Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе и характеристике государственной системы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:
рассмотреть систему источников, регулирующих отношения, связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
изучить социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……...5
1.1. Правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………6
1.2. Социальные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей…………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………...17
2.1. Условия и порядок усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….18
2.2. Институт приёмной семьи: содержание договора о передаче ребенка, права и обязанности приемных родителей и детей……………………………26
2.3. Социальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….30
2.4. Современное состояние опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без родителей……………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КАЛМЫЦКИЙ ФИЛИАЛ
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По ПМ 01. МДК 01.01
«Право и организация социального обеспечения»
Тема: «Правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Выполнил студент III курса
Группа ПС-3
Кайлакаев Давид
Специальность:
4002.01 «Право и организация
социального обеспечения»
Проверила: Сангаджиева Э. Н.
Элиста, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……...5
1.1. Правовые основы социальной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей…………………
1.2. Социальные гарантии детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей………………………………………………………
ГЛАВА 2. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………...17
2.1. Условия и порядок
усыновления (удочерения) детей, оставшихся
без попечения родителей………………………………………………………
2.2. Институт приёмной
семьи: содержание договора о
передаче ребенка, права и обязанности
приемных родителей и детей…………
2.3. Социальные учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей………………………………………………………
2.4. Современное состояние
опеки и попечительства как
формы устройства детей, оставшихся
без родителей……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..43
ВВЕДЕНИЕ
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.
Сегодня в России около 950 тысяч детей-сирот, 750 тысяч из которых живут в приемных семьях, остальные в детских домах. Ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот. Всего в стране до 1500 и более детских домов, в которые помимо государства большую помощь вносят фонды и НКО. Сколько на самом детей-сирот не знает никто, так как ежедневно сиротами в России становятся около 300 детей, которых выявляют и направляют в приюты и дома ребенка. Ежегодно из стен детского дома выходит от 13 до 15 тысяч выпускников сиротских учреждений. После выпуска из стен детского дома в общество встраивается только 7-10 % выпускников. Период выпускника детдома длится от 10 до 30 лет, нередко пожизненно. В вузы поступает не более 5-7 %, 70 % поступает в ПТУ, 15-26 % нигде не учатся.85 тысяч детей-сирот не имеют закрепленного жилья.12-15% граждан желают взять сирот в свои семьи1.
Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей-сирот, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.
Цель исследования заключается в анализе и характеристике государственной системы социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период.
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.
Сиротство - это перманентная социальная проблема. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социально-правовой защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Российское государство путём всенародного голосования 12 декабря 1993г. принимает Конституцию РФ2, одной из конституционных основ которой является социальная политика государства, направленная на защиту материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан.
1.1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка3. При рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу4.
Всеобщая декларация прав человека провозгласила человека и гражданина свободным и независимым субъектом общественных отношений, определяя его права и свободы как личные, неотчуждаемые и присущие ему от рождения, – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и другие нематериальные блага5. Особое значение занимает институт семьи. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства6. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечивать соответствующую альтернативу семейной заботе либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми в таких случаях. Усилия по выполнению этих обязательств должны учитывать культурную принадлежность ребенка7.
Социальная защита ребёнка, лишенного семейной среды, относится к одной из функциональных обязанностей государства, на государство возлагается обязанность по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства 8.
Указанные положения нашли своё отражение в российском законодательстве. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ставит главными целями государственной политики в интересах детей - недопущение их дискриминации, установление основных гарантий прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей9. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, инвалиды, беженцы и др.), имеют право на особую защиту со стороны нашего государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Необходимость укрепления семьи, защита прав каждого отдельного ее члена, включая ребенка, в новых социально-экономических условиях развития нашего общества является приоритетами современного семейного законодательства10. Гарантиями выступают - недопущение произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечение гарантий осуществления и охраны семейных прав граждан, а также установление правовых механизмов, понуждающих граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей. Функции по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к сфере деятельности органов опеки и попечительства.
Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Одной из важнейших нормативно-правовых основ социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон РФ «О дополнительных мерах по государственной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»11, устанавливающий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные начала российского семейного законодательства - это основополагающие идеи, определяющие задачи и политику законодательного регулирования семейных отношений, а вместе с ними и отношений по социально-правовой защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные начала определяются с учетом социальной значимости семьи и семейных отношений, а также нравственных ценностей, культурных традиций, необходимых условий благополучия граждан в социальном государстве.
1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Меры государственной поддержки правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»12. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров13.
Финансирование целевых программ осуществляется каждым субъектом РФ отдельно, кроме федеральных государственных образовательных организаций, финансирование которых осуществляет бюджет Российской Федерации.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, устанавливаются следующие социальные гарантии:
- дополнительные гарантии права на образование;
- дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение;
- дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение;
- дополнительные гарантии права на труд;