблица 6. Представление о своих правах и обязанностях. Вопрос №6,8.
Вопрос №6 «Согласны ли с теми обязанностями, которые на Вас возлагают окружающие?»
Варианты ответов
Кол-во выборов
Здоровые дети
Дети с огр. Возмож.
согласен
7 (47%)
8 (53%)
Не согласен
5 (34%)
5 (34%)
Затрудняюсь ответить
3 (20%)
2 (14%)
Мы видим, из данной таблицы существенных различий также не имеется.
Дети с ограниченными возможностями, как и здоровые дети согласны с теми обязанностями, которые на них возлагают.
Таблица 7.
Вопрос №8 «Знаете ли Вы свои права?»
Варианты ответов
Кол-во выборов
Здоровые дети
Дети согран. Возмож.
знаю
6 (40%)
6 (40%)
Не знаю
3 (20%)
4 (27%)
Знаю, но не в полной мере
2 (14%)
2 (14%)
Затрудняюсь ответить
4 (27%)
3 (20%)
По данной таблице также видно, что разницы между группами практически не существует. Дети с ограниченными возможностями , как и здоровые дети в большинстве знают свои права.
Следующий, заключительный показатель – планы на будущее.
Таблица 8. Планы на будущее. Вопрос №10. «Задумываетесь ли Вы о своем будущем?»
Варианты ответов
Количество выборов
Здоровые дети
Дети с огр. Возм.
Часто задумываюсь
7 (47%)
8 (53%)
Иногда задумываюсь
3 (20%)
2 (14%)
Не задумываюсь
3 (20%)
2 (14%)
Затрудняюсь ответить
2 (14%)
3 (20%)
Существенных различий данная таблица также не выявила, дети практически одинаково задумываются о будущем. Многие из здоровых детей и детей с ограниченными возможностями не задумываются, но их незначительная часть.
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Исходя из выше указанных показателей, мы можем сделать следующие выводы:
1. Самооценка у детей с ограниченными возможностями не занижена, как и у здоровых детей.
2. По мнению детей
с ограниченными возможностями,
3. Дети с ограниченными
возможностями считают свою
4. Уровень общения
у детей с ограниченными
5. Дети с ограниченными
возможностями хорошо
Наша гипотеза не подтвердилась: Дети с ограниченными возможностями не имеют значительного отличия от здоровых детей, и их личные особенности также не отличаются.
Исходя из полученных выводов, мы предлагаем следующие рекомендации:
1. Развить творческие
возможности у детей с
2. Пробуждение социальной
активности, деятельности подростка,
который традиционно
3. Воспитать чувство собственного достоинства.
4. Стремление к самоопределению.
5. Формирование способности
к выбору жизненной позиции,
а не довольствование ролью
пассивных потребителей льгот
и привилегий, стремление к активному
участию в преобразованиях,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей[16].
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб[25].
- Ребенок, имеющий инвалидность
– часть и член общества, он
хочет, должен и может
- Ребенок, имеющий инвалидность
может быть так же способен
и талантлив, как и его
- Ребенок – не пассивный
объект социальной помощи, а развивающийся
человек, который имеет право
на удовлетворение
- Государство не просто
призвано предоставить ребенку,
- Анализ жизнедеятельности детей и семей, имеющих детей – инвалидов[23].
Специальное изучение личностных
особенностей детей обнаружило их немного
сниженный характер. Не значительно
страдает коммуникативная деятельность
детей с ограниченными
Исследование, проведенное
на 15 детях с ограниченными
Суть идеи:
Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.
Человек с ограниченными
возможностями должен рассматриваться,
как эксперт, активно участвующий
в реализации программ собственной
реабилитации. Выравнивание возможностей
обеспечивается с помощью социальных
служб, помогающих преодолеть специфические
трудности ребенка, имеющего инвалидность,
на пути к активной самореализации
творчеству, благополучному эмоциональному
состоянию в детском
В основе:
1. Компенсация возможностей,
недостающих от рождения, либо
утраченных вследствие болезни
или травмы. За счет делигированности
другими людьми недостающих
2. Организация работы со
всеми участниками
3. Интеграция в совместную
деятельность детей с
4. Взаимопомощь – широкое
участие в работе добровольных
помощников и добровольная
Необходимо снять страх
ребенка перед недоступной
Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблем, связанной с инвалидностью.
Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.
Технологическая цепочка:
1. Вначале обучается
родитель: получает информацию о
социальной политике
2. Культурно – просветительные
мероприятия, где создаются
3. Организуются мероприятия,
авторами которых выступает
Накапливается опыт организаторской
деятельности подростков не только в
работе с небольшими группами детей,
имеющих инвалидность, но и в условиях
культурно-просветительных и
В задачи социального развития также входят:
- умственное развитие детей;
- формирование навыков правильного поведения;
- трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
- физвоспитание;
- самообслуживание;
- бытовая ориентировка и социальная адаптация;
- приобретать навыки
- получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.
Таким образом, проблемы социальной
реабилитации детей с ограниченными
возможностями имеют порой
Они связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид [32].
Основные тенденции
Социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья к общественной, профессиональной и бытовой деятельности, является важным этапом социальной защиты инвалидов.
Именно этими факторами
руководствуются специалисты
Подавляющее большинство
детей живут в неполных семьях.
И это понятно – немногие отцы
в состоянии выдержать
Поэтому среди особенностей
социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями
- необходимость оказания адресной социальной помощи (как денежной, так и натуральной);
- необходимость оказания
консультативной,
- работа по организации
вовлечения детей с
- привлечение внимания
общественности к проблемам
- оказание содействия
в обучении детей- инвалидов[
Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. В - первых - это профилактика детской инвалидности, т.е. комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетическим учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.
Во-вторых,- это социальная
реабилитация детей-инвалидов, а именно
развитие сети центров реабилитации
детей и подростков, а также
коррекционных детских
Если на начальных возрастных этапах на восприятие социальных воздействий негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые препятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педагогическую запущенность, расстройства эмоциональной – волевой сферы, личностные нарушения. Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально – реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социальных воздействий. Такую помощь могут оказать специалисты по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых социально – реабилитационная деятельность – вызвана необходимостью более эффективной подготовки детей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира[20].
Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями