Подростковый возраст
– как переходный период затягивается
в основном из-за большого времени,
требуемого для усвоения «взрослых ролей».
Для достижения статуса взрослости подросткам
приходится справляться с рядом задач
развития возникающих на этом этапе жизненного
пути. В процессе выполнения этих задач
могут возникать трудности. В силу различных
причин в отрочестве и юности часто имеет
место девиантное и деликвентное поведение.
Анализируя личность несовершеннолетнего
правонарушителя, отмечаем зависимость
от:
- Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.
- Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
- Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
- Правосознание подростка.
Таким образом, антисоциальное
поведение несовершеннолетнего
взаимообусловлено влиянием биологических
и социальных факторов, учитывая которые,
необходимо строить систему воспитания
подростков.
В детской и подростковой
психологии заключение о девиантном
требует осторожности, ибо:
- Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.
- Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)
Список использованных источников
- Андреева Г.М. Социальная психология, - М: Юнити, 2004 - 415с.
- Васильев, Б. Социальное обслуживание семьи и детей в России // Социальное обеспечение. - 2001. - 3. - с. 4-9.
- Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.
- Гилинский Я. И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.
- Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб, 1998 – 263с.
- Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005 – 149с.
- Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.
- Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М.: Изд. центр «Академия», 2002 – 322с.
- Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правона-рушителей // Социс. 1989. № 5. С.61.
- Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2001. - 3. С. 11.
- Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9.
- Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.
- Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.
- Энциклопедия социальной работы. том 3.М.1994.
- Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
- Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.
- Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С.17-21.
- Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.
- Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.
- Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.
- Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков // Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.
- Майсак Н.В. Возможности теста Р.Кеттелла в определении первичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка // Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. - 2000. - №4. - С.33-41.
- Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
- Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.
- Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.
- Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000. - №6. - С.267-270.
- Калинина Н.В.,Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях// Психологическая наука и образование.-2000.-№3.-С.16-25.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.-М.:ТЦ Сфера,при участи “Юрайт-М”,2001.
- Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков//Классный руководитель.-2003.-№4.-С. 86-103.
- Крылова Н. Проблемный подросток :его права и возможности.-2001.-№9.-С.17-25.
- Кузнецова И. Психологическая поддержка :Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении//Школьный психолог:Еженед. прил. к газете “Первое сентября”.-2000.-№29.-С.4.
- Майсак Н.В. Возможности теста Р.Кеттелла в определении первичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка//Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы.-2000.-№4.-С.33-41.
- Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения//ОБЖ.-2003.-№2.-С.52-53.
- На ринге с трудным детством.-Мн.: Изд.ООО”Красико-Принт”,2002.
- Нагаев В.В.,Толстов В.Г.,Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.-№3.-С.40-46.
- Работа социального педагога с трудными подростками//Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога.-М.:Изд.центр “Академия”,2001.-С.91-121.
- Филозоп А.А. Программа предупреждения отклонений в психосексуальном развитии старшеклассников//Вестник психосоциальной и коррекциогго-реабилитационной работы.-2002.-№3.-С.59-69.
- Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2002.-№2.-С.41-57.
- Юноши и девушки “группы риска”//Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной.-М.:Просвещение,2003.-С.436-458.
- Затона Р.Е. Субъективные обстоятельства, способствующие совершению половых преступлений: криминолого-психологический анализ//Прикладная психология.-2002.-№3.-С.84-93.
- Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление?//Воспитание школьников.-2002.-№8.-С.17-21.
- Кучер А.А.,Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.-№3.-С.32-39.
- Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков //Известия РАО.-2000.-№4.-С.46-48.
- Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков:Методическое пособие /Под ред. И.Соковни.-М.:Просвещение,2002.
- Сергиенко А.,Симонова М. Смогут ли центры досуга соперничать с криминальной улицей?//Первое сентября.-2000.-№27.-С.6.
- Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся:Методические рекомендации.-Йошкар-Ола:Редакция жунала “Марий Эл учитель”,2001.-24с.
1 Гилинский Я.Н.
Социология девиантного поведения как
специальная социологическая теория//
Социологические исследования, 1991, №4.С.74.
2 Джаманбалаева
Ш.Е. Методологические аспекты социологического
исследования девиантного поведения.
подростков// Вестник КазМУ Серия психологии
и социологии, 2001. №2. С.105-106.
3 Габиани А. А. На краю пропасти:
наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.
4 Андреева Г.М. Социальная психология,
- М: Юнити, 2004 - 415с.
5
См.: Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика
наркотической зависимости у детей и молодёжи.
– М.: Изд.центр «Академия», 2002.
6 Гилинский Я. И., Смолинский
Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс.
1988. № 5. С. 62.
7 Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические
исследования проституции в России: история
и современное состояние вопроса. СПб.,
1998.
8 Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов
В.В. Основные направления социально-психологической,
психотерапевтической и правовой реабилитации
подростков-девиантов // Вестник психосоциальной
и коррекционной работы. - 2001. - 3. С. 11.