Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:38, дипломная работа
Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды" "реабилитация".
2. Рассмотреть принципы и структуру социальной реабилитации инвалидов.
3. Определить основные направления социальной реабилитации.
4. Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Изучить социальную работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на практике.
Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее. Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка – инвалида может строится на основе выбранных методов, например:
- психотерапия;
- игротерапия;
- библиотерапия;
- музыкотерапия;
- куклотерапия;
- хобби -терапия;
- гарденотерапия;
- элементы анималотерапии и др. не менее эффективные методы.
Важной задачей психотерапии детей с особенностями развития является развитие у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективными направлениями психотерапии являются те виды, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка21.
Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам: воде, песку,
веточкам, камешкам и т.д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. «Для коррекционных целей специалисты используют сюжетно - ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями»22.
Арттерапевтическое рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т.д. На эмоциональное состояние детей благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия, в частности, вокал. Он способствует стабилизации эмоционального состояния и т.д. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии. Метод хобби - терапии способствует расширению сознания и совершенствованию взаимодействия с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности: макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, флористике, цветоводстве, пении, танцах, спорте, кукольном театре. При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях к тому или иному виду деятельности23.
Гарденотерапия – это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей при работе в саду, к выращиванию цветов и растений по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. Тогда как гарденотерапия - это работа с растениями, то анимало - или зоотерапия - это система лечения общением с животными. Общение с животными стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом, можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности. Наиболее подходящими для анималотерапии, конечно, являются кошки, собаки, волнистые попугайчики, морские свинки.
В социальном обслуживании детей с ограниченными возможностями в здоровье необходим учет характера проблемы, а также особенностей ребёнка с инвалидностью, его или её возможностей, которые могут быть представлены ближайшим социальным окружением – семьей, родственниками, друзьями; образования, профессии, способностей к творчеству и так далее.
В Ульяновской области в системе социальной защиты населения функционируют учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе24:
- областное государственное
- областное государственное
возможностями «Подсолнух» на 50 мест дневного
пребывания;
- государственное
- областное государственное
- областное государственное
Инновационные методы работы вышеуказанного
центра позволяют
осуществлять реабилитационные мероприятия
для 700 детей-инвалидов,
проживающих в Кузоватовском, Старокулаткинском,
Павловском, Радищевском, Новоспасском,
Николаевском районах по месту жительства.
Главный смысл этой работы – вовлечение
родителей, воспитывающих детей-инвалидов,
в процесс реабилитации своих детей.
В Ульяновской
области реализованы программы
Фонда, мероприятия которых были
направлены на помощь семьям,
воспитывающим детей-инвалидов. Так,
в рамках программы Фонда «
Более 420 специалистов
учреждений социального
В рамках Областного
28 выездов, оказана на местах
практическая помощь несовершеннолетним,
учителям, родителям, жителям в форме консультаций,
семинаров, тренингов. Всего было охвачено
работой открытой приёмной 1049 человек,
из них
290 несовершеннолетних.
По программе Фонда
«Раннее вмешательство»
Выездная бригада
специалистов областного
Каждые две недели
месяца по средам в
68 семьям предложены
индивидуальные программы
Плановый патронат проведён
в 132 семьях в муниципальных
В рамках региональной
программы Ульяновской области
«Мы разные, но мы вместе» отработана
система творческой
Следует отметить, что
число детей-инвалидов, участвующих
в отдельных мероприятиях, выросло
в 5 раз. А выставка-конкурс
игр и фестивальных мероприятий (как на
муниципальном, так и на региональном
уровне).
Для некоторых
детей-инвалидов, участвующих в работе
творческих мастерских в 2012 году,
приобретённые знания
25 специалистов
учреждений социального
Группа детей
с ограниченными возможностями
здоровья чрезвычайно
- общественное мнение, предрассудки и сложившиеся стереотипы;
- нетолерантность родителей
- недостаточная компетентность (по
мнению родителей детей-
Поэтому для успешной
интеграции детей-инвалидов в
сообщество сверстников
В 2012 году на территории города Ульяновска Муниципальное бюджетное учреждение по работе с подростково – молодёжными клубами «СИМБИРЦИТ» начало реализацию проекта «Дорогой добра» (Приложение 1).
Цель данного проекта: организация досуга, развитие творческих, физических и интеллектуальных способностей детей, подростков и молодёжи с ограниченными возможностями в здоровье с помощью волонтёрского отряда подростков и молодёжи.
Информация о работе Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья