Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:06, контрольная работа

Описание работы

Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты министерства и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и нормативно – правовые акты социальной защиты населения 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты населения 5
1.2 Основные нормативно – правовые акты социальной защиты населения
8
2 Организационно – правовые формы социальной защиты населения 11
2.1 Государственные организационно – правовые формы 11
2.2 Негосударственные организационно-правовые формы 26
3 Социальной защиты населения Курганской области 33
3.1 Характеристика главного управления социальной защиты населения по курганской области
33
3.2 Итоги работы главного управления по социальной защите населения Кургана в 2011 г.
40
Заключение 43
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 

3

1 Понятие и нормативно  – правовые акты социальной  защиты населения 

5

1.1 Сущность и основные  направления социальной защиты  населения 

5

1.2 Основные нормативно  – правовые акты социальной  защиты населения

 

8

2 Организационно –  правовые формы социальной защиты населения

11

2.1 Государственные организационно  – правовые формы

11

2.2 Негосударственные организационно-правовые формы

26

3 Социальной защиты  населения Курганской области 

33

3.1 Характеристика главного  управления социальной защиты населения по курганской области

 

33

3.2 Итоги работы главного  управления по социальной защите  населения Кургана в 2011 г.

 

40

Заключение 

43

Список используемой литературы

45


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В действующем законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни.

Формирование системы  социальной защиты населения как  особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.

В новых экономических  условиях он «пришел на замену» термина  «социальное обеспечение», использовавшегося  в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был  введен термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.

Социальная  защита - система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных  минимальных достаточных условий  жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Сегодня социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Основные права граждан  в сфере социальной защиты закреплены в ст.18 Конституции РФ. Регулирование  социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют  форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области  и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты министерства и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и нормативно – правовые акты социальной защиты населения

 

    1. Сущность и основные направления социальной защиты населения

Политические и социально-экономические  процессы конца ХХ века в России сопровождались ростом негативных социальных явлений — массовой бедности, безработицы, детской беспризорности и др. В  этих условиях особенно актуальной сажала реализация важнейшей функции социальной политики государства – социальной защиты населения. В её понимании можно выделить несколько позиций. Одна из них связана с распространением социальной защиты в основном на нетрудоспособных и малообеспеченных людей. Другая определяет её более широко – как защиту человека от отрицательного воздействия окружающей среды. Термин «социальная защищенность» («социальная безопасность») впервые появился в США в 1935 г. и обозначал систему мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и других негативных явлений.

Социальная защита направлена на соблюдение социальных прав и гарантий, создание условий, необходимых для  нормальной жизнедеятельности людей, уменьшение отрицательного влияния  факторов, снижающих их качество жизни. По сути, социальная защита — это защита от социальных и профессиональных рисков, постоянно продуцируемых обществом, от отрицательного воздействия неблагоприятных факторов социальной среды. Общество и государство осуществляют социальную защиту, если человек не может самостоятельно противостоять воздействию отрицательных факторов внешней социальной среды1.

Социальная защита как  одна из основных функций социальной политики государства должна иметь  всеобщий характер. Во-первых, она должна распространяться на всех членов общества и граждан государства.

Во-вторых, она предполагает обеспечение условий для доступа  человека к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг. В-третьих, социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека от рождения до его смерти. Вместе с тем, социальная защита осуществляется дифференцированно с учетом различных социальных групп, слоев и категорий населения.

В современных исследованиях  отмечается, что в мире сложилось  в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократическая  – с высокой ролью государства  в обобществлении доходов и  существенным значением общенациональных  социальных механизмов управления;

2) неолиберальная –  с меньшей степенью государственного  вмешательства в социально-экономические  процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

а) государственную, которая  опирается на принцип поддержки государством социально уязвимых слоёв населения и предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи;

б) частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием доходов от собственной трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности, а также личных сбережений.

Среди основных форм социальной защиты выделяют: законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальное вспомоществование; социальное обслуживание; целевые социальные программы.

Основные направления  социальной защиты:

1. Социальная защита  трудоспособного населения. 

2. Социальная защита  детства. 

3. Социальная защита  нетрудоспособных граждан. 

4. Социальная защита  семьи. 

5. Социальная защита  молодёжи.

Для трудоспособного  населения важно создать условия, обеспечивающие баланс прав, обязанностей и интересов. Человек должен иметь  возможность в полной мере осуществлять самостоятельно экономическую созидательную  деятельность, получая достойное  вознаграждение за свой труд. Основными источниками дохода должны стать денежные сбережения, имущество, недвижимость, ценные бумаги. При этом гражданин должен быть уверен, что в сложных жизненных ситуациях он получит поддержку государства, которое обеспечит занятость, стабильную выплату заработной платы и социальных пособий, охрану здоровья и создание безопасных условий труда.

Социальная защита детей  направлена на реализацию наилучших  возможностей для их воспитания и  развития, материального благополучия, доступного образования. В особом внимании нуждаются сироты и дети из неблагополучных семей, которые в полной мере испытывают удары негативных социальных факторов. Преодоление отчуждения этих детей от общества, защита их прав, недопущение эксплуатации взрослыми — важнейшие задачи государства. Очень значимой проблемой является обеспечение равного доступа детей к бесплатным услугам учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. Социальные риски, подстерегающие детей, разнообразны и опасны: врождённые и приобретённые травмы и заболевания, плохое питание, безнадзорность и бродяжничество, появление вредных привычек, негативные физические и психологические воздействия со стороны взрослых. В России 760 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их число увеличивается каждый год на 120-130 тысяч. Одним из актуальных направлений социальной защиты этих детей должна стать деинституционализация — создание условий для проживания и воспитания вне казённых домов и интернатов, в семьях. Одним из основных принципов социальной защиты должен стать детоцентризм. Защиту интересов ребёнка следует считать основной задачей деятельности всех структур государственной власти.

 

1.2 Основные нормативно – правовые акты социальной защиты населения

В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

Глава 1 Конституции РФ – «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:

1. Российская федерация - социальное  государство, политика которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается: гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.

Глава 2 Конституции РФ – «Права и свободы человека и  гражданина» - отличается общей демократической  направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.

Информация о работе Социальная защита населения