Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:38, дипломная работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды" "реабилитация".
2. Рассмотреть принципы и структуру социальной реабилитации инвалидов.
3. Определить основные направления социальной реабилитации.
4. Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Изучить социальную работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на практике.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа. марина.docx

— 2.40 Мб (Скачать файл)

1) запрещение дискриминации  по признаку инвалидности в  отношении всех вопросов, касающихся  всех форм занятости, включая  условия приема на работу, найма  и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных  и здоровых условий труда;

2) защита прав инвалидов  наравне с другими на справедливые  и благоприятные условия труда, включая равные возможности и  равное вознаграждение за труд  равной ценности, безопасные и  здоровые условия труда, включая  защиту от домогательств, и удовлетворение  жалоб;

3) обеспечение того, чтобы  инвалиды могли осуществлять  свои трудовые и профсоюзные  права наравне с другими;

4) наделение инвалидов  возможностью эффективного доступа  к общим программам технической  и профессиональной ориентации, службам трудоустройства и профессиональному  и непрерывному обучению;

5) расширение на рынке  труда возможностей для трудоустройства  инвалидов и их продвижения  по службе, а также оказание  помощи в поиске, получении, сохранении  и возобновлении работы;

6) расширение возможностей  для индивидуальной трудовой  деятельности, предпринимательства, развития  кооперативов и организации собственного  дела;

7) наем инвалидов в  государственном секторе;

8) стимулирование найма  инвалидов в частном секторе  с помощью надлежащих стратегий  и мер, которые могут включать  программы позитивных действий, стимулы и другие меры;

9) обеспечение инвалидам  разумного приспособления рабочего  места;

10) поощрение приобретения  инвалидами опыта работы в  условиях открытого рынка труда;

11) поощрение программ  профессиональной и квалификационной  реабилитации, сохранения рабочих  мест и возвращения на работу  для инвалидов.

  В России утвержден  Перечень приоритетных профессий  рабочих и служащих, овладение  которыми дает инвалидам наибольшую  возможность быть конкурентоспособными  на региональных рынках труда (Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 № 150). Не смотря на то, что  Перечень содержит не только  рабочие специальности, но и профессии, требующие квалификации (такие, как  программист, юрист, ювелир и другие), как правило, людей с ограниченными  возможностями готовы принимать  только  на  низкоквалифицированную или неквалифицированную работу - сторожа, уборщика, подсобного рабочего, курьера. Такие вакансии зачастую не соответствуют ни индивидуальным трудовым рекомендациям, ни уровню образования, ни профессиональным навыкам тех, кто ищет работу. При приеме на работу работодатель должен оценивать в первую очередь реальную способность того или иного лица выполнять конкретную работу. Если человек имеет физический недостаток, это не значит, что он не может выполнять умственную работу. В результате при посредничестве службы занятости работу находят  единицы, желающих трудиться. При решении этой проблемы возможно использование зарубежного опыта – в ряде стран инвалидам обеспечивается предпочтительный прием на работу по некоторым специальностям (например, в Греции – курьеры, уборщики, садовники, секретари в приемной; в Словении закон обязывает некоторые организации при приеме на работу операторов телефонной станции оказывать предпочтение незрячим людям и т.д.). Большие возможности обучения и трудоустройства дает Интернет, такие сферы как веб-дизайн, программирование. С помощью компьютерных технологий может быть решена проблема занятости инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для которых передвижение составляет наибольшую сложность. Следует отметить, что работа по формированию службы реабилитации инвалидов, содействующей их занятости, адаптации к трудовой деятельности, рациональному трудоустройству, как и создание центров профессиональн6ой реабилитации инвалидов, находится еще только в начальной стадии своего становления. В отдельных регионах страны создаются специальные рабочие места для инвалидов за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье в результате несчастного случая на производстве или вследствие профессионального заболевания, должны создаваться за счет средств работодателей, где они произошли.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Социально-средовая реабилитация

Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Необходимость социально-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, бытовых потребностях.

Этот этап реабилитации включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-средовое образование, социально-средовую адаптацию.

Социально-средовая ориентация  понимается, как процесс формирования умения человека в статусе инвалида ориентироваться в окружающей среде - жилой, градостроительной, образовательной, производственной.

Социально-средовое образование - это процесс обучения инвалида навыкам пользования вспомогательными устройствами окружающей среды для осуществления жизнедеятельности. Этот процесс включает обучение навыкам пользования пандусом, поручнями, совмещая их с навыками пользования индивидуальными вспомогательными средствами передвижения. При социально-средовом обучении, наряду с потребностями инвалида, учитываются требования эргономики к психофизическому статусу инвалида. Эргономика – наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность, снижающих затраты энергии10.

В ходе социально-средового обучения достигается социально-средовая адаптация как результат приспособления инвалида к объектам жизнедеятельности посредством использования вспомогательных устройств и безбарьерной градостроительной среды. Итог социально-средовой адаптации инвалида - адаптированность инвалида в доступной для него среде жизнедеятельности.

Социально-средовая адаптация крайне необходима для инвалидов с нарушениями способности к двигательной активности, которая возникает вследствие отсутствия конечности и дистальных её отделов, отсутствия или нарушения произвольной подвижности конечностей, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей.

В соответствии с указанными двигательными нарушениями находятся и ограничения жизнедеятельности: снижение способности передвигаться; снижение способности ходить; снижение способности преодолевать препятствия или подниматься по лестнице; снижение способности поддерживать позу; снижение способности действовать руками; снижение способности поднимать; снижение способности держать, способности фиксировать предмет, удерживая его; снижение способности доставать, способности протягивать руку и тянуться за предметами.

Социально-средовая адаптация инвалидов имеет специфические особенности в зависимости от характера среды жизнедеятельности.

В жилых помещениях обеспечивается возможность беспрепятственного перемещения инвалида за счёт устранения порогов между комнатами и при выходе на балкон, установки горизонтальных настенных поручней, облегчающих передвижение.

Для инвалидов, пользующихся кресло-колясками , предусматривается широкий дверной проём лифта, пандус при выезде из подъезда, перила и поручни при сходе с лестницы.

Градостроительная среда предусматривает для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата устранение архитектурно-строительных барьеров. Благоприятная  градостроительная среда для инвалида - это: низкие бордюрные камни, пандусы в подземных переходах, оборудованные поручнями, островки безопасности на оживлённых транспортных магистралях.

При нарушениях функций нижних конечностей в умеренно выраженной степени функциональных расстройств инвалид пользуется опорной тростью, при выраженной - костылями, при значительной выраженности - креслом-коляской.

В соответствии с указанными требованиями определяется необходимость приспособления транспорта к потребностям инвалидов:

  • человеку с тростью необходимы низкие ступени при входе (выходе) в транспортное средство;
  • человеку с костылями для обеспечения доступности пользования транспортом необходимо оборудование транспортного средства специальными низкими ступеньками при входе/выходе, в салоне - удобное место с возможностью фиксации костылей;
  • инвалиду на кресло-коляске необходимо обеспечить вход (выход) в городской транспорт специальным подъёмником, оборудовать специальную площадку в салоне автобуса, троллейбуса с фиксатором  кресло-коляски.

В производственной среде в целях социально-средовой реабилитации инвалидов предусматривается компактное расположение производственных и вспомогательных помещений, указывающих путь передвижения, ближайшее к входу расположение цехов, где работают инвалиды, соблюдение безопасности движения транспорта по пути следования инвалидов, специально оборудованные рабочие места, позволяющие инвалиду с наименьшими затратами энергии осуществлять производственный процесс и производить продукцию. Производственная среда предусматривает специальную адаптацию инвалидов с учётом специфики предприятия, расположения цехов и т. д.

Основное место в реабилитационном воздействии занимает обучение инвалида жизни с инвалидностью; формирование образа нового «Я» и нового вынужденного образа жизни. Социальная реабилитация инвалидов в широком её понимании включает необходимость обучения их навыкам социального общения, социальной независимости, навыкам проведения досуга, участия в спортивных мероприятиях, обучение умению решать личные проблемы: создать семью, воспитать детей и т. п. Важным для инвалида являются знания своих прав и льгот, гарантированных государством.

Сущность и содержание социальной реабилитации инвалида непосредственным образом связаны с социальной интеграцией, которая представляет процесс подготовки и готовность инвалида к выходу в общество, с одной стороны, и готовность общества принять инвалида - с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Правовое обеспечение  социальной реабилитации лиц  с ограниченными возможностями  здоровья

 

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:

– «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»;

– «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»;

– «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность»;

− «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;

– «Инвалиды должны, быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.),11 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.)12.

Еще раньше, в июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов»13. В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.1999 N 1186,

от 24.09.2007 N 1216), «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.1999 N 1474).

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- соблюдение прав человека  и гражданина;

- предоставление государственных  гарантий в сфере социального  обслуживания;

- равные возможности в  получении социальных услуг;

- преемственность всех  видов социального обслуживания;

- ориентация социального  обслуживания на индивидуальные  потребности граждан пожилого  возраста и инвалидов;

- ответственность органов  власти всех уровней за обеспечение  прав граждан, нуждающихся в социальном  обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

· социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

· полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

Информация о работе Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья