Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:38, дипломная работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды" "реабилитация".
2. Рассмотреть принципы и структуру социальной реабилитации инвалидов.
3. Определить основные направления социальной реабилитации.
4. Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Изучить социальную работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на практике.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа. марина.docx

— 2.40 Мб (Скачать файл)

       Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации. Программа реабилитации - это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.      Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого ребенка – инвалида может строится на основе выбранных методов, например:

- психотерапия;

- игротерапия;

- библиотерапия;

- музыкотерапия;

- куклотерапия;

- хобби -терапия;

- гарденотерапия;

- элементы анималотерапии  и др. не менее эффективные методы.

        Важной задачей психотерапии детей с особенностями развития является развитие у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок. Наиболее эффективными направлениями психотерапии являются те виды, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка21.

       Игротерапия - наиболее распространенный метод работы с детьми. Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам: воде, песку,

веточкам, камешкам и т.д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. «Для коррекционных целей специалисты используют сюжетно - ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам.  Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями»22.

 

 

     Арттерапевтическое рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т.д. На эмоциональное состояние детей благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия, в частности, вокал. Он способствует стабилизации эмоционального состояния и т.д. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии. Метод хобби - терапии способствует расширению сознания и совершенствованию взаимодействия с окружающим миром. Здесь ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности: макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, флористике, цветоводстве, пении, танцах, спорте, кукольном театре. При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях к тому или иному виду деятельности23.

         Гарденотерапия – это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении детей при работе в саду, к выращиванию цветов и растений по собственному выбору. Педагог объясняет детям, для чего предназначены те или иные растения, какие конкретно условия им необходимы, помогает посадить и ухаживать за ними. Тогда как гарденотерапия - это работа с растениями, то анимало - или зоотерапия - это система лечения общением с животными. Общение с животными стимулирует у ребенка желание и умение слушать, учиться трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом, можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности. Наиболее подходящими для анималотерапии, конечно, являются кошки, собаки, волнистые попугайчики, морские свинки.

    В социальном обслуживании детей с ограниченными возможностями в здоровье необходим учет характера проблемы, а также особенностей ребёнка с инвалидностью, его или её возможностей, которые могут быть представлены ближайшим социальным окружением – семьей, родственниками, друзьями; образования, профессии, способностей к творчеству и так далее.

          В Ульяновской области в системе социальной защиты населения функционируют учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе24:

- областное государственное казённое  учреждение социального обслу-живания  «Детский дом-интернат для глубоко  умственно отсталых детей «Родник»  в с. Максимовка» на 200 мест постоянного  проживания, в учрежде-нии находятся 146 детей-инвалидов;

- областное государственное казённое  учреждение социального обслуживания  «Реабилитационный центр для  детей и подростков с ограниченными  
возможностями «Подсолнух» на 50 мест дневного пребывания;

- государственное образовательное  казённое учреждение начального  профессионального образования  «Специальное (коррекционное) профессиональное  училище-интернат в г. Димитровграде»  на 155 мест, с общежитием на 60 мест;

- областное государственное казённое  учреждение социального обслуживания  «Реабилитационный центр для  детей и подростков с ограниченными  возможностями «Восхождение» в  с. Большие Ключищи» на 30 мест  круглосуточного пребывания в  смену продолжительностью 21 день;

- областное государственное бюджетное  учреждение «Центр социального  обслуживания «Парус надежды»  в р.п. Кузоватово».

Инновационные методы работы вышеуказанного центра позволяют  
осуществлять реабилитационные мероприятия для 700 детей-инвалидов,  
проживающих в Кузоватовском, Старокулаткинском, Павловском, Радищевском, Новоспасском, Николаевском районах по месту жительства. Главный смысл этой работы – вовлечение родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в процесс реабилитации своих детей.

      В Ульяновской  области реализованы программы  Фонда, мероприятия которых были  направлены на помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Так, в рамках программы Фонда «Круг  заботы» создан «Кризисный центр  для малолетних матерей и их  детей «Маленькая мама», где обслуживаются 3 малолетние мамы, клуб для беременных  «Новая жизнь» посетили 186 женщин, выездная консультационная служба  провела 208 консультаций, оказана помощь  в трудоустройстве 15 взрослым и 12 подросткам. На учёте тьюторов, работающих  с семьями, находящимися в социально  опасном положении,  состоит 151 семья группы риска по лишению родительских прав. Осуществлено 1099 посещений семей. Проведены 364 психологических консультации, 735 социально-педагогических консультаций, 77 коррекционных занятий и тренингов с несовершеннолетними, 103 массовых мероприятия, в которых принимали участие в том числе и семьи группы риска по социальному сиротству.25

     Более 420 специалистов  учреждений социального обслуживания, работающих с семьями и детьми, повысило свою профессиональную  компетентность.

   В рамках Областного агитпоезда  «За здоровый образ жизни и  здоровую, счастливую семью» была  организована работа открытой  приёмной. Специалисты  выезжали в 9 районов Ульяновской области, где было организовано  
     28 выездов, оказана на местах практическая помощь несовершеннолетним, учителям, родителям, жителям в форме консультаций, семинаров, тренингов. Всего было охвачено работой открытой приёмной 1049 человек, из них  
290 несовершеннолетних.

     По программе Фонда  «Раннее вмешательство» специалистами  служб раннего вмешательства  в течение 2012 года с детьми  было проведено 510 индивидуальных  занятий, 253 групповых и подгрупповых  занятия по развитию игровой активности, познавательной деятельности, обучению навыкам общения, самообслуживания и самоконтроля, развитию эмоционально-волевой сферы, социально-бытовой адаптации.

     Выездная бригада  специалистов областного государственного  казённого учреждения социального  обслуживания «Реабилитационный  центр для детей и подростков  с ограниченными возможностями  «Подсолнух» осуществляла диагностику  и проводила консультирование  семей, воспитывающих детей-инвалидов, в консультационных пунктах на  выездах.26

     Каждые две недели  месяца по средам в муниципальных  образованиях Ульяновской области  организовывались консультационные  пункты в районном посёлке  Майна и районном посёлке Карсун, по четвергам – в районном  посёлке Сурское и районном  посёлке Вешкайма, а также городе  Инзе. За прошедший период были  проведены 484 первичных консультации  специалистов, повторных встреч  с детьми и родителями в  консультационных пунктах – 68, оформлены 73 характеристики для детей, направляемых  в другие учреждения. На выездах  было обследовано 132 ребёнка  раннего возраста, родителям даны рекомендации по коррекции нарушений развития. Всего более 120 родителей получили медицинские, педагогические, психологические, социально-правовые услуги.

       68 семьям предложены  индивидуальные программы развития  ребёнка с учётом возможностей  помощи специалистов учреждений  социального обслуживания по  месту жительства; акцент сделан  на оздоровлении в домашних  условиях, краткосрочном включении  в группы сверстников, использовании  форм традиционной народной культуры  в воспитании ребёнка «с особенностями». Дети, нуждающиеся в дополнительных  индивидуальных занятиях специалистов, после первичного приёма, как  правило, направляются на занятия  в группу поддержки игровой  деятельности (от 1-4 раз в месяц  до 1 раза в неделю).

    Плановый патронат проведён  в 132 семьях в муниципальных образованиях  Ульяновской области бригадой  специалистов, состоящей из педиатра, педагога-психолога, специалиста по  социальной работе.27

   В рамках региональной  программы Ульяновской области  «Мы разные, но мы вместе» отработана  система творческой реабилитации  и интеграции детей-инвалидов. Участие  детей с ограниченными возможностями  здоровья на  равных условиях  со здоровыми детьми в фестивалях, выставках и конкурсах, где жюри  оценивает работы детей без  скидки на инвалидность; в праздниках, где дети-инвалиды – равноправные  не только участники, но и организаторы;  в совместных экскурсиях в  парки и выездах за город  помогает преодолеть барьеры  среды одним  и изменить отношение к проблемам инвалидности другим.28

     Следует отметить, что  число детей-инвалидов, участвующих  в отдельных мероприятиях, выросло  в 5 раз. А выставка-конкурс компьютерного  творчества «Новые грани искусства», детский карнавал «Симбирёнок», новогодний марафон  «В кругу друзей» приобрели статус традиционных.  Накоплен опыт организации летних лагерей палаточного типа для интегрированных групп детей (семей с детьми). Появился спрос на данный вид отдыха у родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Родители предложили сделать выезды за город более регулярными, а палаточный лагерь у целебных источников рядом с санаторием имени В.И.Ленина в районе с.Ундоры, в котором можно пройти курс оздоровительной терапии (как детям, так и взрослым), сделать постоянным летним лагерем. Целесообразно и далее использовать эти мероприятия как средства интеграции и преодоления изолированности семей с детьми-инвалидами. В рамках реализации настоящей Программы планируется расширить организацию профильных и интегрированных смен, спортивных  
игр и фестивальных мероприятий (как на муниципальном, так и на региональном уровне).

      Для некоторых  детей-инвалидов, участвующих в работе  творческих мастерских в 2012 году, приобретённые знания определили  выбор профессии    (фотография, делопроизводство, компьютерный дизайн) и помогают в настоящее время уже во взрослой жизни не только успешно учиться ремеслу, но и зарабатывать. Поэтому система программных мероприятий предполагает организацию деятельности Ресурсного центра, в мастерских-студиях которого будут проводиться реабилитационные мероприятия и допрофильная подготовка детей-инвалидов по индивидуальным программам, переобучение родителей, созданы рабочие места с гибким графиком, организовано издание информационно-методических материалов Программы.

        25 специалистов  учреждений социального обслуживания, прошедших курс обучения методам  работы с сетью социальных  контактов детей-инвалидов, отмечают, что применение новых технологий  работы позволяет эффективнее  и быстрее решать проблемы  семей. В целом доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, приближается к плановым 35 процентам.

       Группа детей  с ограниченными возможностями  здоровья чрезвычайно неоднородна. А так как каждая из перечисленных  выше сфер ещё и находится  в ведении разных министерств  и ведомств, к трудностям организации  доступности среды прибавляются:

- общественное мнение, предрассудки  и сложившиеся стереотипы;

- нетолерантность родителей детей  «без особенностей» и опасение  родителей детей-инвалидов возможного  негативного отношения;

- недостаточная компетентность (по  мнению родителей детей-инвалидов) педагогов общеобразовательных  организаций в вопросах воспитания  и обучения детей-инвалидов и  неготовность педагогического состава  общеобразовательных организаций  к внедрению инклюзии.29

     Поэтому для успешной  интеграции детей-инвалидов в  сообщество сверстников принципиальное  значение имеет устранение не  только физических, но и «отношенческих  барьеров», с этим прекрасно справляется  Муниципальное бюджетное учреждение  по работе с подростково –  молодёжными клубами «СИМБИРЦИТ».

      В 2012 году на территории города Ульяновска Муниципальное бюджетное учреждение по работе с подростково – молодёжными клубами «СИМБИРЦИТ» начало реализацию проекта «Дорогой добра» (Приложение 1).

      Цель данного проекта: организация досуга, развитие творческих, физических и интеллектуальных  способностей детей, подростков и молодёжи с ограниченными возможностями в здоровье с помощью волонтёрского отряда подростков и молодёжи.

Информация о работе Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья