Социальная реабилитация девиантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. дать характеристику психологического развития детей и подростков;
2. Дать анализ личности подростка с девиантным поведением.
3. выделить особенности социального, психологического и сексуального развития;
4. найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияния на последствия развития детей и подростков с учётом сложностей возраста;
5. определить меры по предупреждению социально-негативных отклонений детей и подростков;
6. осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних;
7. привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Курсовая №2.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой  человек, как правило, хочет соответствовать  требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно  определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать. [33]

Основные факторы социального  контроля:

· Методы и средства  социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

· Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит  личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

· Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу “самопомощи” (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

· Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения). Создание ”институтов согласия” и “институтов посредничества”, которые бы принимали на себя функции уголовного и административного правоприменение сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

· Жесткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на “изделия” черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

· Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

· Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями “социального дна”: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами. [25]

Наркомания и алкоголизм  как виды девиантного поведения. Процесс наркотизации подрастающего  поколения требует адекватной его  масштабам реакции со стороны  общества и государства, в том  числе социальных служб. Антинаркотические  меры можно подразделить на:

1) профилактические, предупредительные;

2) лечебно-реабилитационные;

3) организационно - управленческие;

4) законодательные.

Существует несколько  концептуальных моделей профилактической, пропагандистской и просветительско-воспитательной, антинаркотической деятельности. Модель морализирования основана на утверждении  греховности и безнравственности  одурманивания, противоречащего религиозным  постулатам. Модель запугивания построена  на эксплуатации идеи опасности потребления  наркотиков. Познавательная (информационная) модель предлагает взвешенную информацию о риске, с которым связано  их потребление. В поведенческой  модели много внимания уделяется  выработке с помощью специального тренинга навыков принятия решений, направленных на преодоление трудных  ситуаций, проблем общения и проблемы отказа от потребления наркотиков, несмотря на давление своего окружения. В рамках аффективно-просветительской модели помимо знаний формируются убеждения, оценки, эмоциональные отношения  к потреблению наркотиков, с потенциальными потребителями проводится работа по формированию у них чувства самоуважения, системы личностных ценностей, в  которой нет места наркотикам. Модель укрепления здоровья поощряет развитие альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда и т.п.), которые  могут служить хорошей «заменой»  наркотикам [2].

Каждая из этих моделей  имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от условий их применения и характера решаемых проблем. Все  они важны и эффективны лишь тогда, когда применяются адекватно  и в комплексе.

В целом же профилактические меры предполагают:

       - формирование  у подростков и юношей адекватного  отношения к наркомании (наркоман - это неприятно, тягостно для  окружающих; это опасно для самого  человека, для общества и т.  п.);

- тренировку навыков преодоления  внешнего давления, имеющего целью  вовлечение, приобщение к употреблению  наркотиков (умей противостоять  чужому нажиму, сказать «нет»,  быть независимым и т.д.);

-  развитие у ребенка,  подростка, юноши определенных, личностных  качеств (уважение к себе, осознание  своей уникальности, умение говорить  о своих трудностях и просить  помощи  и т. д.);

       -  формирование  навыков ведения здорового образа  жизни. 

Введение профилактической антинаркотической работы, базируется на следующих принципах:

- системность - учет в  профилактической работе всей  совокупности личностных и социальных  факторов, определяющих готовность  молодых людей как к реализации  безопасного поведения, так и  поведения рискованного, девиантного  в их взаимосвязи и взаимодействии;

- парциальность (лат. — часть) - представление о воспитании антинаркотической устойчивости как о части общего воспитательного  процесса,  направленного  на  формирование психологических основ поведения, обеспечивающего устойчивость в отношении всей суммы факторов риска;

- проблемная адекватность - максимальное отражение в содержании  профилактических мер реальных  жизненных проблем, актуальных  для данной, конкретной возрастной  группы и имеющих непосредственное  отношение к возможному приобщению  представителей этой группы к  наркотикам (в данном городе, районе, микрорайоне, школе, дворе и  т.п.);

- когнитивная адекватность (лат.-познаю) – обязательное соответствие  содержания  просветительских,  пропагандистских  материалов и методических приемов,  языка общения с объектом профилактики  его интеллектуальному развитию, особенностям возрастной психологии  восприятия и усвоения материала;

- наркологическая  адекватность - учет  местной, «родной» наркологической  «культуры», т. е. типичных для  региона форм потребления различных  наркотиков, видов «любимых», распространенных  веществ, действующих механизмов  вовлечения подростков, юношей в  их потребление, особенностей  общественного мнения в отношении  к наркотизации и наркоманам;

- персонификация - обеспечение  (при возможности) прямого личного,  персонального воздействия на  молодежь как ее любимых «героев»  кино, эстрады, так и победителей  наркомании - бывших больных, имеющих  личное право говорить о необходимости  отказа от наркотиков, чем достигается  подлинность и доверительность  воздействия;

- обязательный альтернативный  «выигрыш» - побуждение к выбору - отказу от  нежелательного   поведения   в   пользу   поведения, представляющегося выигрышным  в плане реализации значимых  желаний и потребностей; при этом  спектр альтернативных личностно  - социальных ценностей должен  быть адекватен уровню развития  конкретной возрастной группы  молодежи (например, для подростка:  «Я не буду наркоманом, потому  что я хочу быть хорошим,  знаменитым спортсменом»);

- опережающее просвещение  - заблаговременное начало профилактических действий, до возникновения необходимости принимать проблемные решения в отношении тех или иных наркотиков и наркоманов. [45]

Лечебно-реабилитационные антинаркологические  меры включают в себя:

-  диагностику наркомании;

-  непосредственно лечебно - реабилитационные процедуры.

В диагностике наркомании молодежи особенно важно максимально  рано определить зависимость от психоактивных  веществ. При диагностике наркомании прежде всего должны насторожить  суженные или расширенные зрачки, не реагирующие на свет, резкие скачки настроения, потеря интереса к прежним  увлечениям и отсутствие новых, смена  круга общения. Есть повод присмотреться, если ребенок днем вялый, а ночью, наоборот, чрезмерно активный, если отсутствие аппетита чередуется с припадками «волчьего» голода.

Лечебно-реабилитационные  процедуры  -  процесс   медленный, осуществляемый специалистами и  требующий огромного терпения не только от врачей, психологов, социальных работников, но и родителей.

Первый шаг лечения - снять  «ломку», абстинентный синдром. В последние  годы в ряде стран для избавления от опиумной (героиновой) зависимости  стала использоваться так называемая метадоновая программа - курс приема под наблюдением врача синтетического аналога морфина - метадона. [35]

У метадоновой программы  есть и сторонники, и противники. Сторонники утверждают, что этот синтетический  наркологический анальгетик помогает держать наркоманов вне незаконного  опийного рынка, снижает их асоциальное  поведение, позволяет учиться. Противники считают, что метадон только временно заменяет зависимость от наркотиков, потом наркоман начинает искать новые  дозы. Кроме того, существует опасность, что к метадону, наркотику дешевому, проявляют большой интерес дети и подростки.

Так или иначе, непреложно одно: заместительная терапия, как и  другое лечение наркомании, должна проходить под строгим контролем  врачей - наркологов и применяться  лишь по медицинским показаниям.

После преодоления абстинентного  синдрома («ломки») начинается следующий  этап лечебно - реабилитационной процедуры - борьба с психологической зависимостью. Это тоже долгий процесс: наркоман должен отвыкнуть от прежнего образа жизни. Здесь юному наркоману особенно необходима помощь и поддержка близких.

Еще один терапевтический  метод реабилитации наркоманов - «Программа 12 шагов»,  в рамках этой программы  существует движение «Анонимные наркоманы». Одна из ведущих идей этого движения состоит в понимании наркомании как болезни: излечение подразумевает  полное воздержание от употребления. На основе этой идеи, а также ряда выработанных, определенных методических приемов создаются и развиваются  независимые группы самопомощи, состоящие  из людей, страдающих наркоманией и  желающих покончить со своей болезненной  зависимостью, и направленных в эти  группы наркологов и  психотерапевтов.

Сегодня в мире различают  следующие базовые реабилитационные структуры: низкоструктурированные  (поселения наркоманов, коммуны, группы само- и взаимопомощи) и высокоструктурированные (реабилитационные центры, терапевтические  сообщества, где помимо медицинского персонала, в том числе и психологов, работают социономы, а также парапрофессионалы  - бывшие наркоманы, ремиссия которых  составляет не менее трех лет). [35, 38]

Хуже обстоит дело с  высокоструктурированными реабилитационными  центрами. Европейский опыт показывает, что потребность в таких центрах  составляет 10 процентов от числа  состоящих на учете в наркологических  учреждениях.

Заключение

 

Чтобы бороться с ростом девиантного поведения среди  детей и подростков,                 требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с     мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.

Проблема подросткового  девиантного поведения имеет  психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня  государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется  позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в  общественной сфере. Резко сократилось  производство детских и юношеских  художественных и мультипликационных фильмов; разрушена сеть детских  специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания чрезмерно  высоки; такое мощное средство нравственного  воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью  использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует  повышение педагогической и психологической  культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных  явлений социальной дезадаптации подрастающего  поколения.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе  пенитенциарных учреждений в России еще только формируется. Однако его  перспективы тесно связаны с  общими тенденциями развития социального  обслуживания и диктуются настоятельной  необходимостью помочь заключенным  в них самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное процесса их последующей ресоциализации [29; 235].

Информация о работе Социальная реабилитация девиантов