Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:06, контрольная работа

Описание работы

Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты министерства и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и нормативно – правовые акты социальной защиты населения 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты населения 5
1.2 Основные нормативно – правовые акты социальной защиты населения
8
2 Организационно – правовые формы социальной защиты населения 11
2.1 Государственные организационно – правовые формы 11
2.2 Негосударственные организационно-правовые формы 26
3 Социальной защиты населения Курганской области 33
3.1 Характеристика главного управления социальной защиты населения по курганской области
33
3.2 Итоги работы главного управления по социальной защите населения Кургана в 2011 г.
40
Заключение 43
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Международные правовые акты являются действующими, если они  заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).

К источникам права социального  обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.

2 Организационно – правовые формы социальной защиты населения

 

2.1 Государственные организационно  – правовые формы

К государственным  организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: льготы, доступное здравоохранение, пенсионное обеспечение, доступное образование, система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, меры социальной поддержки.

Действующая система  социальной защиты в России базируется на принципах:

-поощрительности,  – властными структурами с  целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;

-заявительности, – социальная помощь предоставляется  нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

-патернализма, обозначающего государственную  опеку («отеческую заботу») по  отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

1. Льготы. Политически ангажированная поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии.

 В настоящее  время свыше 70% россиян имеют  разнообразные льготы по разным  основаниям. Такое положение привело  к непомерной нагрузке на федеральный  и местные бюджеты, льготы стали  обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения.

Решить эту  сложнейшую экономическую и этическую  проблему можно только во взаимосвязи  с другими проблемами:

-доходов и  расходов населения, и, прежде  всего, в сфере доходов от  трудовой деятельности;

-реформирования  пенсионной системы;

-упорядочения  медицинского и пенсионного страхования;

-соблюдения  государством конституционных и  иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;

-создания рынка  социальных товаров и услуг,  защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

-воспитания  культуры населения в аспекте  рыночных взаимоотношений в социальной  сфере.

Модернизация  политики льгот, а именно так следует  рассматривать эту проблему, требует  концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

2. Доступное здравоохранение. Охрана здоровья граждан в России — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья2.

Доступность здравоохранения, наряду с повышением качества государственных  и частных медицинских услуг, является одной из важнейших задач  национального проекта «Здоровье» и демографической политики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 году составляли 3,9 % ВВП, а уже в 2007 году выросли до 4,4 % ВВП3. Общие расходы на здравоохранение (в абсолютных цифрах) в 2007 году составили 493 долл. на человека.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют целый комплекс прав граждан в области охраны здоровья, в их число входят такие права как:

Право граждан  Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17). Закреплено, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья и это право обеспечивается, в том числе, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Право граждан  на оказание им первой помощи (ст.19 Основ).

Право граждан  на медико-социальную помощь(ст.20 Основ), включающее в себя право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах и гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Комплекс прав для отдельных категорий и  групп граждан (военных, несовершеннолетних, беременных женщин, заключенных и др.) закреплен в ст.21-29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Таким образом  государство не только на правовом уровне старается обеспечить доступность  здравоохранения всем своим гражданам (а в особенности социально  незащищенным слоям населения), но и тратит на реализацию своих целей в сфере здравоохранения колоссальные средства.

3. Пенсионное обеспечение в РФ. Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В стране продолжается пенсионная реформа. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом4.

Законом установлены  следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца5.

Тарифы страховых  взносов на пенсионное страхование  составляют, в процентах от заработной платы застрахованных лиц (за исключением  отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы):

1) в 2010 году — 20 %; при этом, для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 14 % направляются на финансирование страховой части, а 6 % — на финансирование накопительной части трудовой пенсии;

2) начиная с  2011 года — 26 %; при этом, для  лиц 1966 года рождения и старше  все 26 % направляются на финансирование  страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения  и моложе 20 % направляются на финансирование  страховой части, а 6 % — на финансирование накопительной части трудовой пенсии6.

С заработной платы, получаемой от одного работодателя и  превышающей 415 тыс. руб., страховые  взносы с 1 января 2010 года не взимаются7.

Трудовая пенсия по старости — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее пяти лет страхового стажа8.

 Отдельные  категории граждан, указанные  в статьях 27, 27.1 и 28 Федерального  закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих  частей:

1) страховой  части; 

2) накопительной  части. До 1 января 2010 года существовала  также базовая часть трудовой пенсии по старости, но с 1 января 2010 года она была объединена со страховой частью в связи с отменой единого социального налога9.

Размер трудовой пенсии по старости определяется как  сумма её страховой и накопительной  частей10.

Расчетный пенсионный капитал и размер страховой части трудовой пенсии подлежит периодической индексации в соответствии с уровнем роста цен и ростом уровня среднемесячной заработной платы11.

В соответствии с Постановлениями Правительства  РФ от 21.03.2009 № 248, от 25.03.2008 № 205, 27.03.2007 № 183, от 24.03.2006 № 166, от 11.07.2005 № 417, от 15.03.2004 № 141, от 13.03.2003 № 152 расчетный пенсионный капитал увеличен с 2002 по 2008 года в 3,423 раза.

В настоящее  время Правительством РФ разрабатывается  законопроект о возможности выплаты негосударственной пенсии за счет пенсионных накоплений по выбору застрахованного лица.

В соответствии с законопроектом срок выплаты такой  негосударственной пенсии должен составлять не менее 5 лет. Таким образом, пенсионеры в будущем могут получить право на получение повышенной пенсии в течение 5 или более лет, а после истечения этого срока они будут получать только страховую часть пенсии.

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»12.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца  имеют нетрудоспособные члены семьи  умершего кормильца, состоявшие на его  иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца13.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная  государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию14.

Федеральные государственные  гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с ней.

Лица, проходившие  военную службу, службу в органах  внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба15.

Гражданам, не имеющим  по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия16.

Информация о работе Социальная защита населения