Социальная реабилитация девиантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. дать характеристику психологического развития детей и подростков;
2. Дать анализ личности подростка с девиантным поведением.
3. выделить особенности социального, психологического и сексуального развития;
4. найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияния на последствия развития детей и подростков с учётом сложностей возраста;
5. определить меры по предупреждению социально-негативных отклонений детей и подростков;
6. осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних;
7. привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Курсовая №2.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Подростковый возраст  – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Анализируя личность несовершеннолетнего  правонарушителя, отмечаем зависимость  от:

  1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды.
  2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей.
  3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки.
  4. Правосознание подростка.

Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего  взаимообусловлено влиянием биологических  и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо:

  1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития.
  2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган)

Список использованных источников

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология, - М: Юнити, 2004 - 415с.
  2. Васильев, Б. Социальное обслуживание семьи и детей в России // Социальное обеспечение. - 2001. - 3. - с. 4-9.
  3. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.
  4. Гилинский Я. И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.
  5. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб, 1998 – 263с.
  6. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов-на-Дону. 2005 – 149с.
  7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2.
  8. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М.: Изд. центр «Академия», 2002 – 322с.
  9. Курганов С.М. Мотивы действий несовершеннолетних правона-рушителей // Социс. 1989. № 5. С.61.
  10. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2001. - 3. С. 11.
  11. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - № 9.
  12. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. Ростов-на-Дону. 2005.
  13. Словарь-справочник по СР. Под редакцией Е.И. Холостовой. М. 1997.
  14. Энциклопедия социальной работы. том 3.М.1994.
  15. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.
  16. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991. 
  17. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С.17-21.
  18. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.
  19. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.
  20. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.
  21. Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков // Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.
  22. Майсак Н.В. Возможности теста Р.Кеттелла в определении первичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка // Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. - 2000. - №4. - С.33-41.
  23. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.
  24. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.
  25. Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.
  26. Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000. - №6. - С.267-270.
  27. Калинина Н.В.,Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях// Психологическая наука и образование.-2000.-№3.-С.16-25.
  28. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.-М.:ТЦ Сфера,при участи “Юрайт-М”,2001.
  29. Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков//Классный руководитель.-2003.-№4.-С. 86-103.
  30. Крылова Н. Проблемный подросток :его права и возможности.-2001.-№9.-С.17-25.
  31. Кузнецова И. Психологическая поддержка :Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении//Школьный психолог:Еженед. прил. к газете “Первое сентября”.-2000.-№29.-С.4.
  32. Майсак Н.В. Возможности теста Р.Кеттелла  в определении первичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка//Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы.-2000.-№4.-С.33-41.
  33. Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения//ОБЖ.-2003.-№2.-С.52-53.
  34. На ринге с трудным детством.-Мн.: Изд.ООО”Красико-Принт”,2002.
  35. Нагаев В.В.,Толстов В.Г.,Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической  и правовой реабилитации девиантов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.-№3.-С.40-46.
  36. Работа социального педагога с трудными подростками//Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога.-М.:Изд.центр “Академия”,2001.-С.91-121.
  37. Филозоп А.А. Программа предупреждения отклонений в психосексуальном развитии старшеклассников//Вестник психосоциальной и коррекциогго-реабилитационной работы.-2002.-№3.-С.59-69.
  38. Чумаков И.В. Психологическая карта  учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2002.-№2.-С.41-57.
  39. Юноши и девушки “группы риска”//Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной.-М.:Просвещение,2003.-С.436-458.
  40. Затона Р.Е. Субъективные обстоятельства, способствующие совершению половых преступлений: криминолого-психологический анализ//Прикладная психология.-2002.-№3.-С.84-93.
  41. Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление?//Воспитание школьников.-2002.-№8.-С.17-21.
  42. Кучер А.А.,Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2001.-№3.-С.32-39.
  43. Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков //Известия РАО.-2000.-№4.-С.46-48.
  44. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков:Методическое пособие /Под ред. И.Соковни.-М.:Просвещение,2002.
  45. Сергиенко А.,Симонова М. Смогут ли центры досуга соперничать с криминальной улицей?//Первое сентября.-2000.-№27.-С.6.
  46. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся:Методические рекомендации.-Йошкар-Ола:Редакция жунала “Марий Эл учитель”,2001.-24с.

 

1 Гилинский Я.Н. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория// Социологические исследования, 1991, №4.С.74.

2 Джаманбалаева Ш.Е. Методологические аспекты социологического исследования девиантного поведения. подростков// Вестник КазМУ Серия психологии и социологии, 2001. №2. С.105-106.

3 Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990. С. 156.

4 Андреева Г.М. Социальная психология, - М: Юнити, 2004 - 415с.

5 См.: Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодёжи. – М.: Изд.центр «Академия», 2002.

6 Гилинский Я. И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62.

7 Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. СПб., 1998.

 

8 Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. - 2001. - 3. С. 11.

 


Информация о работе Социальная реабилитация девиантов