Социальная реабилитация девиантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. дать характеристику психологического развития детей и подростков;
2. Дать анализ личности подростка с девиантным поведением.
3. выделить особенности социального, психологического и сексуального развития;
4. найти бреши (слабые места) в сущностном образе развития, обосновать факторы, имеющие влияния на последствия развития детей и подростков с учётом сложностей возраста;
5. определить меры по предупреждению социально-негативных отклонений детей и подростков;
6. осветить правовую базу защиты прав несовершеннолетних;
7. привести федеральные и муниципальные программы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Курсовая №2.docx

— 88.74 Кб (Скачать файл)

Существенное влияние  на распространенность девиантного  поведения оказывает морально-этической  фактор. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так  называемого «периода первоначального  накопления капитала», когда экономическая  жизнь общества больше похожа не на рынок, а на базар, где все продается  и покупается, где торговля телом  и даже жизнью (своей и чужой) считается  рядовым событием. В этих обстоятельствах  многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных  случаях от общепризнанных правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается,  торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.[34]

Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия  жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные  с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими  и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Социологический портрет несовершеннолетних правонарушителей показал, что 60,6 % хотели бы самоутвердиться и иметь необходимое для нормальной жизни, но 38,2% респондентов готовы достичь этого благополучия преступным путем.

Немаловажным фактором усиления девиантного поведения выступают  правовой нигилизм, пренебрежительное  отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.

Ослабление воздействия  системы образования на правовое и нравственное воспитание молодежи, «задержки» в законотворчестве, приводящие в правовому «вакууму» в различных  сферах общественной жизни, слабая эффективность  работы правоохранительных органов - все  это способствует формированию у  молодых людей установки на возможность  решения своих жизненных проблем  в «обход» закона, в том числе  и преступными способами. [15]

Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и  микросоциальных факторов, которые  могут способствовать появлению  девиации в молодежной среде.

К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы  жизнедеятельности подростка и  юноши: семью, школу и референтную  группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.

В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут  быть такие стили воспитания как  гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться  два типа делинквентности  - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при  воспитании по типу «кумира семьи».[34]

Агрессивно - защитный тип  делинквентности характеризует  молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они  драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским  выходкам, к ранней алкоголизации.

Оппозиционный тип делинквентности  характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих  правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным  отвержением общепринятых ценностей.

Фактор семьи сказывается  не только по стилю воспитания, но и  по линии «благополучная-неблагополучная» семья. Распространено мнение, что подростковая и юношеская девиация имеют своим  источником исключительно неблагополучные  семьи, характеризуемые неустойчивостью  брака, разводами, дезорганизацией общения в семье и социализации детей, алкоголизмом или наркоманией одного или обоих родителей. Факты показывают, что и благополучные семьи являются «поставщиком» носителей девиантного поведения. Тем не менее, именно неблагополучные семьи в большей степени таят в себе возможность девиантных проявлений со стороны младших своих членов. [28]

Если  перейти  от семьи  к таким микросоциальным факторам, как школа и группа сверстников, то коротко можно сказать, что  недостатками воспитательного процесса в школе, усугубляющими или порождающими девиации в поведении учащихся, считаются  так называемые дидактогении (изменения  в психике и поведении ученика  под влиянием ошибок учителя, воспитателя), являющиеся результатом недостаточной  психологической грамотности и  непроработанности личностных проблем  учителями; к негативным воздействиям референтной группы сверстников  обычно причисляют особенности досуговой  деятельности, бесцельное времяпровождение и др. Склонные к девиации подростки  и юноши, как правило, образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников  группу, что создает благоприятные  условия для закрепления в  их личности сознательно антиобщественных установок, в том числе и преступных. Ситуация усугубляется, если в группе появляется преступный или околопреступный  «авторитет», который насаждает  в ней свое представление о  нормах поведения.[27]

Обзор основных факторов девиантного  поведения будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.

На этом уровне наиболее общей причиной девиантного поведения  служит так называемая «социальная  неустроенность» как результат  несоответствия объективных свойств  индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные  в процессе социализации) требованиям  занимаемой им позиции в системе  общественных отношений. Позиция может быть «ниже» своих объективных возможностей (молодой специалист-безработный, вынужденный «челнок» и т.п.), индивид может оказаться вне официальной структуры общества (беспризорник, бродяга, бомж и т.п.). Очевидно этим объясняется повышенная девиантность маргинальных групп.[28]

К числу факторов девиантного  поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:

- потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей  наблюдается преждевременное развитие  этой потребности в 12-13 лет,  причем она развита сильнее,  чем у их законопослушных сверстников);

- потребность в риске;

- наличие так называемых  искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);

- эмоциональная неустойчивость;

- агрессивность;

- наличие акцентуации  характера (к «группе риска»  относят гипертимную, истероидную,  шизоидную и эмоционально-лабильную  акцентуацию);

- отклонение в психическом  развитии;

- неадекватная самооценка  и др.

Завершая рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных  и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении молодых  людей, еще раз подчеркнем, что  все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные  и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения. [18, 28]

При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения  на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические  факторы, дополняющие основные, о  которых речь шла выше.

Все эти обстоятельства необходимо иметь ввиду при организации  социальной работы с конкретными  категориями девиантной молодежи-беспризорниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д.

1.3 Формы проявления девиантного поведения у подростков

Наркомания и  токсикомания. Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического опьянения характеризуется чувством эйфории, легкостью тела, ясностью мысли. Мир воспринимается в радужных тонах, теряется ощущение времени. Прием наркотиков—опиума, гашиша, кокаина — сопровождается тахикардией, сухостью во рту, другими, еще более серьезными расстройствами. Для абстинентного синдрома, так называемой «ломки», т. е. Наркотического похмелья, характерны резкий спад настроения, общая слабость, сонливость, тремор (дрожание) конечностей.3

Наркомания имеет социальные причины и последствия. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, особенно среди молодежи, и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний. Экономике общества и его моральным устоям наносится материальный и морально-нравственный ущерб. На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится причиной совершения преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания крайне отрицательно сказывается на потомстве. Дети рождаются с серьезными физическими и психическими отклонениями, что, в свою очередь, ведет к распаду семьи. Наркоман по мере развития болезни деградирует как личность, так как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.4

Токсикомания  — заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов (больные называют их «колесами»), кофеина, полученного из крепкого чая — «чифиря», вдыханием ароматических веществ бытовой химии. В состоянии опьянения, помимо эйфории, возникают зрительные галлюцинации.

Пьянство и  алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.

Употребление подростками  алкогольных напитков запрещено  законом. Однако результаты некоторых  обследований свидетельствуют, что 7 из 10 опрошенных впервые употребили алкогольные напитки в возрасте 10—11 лет. По мнению медиков, четвертая часть юношей и шестая часть девушек, употребляющих алкоголь, потенциальные алкоголики.

Сложность ситуации в том, что если к наркотикам подростки  в большинстве случаев приобщаются  через друзей и знакомых, то к  алкоголю — через членов семьи. Они  же по мнению некоторых исследователей, — основные поставщики алкоголя для подростков. В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное и даже обязательное явление. О том свидетельствуют сюжеты детсадовских после праздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго соблюдающий «правила» застолья, например, такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями, какие алкогольные изделия подавались к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить самогон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или чего-то другого им дали попробовать или выпить их родители.[34, 46]

Привлекательность спиртного  усугубляется для подростков популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в Америке с 20 до 23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных5.

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как  компенсирующий фактор, позволяющий  якобы сгладить дефекты личности. Для молодежи алкоголь служит универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, некоммуникабельности, от которой страдают многие подростки.

Проституция.

Термин «проституция»  происходит от латинского слова — осквернение, обесчещение. Ученые выделяют в проституции следующие существенные признаки:

а) род занятий — удовлетворение сексуальных потребностей клиентов;

б) характер занятий — систематический промысел в форме половых связей с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиента в любой форме;

в) мотив занятий — заранее согласованное вознаграждение в виде денег или материальных ценностей, которые являются основным или дополнительным источником существования проститутки.

В чем заключается общественная опасность проституции? Во-первых, проституция — это форма социального паразитизма, Что выражается в уклонении от общественно полезного труда. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Такие женщины не способны производить на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она утрачивает стыд, эстетические идеалы. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Целесообразно ли установление уголовной ответственности за проституцию? На этот вопрос большинства экспертов отвечают отрицательно. Почему? В настоящее время государство воспроизводит условия, которые способствуют девиантному поведению и у государства нет моральных оснований вводить уголовную ответственность за проституцию.[37, 40]

Суицидальное  поведение. Суицид — это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — саморазрушительное поведение, к которому можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом состоянии, самоистязание, сознательное участие в драках и т. п. [42]

Информация о работе Социальная реабилитация девиантов