Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:38, дипломная работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды" "реабилитация".
2. Рассмотреть принципы и структуру социальной реабилитации инвалидов.
3. Определить основные направления социальной реабилитации.
4. Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Изучить социальную работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на практике.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа. марина.docx

— 2.40 Мб (Скачать файл)

       Уникальность  и инновационность проекта «Дорогой  добра» заключается в том, что  с помощью работы волонтёров  в регионе создана бесплатная, оборудованная комната на базе  центра по работе с детьми  и подростками «Волжские зори»  МБУ «СИМБИРЦИТ». Создание комнаты  позволило  ребятам с ограниченными  возможностями в здоровье и  их родителям, комфортно, интересно  и  с пользой проводить своё  свободное время.

Создание группы в социальной сети «В контакте»30, под руководством старших ребят с ограниченными возможностями позволило  общению ребят со сверстниками, заведению новых знакомств, получить обучающее видео творческих мастер-классов, найти ответы на актуальные вопросы, с помощью виртуальных обсуждениях в группе.

     Комплекс мероприятий, творческие конкурсы, экскурсии, общение  со сверстниками позволило всем  участникам проекта найти новых  друзей, раскрепоститься, поверить  в себя, с помощью эмоциональной  поддержки друг друга.

Волонтёры проекта (воспитанники подростково-молодёжных клубов, сотрудники  МБУ «СИМБИРЦИТ», активные подростки и молодёжь г. Ульяновска, партнёры по реализации проекта) организуют досуг для ребят с ограниченными возможностями в комнате поддержки, с помощью организации и проведения мероприятий, творческих мастер-классов.

Сотрудничество с Всероссийским фондом Андрея Первозванного позволило в рамках проекта обучению и  проведению мастер классов на высоком уровне.

       По окончании  реализации проекта «Дорогой  добра» досуговая комната для  детей, подростков, молодёжи с ограниченными  возможностями в здоровье и  их родителей  продолжает  свою  работу, на сегодняшний день комнату  посещают 40 детей от 5 до 13 лет, 10 подростков  от 14 до 16 лет и 7 ребят в возрасте  от 17 до 21 года. Задействовано более 200 волонтёров.

     2013 год был объявлен в Ульяновской области «Годом равных возможностей». В Ульяновской области последовательно проводилась работа по социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов.

     Однако в сложившейся системе  поддержки семей с детьми-инвалидами  при проведении мероприятий по  социальной реабилитации и интеграции  детей-инвалидов в среду здоровых  сверстников можно выделить ряд  проблем, решить которые можно  только объединив усилия всех  ведомств, занятых реабилитацией  и интеграцией детей-инвалидов  и их семей. 31

В этой связи необходимо:

- перейти  от «заявительного» принципа  работы с детьми-инвалидами к  
адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;

- обеспечить  безусловное предоставление в  полном объёме установленных  действующим законодательством  государственных гарантий по  комплексной медико-социальной реабилитации;

- создать  межведомственную систему постоянного  мониторинга потребностей детей  с ограниченными возможностями  здоровья, детей с риском развития инвалидности и детей-инвалидов и лиц, осуществляющих уход за ними, в услугах в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты населения;

- оптимизировать  и переструктурировать сеть реабилитационных  учреждений, находящихся в ведении  исполнительных органов государственной  власти Ульяновской области, в  целях приближения их к месту  жительства детей-инвалидов и  обеспечения «активного» социального  патронажа.

      Еще одним серьёзным препятствием  для решения проблем инвалидов  является «неготовность» сообщества  воспринимать их равными членами  общества, признавать равенство  их прав на образование, труд, досуг, занятия физической культурой  и спортом, на общественную и  политическую деятельность. Как  следствие, вовлечённость инвалидов  в образовательные процессы, общественно  полезный труд, физкультуру и  спорт, общественную жизнь пока  остаётся низкой.32

   Недостаточное информирование общества  и стереотипное отношение к  инвалидам лишают детей-инвалидов  возможности совместного обучения  или просто общения со сверстниками, ограничивая тем самым круг  общения  
детей-инвалидов и развивая в них комплексы.

      В общеобразовательных организациях  должны быть введены занятия  по пониманию инвалидности, построенные  таким образом, чтобы дети могли  прочувствовать каждую ситуацию  на своём личном опыте и  поделиться своими эмоциями и  чувствами с другими ребятами, предоставлена возможность формировать  своё отношение к инвалидам, общаясь  с ними напрямую.

     В ходе этой работы у обучающихся  необходимо сформировать адекватное  отношение к людям-инвалидам, понимание, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают  те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.

       Организации, имеющие отношение  к реабилитации инвалидов, необходимо  оснастить современным специальным  оборудованием и внедрить самые  современные технологии и методики, в том числе для занятий  физкультурой  и спортом, для интеллектуального  развития и профессионального  самоопределения.

       Параллельно с медицинским и  педагогическим сопровождением  важным для ребёнка-инвалида и  его семьи является и социальное  сопровождение.

       Необходимы учреждения,  где дети-инвалиды могут расти и учиться  
рядом с ровесниками, получать не только общее, но и профильное образование, овладеть доступными для них видами профессий, определить свой профессиональный выбор и будущую жизнь, подготовленные специалисты в сфере инклюзивного образования, инфраструктура, благоприятная для ребёнка-инвалида (детские площадки, группы в детских садах, приспособления в школах, сделанные с учётом потребностей таких детей).

      Важнейшим элементом реабилитации  должно стать выстраивание системы  психологического и реабилитационного  сопровождения как самих детей-инвалидов, так и их ближайшего окружения (родителей, братьев и сестёр,  других родственников)33.

