Социальная реабилитация девиантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. дать характеристику психологического развития детей и подростков;
2. Дать анализ личности подростка с девиантным поведением.
3. выделить особенности социального, психологического и сексуального развития;
4. найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияния на последствия развития детей и подростков с учётом сложностей возраста;
5. определить меры по предупреждению социально-негативных отклонений детей и подростков;
6. осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних;
7. привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Курсовая №2.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

а) отклонения, связанные  с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения. Правонарушение – это виновное поведение  дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления.  Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».

б) отклонение в сфере  общественной морали:

1. Пьянство и алкоголизм. Пьянство – злоупотребление алкоголем.  Алкоголизм (синдром алкогольной  зависимости) – заболевание, которое  развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической  и физической зависимости от  алкоголя и приводит к деградации  личности.

2. Наркомания (греч. nark  - отклонение;  mania – безумие). Наркоманию рассматривают как злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, выражающееся в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания – использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.

3. Проституция (лат. –  выставлять публично) – вступление  в случайные, внебрачные сексуальные  отношения за плату, не основанные  на личной симпатии.

4. Бродяжничество – систематическое  перемещение лица в течение  длительного времени из одной  местности в другую в пределах  одной местности без постоянного  места жительства с существованием  на нетрудовые доходы.

5. Попрошайничество или  нищенство – систематическое  выпрашивание у посторонних лиц  денег и других материальных  ценностей под каким-либо предлогом  или без него (предлога).

6. Самоубийство (суицид) –  сознательное и добровольное  лишение себя жизни, когда смерть  выступает как самоцель, а не  средство для достижения чего-либо  другого кроме нее самой.

Следует заметить, что это  не идеальная классификация, т.к., например, многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам (хулиганство). Поэтому применяется также классификация  отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации – корыстного преступления; б) отклонения агрессивной ориентации – насилие  как   средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как  самоцель: хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).  

Иногда в особую категорию  выделяют т.н. аддиктивные формы  отклоняющегося поведения  (англ. addiction – пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения – уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет  и т.д.)

Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.

Существует 3 основных подхода  для объяснения девиантного поведения:

1. Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное  поведение,  в частности, преступное,  обусловлено определенными физическими  особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть,.. пониженная  чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом.

2. Психологический подход (З. Фрейд, А.Адлер): девиантность  обусловлена психологическими отклонениями  личности, наличием различных комплексов,  а также тем, что конфликт  личности и общественные задачи  изначально, как столкновение id («оно»)   и Super-Ego -     системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию.

Согласитесь, что с помощью  биологических, психологических особенностей использования в полной мере объяснить  сущность, уровень преступности или  других видов девиации.

3. Социологический подход (Беккер, Селин, Маркс, Мертон, Парсонс  и др.): девиантное поведение объясняется  социальными причинами: несовершенством  общества, социальным неравенством  и противоречиями  и т.д. Феномен  девиантного поведения объясняется  «тройным  несовладением»: требований  нормы, требований жизни, интересов  личности (Кудрявцев). Это вызвано  противоречивостью развития общества, где основным является противоречие  между стабильностью и мобильностью  общества  как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует  индивида на конформное поведение,  что является условием социальной  стабильности, а с другой –  объективно требует от него  инициативности, т.е. выхода за  рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский): считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения.

Все эти причины можно  отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь  под воздействием конкретных жизненных  ситуаций. Если общественные нормы  относительно стабильны, то жизненные  ситуации, опыт человека более изменчивы  и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть (содержаться) определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными  нормами.[18]

Существуют и иные классификации  отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:

1) реактивно   обусловленное  (побеги, суициды), обычно имеющие  в своей основе    психотравмирующую   ситуацию;

2) вызванное низким моральным  уровнем личности (употребление  наркотиков, алкоголизм, правонарушения), являющееся следствием неправильного  воспитания;

3) обусловленное патологией  влечений (садизм и др.), базирующее  на биологических факторах.

Другие рассматривают  девиации в двух основных направлениях:

1) по форме проявления  нарушения –   делинквентность,  побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные  девиации, суицидное поведение;

2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их  основе, - биологические   факторы,  а  также социально-психологические  основы: социальная среда и психологические  особенности возраста. Третьи авторы  все нарушения поведения подростков  и юношей подразделяют на девиантное  поведение и нарушения при  психических заболеваниях2.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант —любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой  постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К. видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются   противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково   употребляются в социальной работе.

 

1.2  Основные  причины и факторы девиантного  поведения

 

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.

Уильям X. Шелдон  (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Теория аномалии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения американцев к такой цели, как достижение богатства.

Первый тип поведения — «конформность» — предполагает соответствие и культурным целям, и средствам.

Второй тип девиантного поведения — «инновация» — предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения. Принимая, например, цель достижения богатства, представители низшего класса не могут пользоваться такими средствами достижения, как занятие престижной деятельностью, образование, экономический успех. Отсюда предрасположенность к незаконным способам осуществления цели: рэкету, спекуляции, шантажу, торговле наркотиками.

Третий тип — «ритуализм» — предполагает, наоборот, отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения. Он обычно выражается в снижении уровня притязаний и часто встречается, по мнению Мертона, у представителей низшего слоя среднего класса. Это может служить источником девиантного поведения, например, у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры.

Четвертый тип — «ретретизм» — предполагает отрицание и цели, и средств. Более всего ретретизм характерен для лиц, оказавшихся вне общества: бродяг, наркоманов, пьяниц и др., которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип — «бунт» — предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств.

Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

Для практики социально-педагогической работы важно  выявить причины  девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).

Факторы девиантного поведения  образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы  взаимосвязаны, взаимодействуют.

Существуют общие причины  девиантного поведения для всех групп «риска»:

Одной из общих, макросоциальных  причин, детерминирующих в настоящее  время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение  в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая  и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ  от привычной системы ценностей  объективно приводят к усилению социальной девиации.

Вторым актуальным источником девиантного поведения как социального  явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие прежде всего от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, их места в социальной структуре. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для поддержания жизненных сил), но, что для нашего предмета особенно важно, собственно социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении и др., не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного поведения. Причем, как показывают многочисленные исследования, главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения. Международный опыт свидетельствует, что социально приемлемым уровнем так называемого «децильного коэффициента» (разрыв в уровнях дохода 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) является отношение 4-6 к 1. В Казахстане разрыв в 1999 г. составил 11 раз, тогда как в дореформенные годы – 4 раза [3].      Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

Информация о работе Социальная реабилитация девиантов