Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 11:38, дипломная работа

Описание работы

Цель: проанализировать социальную реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Выявить содержание понятий "инвалидность", "инвалиды" "реабилитация".
2. Рассмотреть принципы и структуру социальной реабилитации инвалидов.
3. Определить основные направления социальной реабилитации.
4. Рассмотреть правовое обеспечение социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Изучить социальную работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на практике.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа. марина.docx

— 2.40 Мб (Скачать файл)

· стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

· срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.)

· социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.

Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются следующие социальные услуги:

1) одиноким гражданам (одиноким  супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере  ниже прожиточного минимума;

2) гражданам пожилого  возраста и инвалидам, имеющим  родственников, но получающим пенсии  ниже прожиточного минимума;

3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой  доход которых ниже прожиточного  минимума.

Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150% прожиточного минимума.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

На 1 января 2005 г. в полной или частичной оплате социальных услуг нуждались все без исключения граждане пожилого возраста и инвалиды более половины субъектов Российской Федерации, где оплата труда всего трудоспособного населения была менее 150% прожиточного минимума. Ниже черты бедности находятся более 80% населения страны. Особенно высока бедность в таких регионах, как Новгородская, Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская, Читинская области; республики Марий Эл, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-балкарская, Карачаево-черкесская, Северная Осетия, Удмуртия, Республика Алтай, Тыва.

Понятно, что администрации этих регионов страны не в состоянии обеспечить не только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством. Все население этих регионов от мала до велика, получает доход ниже прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя федеральные органы.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»14 система социального обслуживания поделена на два основных сектора – государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в российской Федерации»15. Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

Закон обязывает все органы власти, руководителей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.

Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).

Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.16

Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов, Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т.д.

Помимо федеральных законов социальным работникам необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»17 не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона).

Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ‹‹О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие размеры социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, в том числе и «на работу», которую обсуживает криминал – попрошайничество, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всего необходимого с детства, прожить не в состоянии.

Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др.

Таким образом, нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Они в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.18

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практика в социальной  работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

2.1. Социальная  работа с инвалидами на примере  города Ульяновска и Ульяновской  области.

      В Ульяновске сегодня  проживают около 68 тысяч людей  с ограниченными физическими  возможностями. Из них инвалидов  первой группы — 5400 человек, 37400 имеют  вторую группу инвалидности, третью  — 25000 человек. 2700 — дети-инвалиды.

     Единственным источником  дохода для большинства из  них является пенсия, однако существующий  уровень пенсионного обеспечения  не удовлетворяет даже минимальных  потребностей. Особенно низкий размер  пенсии у инвалидов, потерявших  трудоспособность в молодом возрасте. Сложившаяся ситуация требует  повышения эффективности и защищенности  системы социальных гарантий  для инвалидов, а также выработки  новых форм и методов работы  с целью обеспечения комплексной  реабилитации инвалидов, проживающих  в Ульяновске, и интеграции их  в обществе. А это возможно  только при условии обеспечения  беспрепятственного доступа к  объектам социальной инфраструктуры.

     Администрацией города  утверждена муниципальная программа  «Социальная поддержка населения  муниципального образования «город  Ульяновск» «Забота» на 2014 год».

       Включенные в  программу мероприятия являются  одним из приоритетных направлений  социальной политики города. В  них входят и совершенствование  службы социального такси, создание  комфортных условий проживания  маломобильных людей в городской  инфраструктуре, их медицинское  обслуживание и взаимодействие  с общественными объединениями  инвалидов.

       В программе  наступающей декады инвалидов  город подготовил массу мероприятий, среди которых встречи сотрудников  администрации районов города  с инвалидами по вопросам их  социальной поддержки и большое  количество культурно-массовых мероприятий. Но руководство Ульяновска на  протяжении многих лет главной  задачей в деле создания безбарьерной  среды для людей с ограниченными  возможностями считает реальную, повседневную, системную работу  с теми, кто нуждается в нашей  помощи и поддержке.19

      На наш взгляд самой незащищённой категорией людей с ограниченными возможностями в здоровье являются дети.

       Технологии реабилитации детей – инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение родителями занятий по обучению основам социально - медицинской реабилитации, собраний родителей, с целью конкретизации дальнейшей работы с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

       В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей можно рассмотреть психолога - педагогическую, социально - правовую, социально - медицинскую работу. К основным направлениям психолога - педагогической работы относятся диагностика уровня психического развития и навыков ребенка; составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка; организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально - бытовой ориентации; психологическое консультирование родителей; обучение родителей основам реабилитации; освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий; определение критериев эффективности реабилитации; разработка методик для социально - бытовой ориентации20.

        Основными функциями социально – правовой реабилитации является:

осуществление связи с учреждениями социальной защиты с целью активизации социального потенциала семьи и ребенка; сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях; правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательства; организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти; привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество; консультации юриста.  В задачу социально - медицинской работы входят: осуществление психодиагностики ребенка с целью прогноза возможностей его реабилитации и определения его реабилитационного потенциала; составление карт комплексной реабилитации детей; оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи; проведение диагностических мероприятий; организация необходимой консультативной помощи специалистов; внедрение и использование новых высокоэффективных технологий реабилитации. Отдельную пользу приносят уроки социально - бытовой ориентировки. Важным в коррекционной работе является одновременное воздействие на двигательную и речевую системы дифференцированно, в зависимости от форм и степени нарушений.

Информация о работе Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья