Социальная реабилитация девиантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. дать характеристику психологического развития детей и подростков;
2. Дать анализ личности подростка с девиантным поведением.
3. выделить особенности социального, психологического и сексуального развития;
4. найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияния на последствия развития детей и подростков с учётом сложностей возраста;
5. определить меры по предупреждению социально-негативных отклонений детей и подростков;
6. осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних;
7. привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Курсовая №2.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

 

Новосибирский Государственный Технический  Университет

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

ТЕМА: Социальная реабилитация девиантов

 

По дисциплине "Теория социальной работы"

 

 

 

 

Выполнил: Здоренко И.В.

 Группа: СР-81

              Проверил: Ромм М.В.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2010

Введение

 

Болезни современного общества порождают множество проблем, которые подчас требуют неотложного  решения. Постоянный рост подростковой преступности - одна из них. Асоциальность  личности, как правило, формируется  в ответ на трудно преодолимые  жизненные коллизии. Преступление совершает  индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, потерявший самоуважение, принимающий себя в качестве "плохого" человека. Девиантность, становится для  личности средством извращенного, с  точки зрения общества, самоутверждения. Постоянное осознание индивидом  своего несоответствия требованиям  социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Постепенно уменьшается  желание индивида соответствовать  этим требованиям, зарождается стремление противостоять враждебной для него среде. Референтными в такой ситуации для человека становятся асоциальные  группы. Первоначальная степень "испорченности" личности еще сравнительно невысока. Но под отрицательным воздействием микросреды, жизненных неурядиц, собственных  ошибок изменения личности накапливаются  и приводят в конечном итоге к  совершению преступления.

Подросток, совершивший  противоправный поступок, подвергается уголовному наказанию (часто лишению  свободы). И здесь обнаруживается парадокс, который и был положен  нами в основу исследования. Выполняя якобы гуманную функцию, изолируя подростка  от общества в силу его социальной опасности и в целях перевоспитания, государство отрывает его от привычного социального лона, разрушает социальные связи личности.

Хорошо "социализированный" человек не совершает преступления вовсе не из-за страха перед грозящим наказанием, а в силу успешной социализации. Поскольку преступление связано  с недостатками социализации, то и  наказание будет эффективно в  той мере, в какой оно способно восполнить указанные недостатки. Следовательно, для обеспечения успешности социальной реабилитации девиантного подростка, необходимо опираться на активизацию  процессов, способствующих восстановлению социальной адекватности - ресоциализацию. Ресоциализация личности девиантного  подростка должна быть связана прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения.

Деятельность существующих сегодня  социальных служб, для подростков в  этом направлении следует отметить как низко результативную. Это  позволяет говорить о детской  асоциальности как об актуальной проблеме, требующей принятия эффективных  мер. Важнейшим достижением современного этапа, пока в большей степени  на уровне законодательных актов, является, по-нашему мнению, осознание ее значимости и масштабности. Государство признало, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. Правительство планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, с социальным сиротством. В их числе планируется создание специализированных консультативных подростковых центров, где они могли бы решать свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы. Предполагаются и другие меры по усилению педагогического влияния на детей этой социальной группы. Это, с одной стороны, свидетельствует об актуальности проблемы подростковой девиантности, но в то же время говорит о нерешенности бесчисленного множества вопросов в этом направлении.

 Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

В силу практической значимости и недостаточной теоретической  проработанности проблемы нами была определена тема исследования: Девиантное поведение в развитии личности подростка.

 Проблемная область исследования охватывает изучение социокультурного содержания процессов ресоциализации, стратегий социальной адаптации и реабилитации, особенностей реабилитации и ресоциализации лиц с опытом девиантного и делинквентного поведения.

Степень разработанности  проблемы отчасти определяется тем, что в современной социальной работе сложилась теоретико- методологическая основа, позволяющая верифицировать гипотезу о социокультурной обусловленности ресоциализации дезадаптантов и девиантов - парадигма «понимающей» или «культурно-аналитической» методологии, заложенная в трудах М. Вебера и Г. Зиммеля, ставивших на первый план активность человеческой личности в обществе.

Проблема: Несмотря на то, что спектр исследований в области изучения девиантного поведения достаточно широк, до настоящего времени не очень хорошо разработаны его теоретико-методологические основы, нераскрытым остается аспект подростковой девиации.

 

Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

Объектом является наше общество с подрастающим поколением.

Предмет исследования – это, с одной стороны, дети и подростки, с другой – отклоняющееся поведение.

Исходя из поставленной цели, можно  выделить следующие задачи:

  1. дать характеристику психологического развития детей и подростков;
  2. Дать анализ личности подростка с девиантным поведением.

 

  1. выделить особенности социального, психологического и сексуального развития;
  2. найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияния на последствия развития детей и подростков с учётом сложностей возраста;
  3. определить меры по предупреждению социально-негативных отклонений детей и подростков;
  4. осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних;
  5. привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Методологической  основой исследования являются теоретические  положения отечественных и зарубежных философов, социальных работников, психологов, педагогов, социологов, криминологов о сущности девиантности и характерологических особенностях подростков с антисоциальными проявлениями в поведении; о сущности процессов социализации и ресоциализации.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что  в нем раскрыта сущность понятия  девиантность, разработаны разноуровневые критерии ее проявления; определены возможности  ресоциализации подростков с девиантным поведением.

Структура  курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три раздела (первый раздел «Девиации в структуре системы  социальной работы»; второй раздел «Профилактика  и социальный контроль девиантного  поведения среди подростков средствами социальной работы»; третий раздел «Технология  социальной работы в профилактике и  коррекции девиантного поведения»), заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

     Введение

  1. Девиации в структуре системы социальной работы
    1. Основные подходы к объяснению девиантного поведения
    2. Основные причины и факторы девиантного поведения
    3. Формы проявления девиантного поведения у подростков
  2. Профилактика и социальный контроль девиантного поведения среди подростков средствами социальной работы
    1. Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
    2. Социальный контроль как средство предупреждения и              профилактики девиантного поведения
  3. Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения

Заключение

Список  использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Девиации в структуре системы социальной работы

 

    1. Основные подходы к объяснению девиантного поведения

 

Нормативные системы  общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей,  социальных групп, социальных организаций. 1

Социальные нормы выполняют  функции обеспечения общества эталонами (стандартами) поведения (взаимодействия) и функции стабилизации (упорядочения) отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы  в качестве образца поведения, создает  механизмы их соответствующей общественной, моральной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствущих санкций по линии общественного  и государственного воздействия.

Социальные нормы исторически  обусловлены и подвижны. Но                  интенсивность и характер их изменений  в разных социальных условиях        различны. В реформируемом обществе, каковым является и современное        казахстанское общество, возникает сложная ситуация, когда разрушаются одни нормы и еще не созданы другие, что само по себе чревато ростом девиантных проявлений в самых различных формах. Во все времена общество пыталось    подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие   писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие  отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все  находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до нашей эры и советские партийные органы в XX в.

Борьба с девиациями часто  перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

В большинстве  обществ контроль девиантного поведения  несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В  зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все  формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое  поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми  отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. [25]

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» — люди с  несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть   положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших,  консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса социального педагога.

Негативное девиантное поведение  разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать  проступки, правонарушитель), когда   поступки противоречат      нормам права, кроме уголовного, и  преступное,  когда преступаются нормы уголовного законодательства. Существуют определенные подходы к  классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию  предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер. Он разделил  отклонения на первичные и вторичные.  Первичные отклонения – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае давиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте).  Вторичные отклонения – наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.

Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:

Информация о работе Социальная реабилитация девиантов