       Для этого должны быть внедрены  новые подходы к работе с  семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в целях их адаптации, минимизации  стрессов и жизненных рисков. Нужно не просто помочь ребёнку-инвалиду  через тех, кто помогает ему  каждый день, но и помочь тем, кто помогает инвалиду.

      Привлечение средств массовой  информации к  формированию толерантного отношения к инвалидам трудно переоценить. Очевидно, что без должного участия средств массовой информации «равные возможности» останутся лишь благим пожеланием. Необходимо предпринять всё зависящее, чтобы донести до населения ценности «равных возможностей» через проведение массовых мероприятий, средства наглядной агитации, раздачу материалов на улицах, рассылку по почте, всеми другими доступными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями это процесс который является целостным и комплексным; выпадение или пропуск того или иного направления или формы реабилитации не только ведут к ущемлению возможностей социального функционирования для индивида с ограниченными возможностями, но также и к неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Для этого и нужно использовать в работе с клиентами индивидуальную программу реабилитации.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что социальная реабилитация инвалидов имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.

Проанализировав научную литературу о социальной реабилитации инвалидов, мы выяснили, что социальная реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалидам не только приспособиться к окружающей их среде, но и оказывать воздействие на их непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает их интеграцию в общество.

Также мы выявили, что для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

Проведя это исследование, мы выявили содержание понятий "инвалидность ", "инвалиды", "реабилитация», рассмотрели  принципы и структуру социальной реабилитации инвалидов, определили основные направления социальной реабилитации, рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, изучили социальную  работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на практике.

Поставленные нами задачи были выполнены.

Таким образом, мы приходим к итоговому выводу, что социальная реабилитация инвалидов является восстановлением способностей к социальному функционированию.

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ . – 03.03.2014. – № 9. – ст. 851.
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ.– 27.11.1995.– N 48.– ст. 4563.
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ.– 27.11.1995.– N50.– ст. 4872.

 

  1. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (ред. от 03.11.1999) // Собрание актов Президента и Правительства РФ.– 05.10.1992.– № 14. – ст. 1097.
  2. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (ред. от 24.09.2007) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 05.10.1992. – № 14.– ст. 1098.
  3. Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 № 59 «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» (с изм. от 05.09.1998) // Собрание законодательства РФ.– 30.01.1995.– № 5. – ст. 416.
  4. О Декларации прав и свобод человека и гражданина : постановление  ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. –  1991. – № 52.– ст. 1865.
  5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа:   http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12211/?frame=1. –(12.03.2014)
  6. Веричева, О. Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество / О. Н. Веричева // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 76-82.
  7. Головко, С.   Реабилитационные возможности общественных организаций инвалидов в региональной социальной политике / С. Головко // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – № 1. – С. 89-92.
  8. Жигарева, Н. П.   Особенности трудовой реабилитации инвалидов в психоневрологическом интернате / Н. П. Жигарева // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – № 3. – С. 78-84.
  9. Иванов, А. В.   Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов и модель её дальнейшего развития / А. В Иванов // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 3. – С. 78-85.
  10. Коновалова, М. П.   Инвалид - общество - библиотека: учебно-методическое пособие. Вып. № 41 / М. П. Коновалова. - Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. – 136 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 41).
  11. О правах инвалидов // Библиотекарь: юридический консультант. - 2012. – № 3. – С. 2-80.
  12. Ожегов, С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. – Москва : Оникс-Лит, 2014. – 1376 с.
  13. Словарь финансовых и экономических терминов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа:   http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=jt;div=LAW. – (12.03.2014).
  14. Циткилов, П. Я.   Технология социальной работы: учебное пособие / П. Я. Циткилов. - Москва: Дашков и К: Наука-Спектр, 2011. –   447 с.
  15. http://soc-work.ru/article/426
  16. http://msekuban.ru/reabil/socreabil/
  17. http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/8887/
  18. http://docs.cntd.ru/document/463704421
  19. http://allbest.ru/
  20. http://www.zabota73.ru/files/Postanovlenie%204260.pdf
  21. http://ulpressa.ru/2013/11/29/territoriya-ravnyih-vozmozhnostey/
  22. http://vk.com/sim73
  23. http://vk.com/club41460589

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Работа волонтёров  с детьми, подростками и молодёжью с ограниченными возможностями в здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://allbest.ru/

2 http://allbest.ru/

3 http://allbest.ru/

 

4 http://allbest.ru/

 

5 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа:   http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12211/?frame=1. –(12.03.2014).

6 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12211/?frame=1.

7 Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 марта 2012 г. N 23401

8 Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 № 240  (в ред. от 26.09.2013 N 845) «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями»

 

9 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

 

10 Словарь финансовых и экономических терминов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=jt;div=LAW. – (12.03.2014).

 

 

11 Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

12 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

 

13 УКАЗ от 27 июля 1992 года N 802 О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов.

 

14 Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

 

15 Федеральный закон от 24. 11. 1995 № 181 –Ф3 (ред. 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в российской Федерации».

16 allbest.ru

17 Федеральный закон от 24. 11. 1995 № 181 –Ф3 (ред. 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в российской Федерации».

 

18 allbest.ru

19 http://ulpressa.ru/2013/11/29/territoriya-ravnyih-vozmozhnostey/

 

20 http://socpolicy.ru/wp-content/uploads/2012/02/SW_with_Disabled.pdf

 

21 http://socpolicy.ru/wp-content/uploads/2012/02/SW_with_Disabled.pdf

 

22 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. М, 2000. С.36

23 http://socpolicy.ru/wp-content/uploads/2012/02/SW_with_Disabled.pdf

 

24 http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/8887/

 

25 http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/8887/

Информация о работе Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья