Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:38, дипломная работа
Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды" "реабилитация".
2. Рассмотреть принципы и структуру социальной реабилитации инвалидов.
3. Определить основные направления социальной реабилитации.
4. Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Изучить социальную работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на практике.
1) запрещение дискриминации
по признаку инвалидности в
отношении всех вопросов, касающихся
всех форм занятости, включая
условия приема на работу, найма
и занятости, сохранения работы,
продвижения по службе и
2) защита прав инвалидов
наравне с другими на
3) обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими;
4) наделение инвалидов
возможностью эффективного
5) расширение на рынке
труда возможностей для
6) расширение возможностей
для индивидуальной трудовой
деятельности, предпринимательства, развития
кооперативов и организации
7) наем инвалидов в государственном секторе;
8) стимулирование найма
инвалидов в частном секторе
с помощью надлежащих
9) обеспечение инвалидам
разумного приспособления
10) поощрение приобретения
инвалидами опыта работы в
условиях открытого рынка
11) поощрение программ
профессиональной и
В России утвержден
Перечень приоритетных
Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.
Социально-средовая реабилитация
Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Необходимость социально-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, бытовых потребностях.
Этот этап реабилитации включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально-средовую адаптацию.
Социально-средовая ориентация понимается, как процесс формирования умения человека в статусе инвалида ориентироваться в окружающей среде - жилой, градостроительной, образовательной, производственной.
Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования вспомогательными устройствами окружающей среды для осуществления жизнедеятельности. Этот процесс включает обучение навыкам пользования пандусом, поручнями, совмещая их с навыками пользования индивидуальными вспомогательными средствами передвижения. При социально-средовом обучении, наряду с потребностями инвалида, учитываются требования эргономики к психофизическому статусу инвалида. Эргономика – наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии10.
В ходе социально-средового обучения достигается социально-средовая адаптация как результат приспособления инвалида к объектам жизнедеятельности посредством использования вспомогательных устройств и безбарьерной градостроительной среды. Итог социально-средовой адаптации инвалида - адаптированность инвалида в доступной для него среде жизнедеятельности.
Социально-средовая адаптация крайне необходима для инвалидов с нарушениями способности к двигательной активности, которая возникает вследствие отсутствия конечности и дистальных её отделов, отсутствия или нарушения произвольной подвижности конечностей, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей.
В соответствии с указанными двигательными нарушениями находятся и ограничения жизнедеятельности: снижение способности передвигаться; снижение способности ходить; снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице; снижение способности поддерживать позу; снижение способности действовать руками; снижение способности поднимать; снижение способности держать, способности фиксировать предмет, удерживая его; снижение способности доставать, способности протягивать руку и тянуться за предметами.
Социально-средовая адаптация инвалидов имеет специфические особенности в зависимости от характера среды жизнедеятельности.
В жилых помещениях обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения инвалида за счёт устранения порогов между комнатами и при выходе на балкон, установки горизонтальных настенных поручней, облегчающих передвижение.
Для инвалидов, пользующихся кресло-колясками , предусматривается широкий дверной проём лифта, пандус при выезде из подъезда, перила и поручни при сходе с лестницы.
Градостроительная среда предусматривает для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата устранение архитектурно-строительных барьеров. Благоприятная градостроительная среда для инвалида - это: низкие бордюрные камни, пандусы в подземных переходах, оборудованные поручнями, островки безопасности на оживлённых транспортных магистралях.
При нарушениях функций нижних конечностей в умеренно выраженной степени функциональных расстройств инвалид пользуется опорной тростью, при выраженной - костылями, при значительной выраженности - креслом-коляской.
В соответствии с указанными требованиями определяется необходимость приспособления транспорта к потребностям инвалидов:
В производственной среде в целях социально-средовой реабилитации инвалидов предусматривается компактное расположение производственных и вспомогательных помещений, указывающих путь передвижения, ближайшее к входу расположение цехов, где работают инвалиды, соблюдение безопасности движения транспорта по пути следования инвалидов, специально оборудованные рабочие места, позволяющие инвалиду с наименьшими затратами энергии осуществлять производственный процесс и производить продукцию. Производственная среда предусматривает специальную адаптацию инвалидов с учётом специфики предприятия, расположения цехов и т. д.
Основное место в реабилитационном воздействии занимает обучение инвалида жизни с инвалидностью; формирование образа нового «Я» и нового вынужденного образа жизни. Социальная реабилитация инвалидов в широком её понимании включает необходимость обучения их навыкам социального общения, социальной независимости, навыкам проведения досуга, участия в спортивных мероприятиях, обучение умению решать личные проблемы: создать семью, воспитать детей и т. п. Важным для инвалида являются знания своих прав и льгот, гарантированных государством.
Сущность и содержание социальной реабилитации инвалида непосредственным образом связаны с социальной интеграцией, которая представляет процесс подготовки и готовность инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовность общества принять инвалида - с другой.
1.4. Правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья
С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:
– «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;
– «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;
– «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;
− «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
– «Инвалиды должны, быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».
Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.),11 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.)12.
Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»13. В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 N 1186,
от 24.09.2007 N 1216), «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.1999 N 1474).
Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.
В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
- соблюдение прав человека и гражданина;
- предоставление
- равные возможности в получении социальных услуг;
- преемственность всех
видов социального
- ориентация социального
обслуживания на
- ответственность органов
власти всех уровней за
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).
Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:
· социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
· полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
Информация о работе Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья