Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:21, реферат

Описание работы

Цель - выявить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.
Задачи:
1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
2. изучить личностные особенности детей с ограниченными особенностями;
3. провести социологическое исследование, сделать выводы, дать рекомендации;
4. определить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение
Раздел 1 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы
1.1 Понятие «Социальная реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальной реабилитации
1.2 Технологии и средства социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Раздел 2 Результаты практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.2 Особенности организации исследования
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы и рекомендации по исследованию
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.01 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4.

Вопрос №3 «Какие качества Вы в себе цените?»

Варианты ответов

Кол-во выборов

 

Здоровые дети

Дети с огр. возможностями

доброта

6 (40%)

8 (53%)

стеснительность

3 (20%)

3 (20%)

напористость

0

0

общительность

4 (27%)

3 (20%)

жадность

0

0

справедливость

2 (14%)

1 (7%)

другое

0

0

 

Данная таблица, также  выявила не существенную разницу  между группами детей, доброта присуща  и первой и второй группе детей  в большинстве выборов на втором месте общительность.

 

Таблица 5.

Вопрос №5 «Считаете ли Вы себя привлекательным (ой)?»

Варианты ответов

Кол-во выборов

 

Здоровые дети

Дети с огран. возможностями

да

4 (27%)

3 (20%)

нет

11 (73%)

12 (80%)

 

Таблица показывает, что подростки  обеих групп предпочитают быть такими, как все. Для подросткового возраста это скорее норма.

Следующий показатель – представление  о своих правах и обязанностях.

 

Таблица 6. Представление  о своих правах и обязанностях. Вопрос №6,8.

Вопрос №6 «Согласны ли с теми обязанностями, которые на Вас возлагают окружающие?»

Варианты ответов

Кол-во выборов

 

Здоровые дети

Дети с огр. Возмож.

согласен

7 (47%)

8 (53%)

Не согласен

5 (34%)

5 (34%)

Затрудняюсь ответить

3 (20%)

2 (14%)

 

Мы видим, из данной таблицы  существенных различий также не имеется.

 

Дети с ограниченными  возможностями, как и здоровые дети согласны с теми обязанностями, которые  на них возлагают.

 

Таблица 7.

Вопрос №8 «Знаете ли Вы свои права?»

Варианты ответов

Кол-во выборов

 

Здоровые дети

Дети согран. Возмож.

знаю

6 (40%)

6 (40%)

Не знаю

3 (20%)

4 (27%)

Знаю, но не в полной мере

2 (14%)

2 (14%)

Затрудняюсь ответить

4 (27%)

3 (20%)

 

По данной таблице также  видно, что разницы между группами практически не существует. Дети с  ограниченными возможностями , как  и здоровые дети в большинстве  знают свои права.

Следующий, заключительный показатель – планы на будущее.

 

Таблица 8. Планы на будущее. Вопрос №10. «Задумываетесь ли Вы о своем  будущем?»

Варианты ответов

Количество выборов

 

Здоровые дети

Дети с огр. Возм.

Часто задумываюсь

7 (47%)

8 (53%)

Иногда задумываюсь

3 (20%)

2 (14%)

Не задумываюсь

3 (20%)

2 (14%)

Затрудняюсь ответить

2 (14%)

3 (20%)

 

Существенных различий данная таблица также не выявила, дети практически  одинаково задумываются о будущем. Многие из здоровых детей и детей  с ограниченными возможностями  не задумываются, но их незначительная часть.

 

2.4 Выводы и рекомендации  по исследованию

 

Исходя из выше указанных  показателей, мы можем сделать следующие  выводы:

1.   Самооценка у детей  с ограниченными возможностями  не занижена, как и у здоровых  детей.

2.   По мнению детей  с ограниченными возможностями,  лидерские качества у них развиты  также достаточно.

3.   Дети с ограниченными  возможностями считают свою внешность  не менее привлекательной, чем  здоровые дети.

4.   Уровень общения  у детей с ограниченными возможностями,  практически такой же, как и  здоровых детей.

5.   Дети с ограниченными  возможностями хорошо осведомлены  о своих правах и возможностях.

Наша гипотеза не подтвердилась: Дети с ограниченными возможностями  не имеют значительного отличия  от здоровых детей, и их личные особенности  также не отличаются.

Исходя из полученных выводов, мы предлагаем следующие рекомендации:

1.   Развить творческие  возможности у детей с ограниченными  возможностями.

2.   Пробуждение социальной  активности, деятельности подростка,  который традиционно воспринимался  обществом, как больной, нуждающийся  в милосердном отношении людей.

3.   Воспитать чувство  собственного достоинства.

4.   Стремление к самоопределению.

5.   Формирование способности  к выбору жизненной позиции,  а не довольствование ролью  пассивных потребителей льгот  и привилегий, стремление к активному  участию в преобразованиях, направленных  на улучшение жизни общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Термин «инвалид» в  силу сложившейся традиции несет  в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение  к инвалиду, как к социально  бесполезной категории. Понятие  «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей[16].

Главная проблема ребенка  с ограниченными возможностями  заключается в его связи с  миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения  с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному  образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым  является социальное, физическое и  психическое здоровье, но и результатом  социальной политики и сложившегося общественного сознания, отсутствие специальных социальных служб[25].

- Ребенок, имеющий инвалидность  – часть и член общества, он  хочет, должен и может участвовать  во всей многогранной жизни.

- Ребенок, имеющий инвалидность  может быть так же способен  и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем,  но обнаружить свои дарования,  развить их, приносить с их  пользу обществу, ему мешает неравенство  возможностей.

- Ребенок – не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся  человек, который имеет право  на удовлетворение разносторонних  социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

- Государство не просто  призвано предоставить ребенку,  имеющему инвалидность, определенные  льготы и привилегии, оно должно  пойти навстречу его социальным  потребностям и создать систему  социальных служб, позволяющих  нивелировать ограничения, препятствующие  процессам его социальной реабилитации  и индивидуального развития.

- Анализ жизнедеятельности  детей и семей, имеющих детей  – инвалидов[23].

Специальное изучение личностных особенностей детей обнаружило их немного  сниженный характер. Не значительно  страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями.

Исследование, проведенное  на 15 детях с ограниченными возможностями, показали, что 20% обследованных детей  может вполне активно участвовать  в общественной жизни, наравне со здоровыми.

Суть идеи:

Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все  аспекты жизни общества, на независимую  жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.

Человек с ограниченными  возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий  в реализации программ собственной  реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические  трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.

В основе:

1. Компенсация возможностей, недостающих от рождения, либо  утраченных вследствие болезни  или травмы. За счет делигированности  другими людьми недостающих ребенку  функций, и создания ему условий  для преодоления неприступных  ранее препятствий окружающей  среды (создание спецслужб).

2. Организация работы со  всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим  окружением, через службы, ориентированные  как на детей, так и на  родителей и близких.

3. Интеграция в совместную  деятельность детей с ограниченными  возможностями, и детей, не  имеющих проблем со здоровьем.  Этот принцип должен быть реализован  практически во всех видах  служб.

4. Взаимопомощь – широкое  участие в работе добровольных  помощников и добровольная взаимная  поддержка[18].

Необходимо снять страх  ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая  его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Родители, получая такую  поддержку, становятся более объективными в оценке проблем, связанной с  инвалидностью.

Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем  ребенке.

Технологическая цепочка:

1.   Вначале обучается  родитель: получает информацию о  социальной политике социальных  программах, знакомится с кругом  друзей, участвует в определении  приоритетных аспектов работы  с его ребенком, ориентированный  на воспитание у него качеств,  необходимых для организации  других детей.

2.   Культурно – просветительные  мероприятия, где создаются условия  для приобретения ребенком опыта  общения, организуются клубные  мероприятия, авторами которых  становятся родители и их дети.

3.   Организуются мероприятия,  авторами которых выступает ребенок  ( помощь родителей носит скрытый  характер)[18].

Накапливается опыт организаторской  деятельности подростков не только в  работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но и в условиях культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых задействованы  и здоровые сверстники.

В задачи социального развития также входят:

- умственное развитие  детей;

- формирование навыков  правильного поведения;

- трудовое обучение и  подготовка к посильным видам  труда;

- физвоспитание;

- самообслуживание;

- бытовая ориентировка  и социальная адаптация;

- приобретать навыки внимательного  отношения к окружающим, чувство  дружбы, товарищества, коллективизма,  знания о правилах поведения  в общественных местах;

- получение сведений о  музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах  искусства.

Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными  возможностями имеют порой четко  выраженный региональный характер.

Они связаны с региональными  условиями с наличием или отсутствием  спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов дефектологов в  местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид [32].

Основные тенденции инвалидности в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической  структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением социально – экономических  условий жизни и экологической  ситуации. Все это увеличивает  число лиц нуждающихся в различных  видах социальной помощи и защиты, включая и вопросы реабилитации.

Социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей детей  с ограниченными возможностями  здоровья к общественной, профессиональной и бытовой деятельности, является важным этапом социальной защиты инвалидов.

Именно этими факторами  руководствуются специалисты управления социальной защиты населения при  реализации совместно с семьями  детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации[21].

Подавляющее большинство  детей живут в неполных семьях. И это понятно – немногие отцы в состоянии выдержать ежедневную борьбу с болезнью, нехваткой средств, тем, что мать занята проблемами ребенка. И, как следствие всего, большинство  семей с детьми-инвалидами являются малообеспеченными.

Поэтому среди особенностей социальной реабилитации детей с  ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, можно  выделить следующие:

- необходимость оказания  адресной социальной помощи (как  денежной, так и натуральной);

- необходимость оказания  консультативной, психологической,  правовой помощи;

- работа по организации  вовлечения детей с ограниченными  возможностями здоровья в активный  процесс социальной адаптации  (путем привлечения к культурно  – массовым, спортивным мероприятиям, выявление их творческих способностей, проведение совместных культурных  мероприятий со здоровыми детьми);

- привлечение внимания  общественности к проблемам инвалидов,  рассказывая об их судьбах,  характерах, достижениях;

- оказание содействия  в обучении детей- инвалидов[21].

Решение проблемы детской  инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как  бы в двух плоскостях. В - первых - это  профилактика детской инвалидности, т.е. комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетическим учреждений, в задачу которых бы входили как  консультации, так и диагностика, особенно дородовая.

Во-вторых,- это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков, а также  коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь[21].

Если на начальных возрастных этапах на восприятие социальных воздействий  негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые  препятствуют социальной адаптации  ребенка, порождая педагогическую запущенность, расстройства эмоциональной – волевой  сферы, личностные нарушения. Чтобы  не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в  социально – реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения  требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социальных воздействий. Такую помощь могут оказать специалисты  по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых социально  – реабилитационная деятельность –  вызвана необходимостью более эффективной  подготовки детей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира[20].

Информация о работе Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями