Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:25, курсовая работа
Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. дать характеристику психологического развития детей и подростков;
2. Дать анализ личности подростка с девиантным поведением.
3. выделить особенности социального, психологического и сексуального развития;
4. найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияния на последствия развития детей и подростков с учётом сложностей возраста;
5. определить меры по предупреждению социально-негативных отклонений детей и подростков;
6. осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних;
7. привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.
Министерство образования
Новосибирский Государственный Технический Университет
Курсовая работа
ТЕМА: Социальная реабилитация девиантов
Выполнил: Здоренко И.В.
Группа: СР-81
Проверил: Ромм М.В.
Новосибирск 2010
Введение
Болезни современного общества порождают множество проблем, которые подчас требуют неотложного решения. Постоянный рост подростковой преступности - одна из них. Асоциальность личности, как правило, формируется в ответ на трудно преодолимые жизненные коллизии. Преступление совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, потерявший самоуважение, принимающий себя в качестве "плохого" человека. Девиантность, становится для личности средством извращенного, с точки зрения общества, самоутверждения. Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Постепенно уменьшается желание индивида соответствовать этим требованиям, зарождается стремление противостоять враждебной для него среде. Референтными в такой ситуации для человека становятся асоциальные группы. Первоначальная степень "испорченности" личности еще сравнительно невысока. Но под отрицательным воздействием микросреды, жизненных неурядиц, собственных ошибок изменения личности накапливаются и приводят в конечном итоге к совершению преступления.
Подросток, совершивший
противоправный поступок, подвергается
уголовному наказанию (часто лишению
свободы). И здесь обнаруживается
парадокс, который и был положен
нами в основу исследования. Выполняя
якобы гуманную функцию, изолируя подростка
от общества в силу его социальной
опасности и в целях
Хорошо "социализированный"
человек не совершает преступления
вовсе не из-за страха перед грозящим
наказанием, а в силу успешной социализации.
Поскольку преступление связано
с недостатками социализации, то и
наказание будет эффективно в
той мере, в какой оно способно
восполнить указанные недостатки. Следовательно,
для обеспечения успешности социальной
реабилитации девиантного подростка,
необходимо опираться на активизацию
процессов, способствующих восстановлению
социальной адекватности - ресоциализацию.
Ресоциализация личности девиантного
подростка должна быть связана прежде
всего, с их ценностной переориентацией,
формированием механизма
Деятельность существующих сегодня
социальных служб, для подростков в
этом направлении следует отметить
как низко результативную. Это
позволяет говорить о детской
асоциальности как об актуальной
проблеме, требующей принятия эффективных
мер. Важнейшим достижением
Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.
В силу практической значимости и недостаточной теоретической проработанности проблемы нами была определена тема исследования: Девиантное поведение в развитии личности подростка.
Проблемная область исследования охватывает изучение социокультурного содержания процессов ресоциализации, стратегий социальной адаптации и реабилитации, особенностей реабилитации и ресоциализации лиц с опытом девиантного и делинквентного поведения.
Степень разработанности проблемы отчасти определяется тем, что в современной социальной работе сложилась теоретико- методологическая основа, позволяющая верифицировать гипотезу о социокультурной обусловленности ресоциализации дезадаптантов и девиантов - парадигма «понимающей» или «культурно-аналитической» методологии, заложенная в трудах М. Вебера и Г. Зиммеля, ставивших на первый план активность человеческой личности в обществе.
Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Объектом является наше общество с подрастающим поколением.
Предмет исследования – это, с одной стороны, дети и подростки, с другой – отклоняющееся поведение.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Методологической
основой исследования являются теоретические
положения отечественных и
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность понятия девиантность, разработаны разноуровневые критерии ее проявления; определены возможности ресоциализации подростков с девиантным поведением.
Структура курсовой работы
обусловлена целью и задачами
исследования и включает в себя:
введение, три раздела (первый раздел
«Девиации в структуре системы
социальной работы»; второй раздел «Профилактика
и социальный контроль девиантного
поведения среди подростков средствами
социальной работы»; третий раздел «Технология
социальной работы в профилактике и
коррекции девиантного
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. 1
Социальные нормы выполняют функции обеспечения общества эталонами (стандартами) поведения (взаимодействия) и функции стабилизации (упорядочения) отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы в качестве образца поведения, создает механизмы их соответствующей общественной, моральной и правовой поддержки, что предполагает и наличие соответствущих санкций по линии общественного и государственного воздействия.
Социальные нормы исторически обусловлены и подвижны. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны. В реформируемом обществе, каковым является и современное казахстанское общество, возникает сложная ситуация, когда разрушаются одни нормы и еще не созданы другие, что само по себе чревато ростом девиантных проявлений в самых различных формах. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.
Социологи называют
отклоняющееся поведение девиан
Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.
В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, преступники, вандалы. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. [25]
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10—15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса социального педагога.
Негативное девиантное поведение
разделяется на аморальное (поступки
противоречат принятым в обществе нормам
морали), делинквентное (латин.- совершать
проступки, правонарушитель), когда
поступки противоречат
нормам права, кроме уголовного, и
преступное, когда преступаются
нормы уголовного законодательства.
Существуют определенные подходы к
классификации девиантного
Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы: