Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:06, контрольная работа

Описание работы

Нормативные правовые акты по социальной защите населения имеют форму федеральных и региональных законов, в которых закрепляются права граждан в этой области и меры по осуществлению нормативных положений в сфере защитных функций государства. К числу иных правовых актов, регулирующих процедуры социальной защиты, относятся указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ; правила, инструкции, приказы и другие нормативные акты министерства и федеральных ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и нормативно – правовые акты социальной защиты населения 5
1.1 Сущность и основные направления социальной защиты населения 5
1.2 Основные нормативно – правовые акты социальной защиты населения
8
2 Организационно – правовые формы социальной защиты населения 11
2.1 Государственные организационно – правовые формы 11
2.2 Негосударственные организационно-правовые формы 26
3 Социальной защиты населения Курганской области 33
3.1 Характеристика главного управления социальной защиты населения по курганской области
33
3.2 Итоги работы главного управления по социальной защите населения Кургана в 2011 г.
40
Заключение 43
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

-малоимущим  семьям;

-гражданам за  особые заслуги перед Отечеством;

-гражданам,  имеющим право на льготы (учащимся, пенсионерам, работникам спецгосучреждений  и др.);

-молодым семьям (программы улучшения жилищных  условий и др.);

-прочие меры  социальной поддержки.

 

2.2 Негосударственные организационно-правовые формы

С развитием  в России, в последние десятилетия, рыночных отношений значительное место  в секторе социальной защиты и  обеспечения населения заняли негосударственные  формы социальной защиты населения.

К негосударственным  организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся:

-добровольное  социальное страхование;

- благотворительность;

- частные системы  здравоохранения.

1. Добровольное социальное страхование. На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование.

Цель социального  страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для  трудового населения и компенсация  при наступлении страховых случаев. Государство перестает быть единственным собственником средств производства и главным страхователем, но оно остается одним из участников системы социального страхования. Его основными функциями становятся:

- формирование  экономических и правовых предпосылок,  условий для становления и  развития социального страхования,  включая содействие развитию инфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования, определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;

- гарантирование  социальной защиты в области  социального страхования, контроль  за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;

- посредничество  в области трудовых отношений  с целью согласования интересов  субъектов этих отношений;

- оказание необходимой  целевой помощи наиболее социально-уязвимым  категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.

Добровольное  социальное страхование, как дополнительное социальное страхование, призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков. Этот вид страхования имеет договорную основу и регулируется преимущественно нормами гражданского права.

Договор страхования  может заключаться работодателем  либо самим гражданином, заинтересованным в дополнительной страховой защите. Добровольное социальное страхование, кроме того, может обеспечивать защиту от социальных страховых рисов тех граждан, которые не подлежат отдельным видам социального страхования в обязательном порядке. С точки зрения социальной защиты работников в процессе труда наибольшее значение имеет не индивидуальное добровольное страхование, а коллективное (корпоративное) страхование. Например, развитие корпоративного страхования от несчастных случаев и болезней позволяет обеспечить более высокий уровень социальной защищенности работника по следующим причинам:

- обеспечение защиты граждан и членов их семей по рискам, не охваченным обязательным страхованием, а также осуществление дополнительного страхового покрытия по рискам, подлежащим обязательному социальному страхованию;

- при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусмотрен ограниченный период ответственности страховщика (исполнение застрахованным трудовых обязанностей). Договор добровольного коллективного страхования может распространяться не только на время исполнения застрахованным трудовых обязанностей, время в пути к месту работы и обратно, но и на свободное время, где бы в этом момент он не находился;

- расходы на добровольное корпоративное страхования от несчастных случаев и болезней в размере 15 тыс. рублей в год на одного работника можно отнести на счет затрат на оплату труда, то есть включить в себестоимость (глава 25 Налогового кодекса РФ)22. При этом страховой тариф при корпоративном страховании значительно ниже, чем при индивидуальном.

В целом система  корпоративного страхования дает возможность  работодателю современными методами решить ряд важных для предприятия задач:

- повысить заинтересованность работников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия в целом;

- закрепить на предприятии наиболее ценные кадры;

- привлечь на работу квалифицированных сотрудников;

- оптимизировать затраты на социальную защиту работников;

- создать систему материального поощрения сотрудников.

Корпоративным страхованием должны быть охвачены все  работники предприятия, заключившие  трудовые или гражданско-правовые договора с работодателем. Размер взносов, условия  назначения и величина страховых  выплат должны определяться в договоре найма, а в более широком рассмотрении — в коллективном договоре работодателя и работников.Введение корпоративного страхования на предприятии направлено на создание дополнительных социальных гарантий для работников и членов их семей, поэтому положение о корпоративном страховании может быть включено в социальный кодекс предприятия, что широко практикуется в развитых странах.

2. Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

Формы выражения  благотворительной деятельности

-передача имущества,  в том числе денег;

-бескорыстное  выполнение работ, оказание услуг  (деятельность про боно);

-иная поддержка.

Под иной поддержкой в данном контексте понимается:

1)гуманитарная  помощь: предоставление продовольствия, одежды, лекарств и другой гуманитарной  помощи.

2)социальная  помощь: добровольная работа с  незащищенными слоями населения,  детьми, престарелыми и инвалидами.

3)бесплатные  услуги юриста: оказание услуг  в профессиональной деятельности  благотворительным, общественным  и иным некоммерческим организациям, а также частным лицам, которые не могут подобную помощь оплатить. Как правило, подобные услуги оказываются юристами в виде бесплатной юридической помощи. Эта деятельность не включает в себя иную благотворительную деятельность, не связанную с непосредственным применением навыков юриста, в частности финансирование различных программ и проектов, организация и проведение мероприятий, передача в дар вещей или денежных средств и т. п.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться  в форме учреждения, если ее учредителем  является благотворительная организация.

Благотворительный фонд - фонд, ведущий благотворительную  деятельность. Фонды ведут различные  социально ориентированные программы  или занимаются распределением грантов. Деятельность фонда определяется в  его уставных документах. Фонды могут  изыскивать средства на свою деятельность несколькими способами:

-получение благотворительных  пожертвований от организаций  и частных лиц;

-получать гранты  и целевое финансирование из  других благотворительных фондов;

-вести коммерческую  деятельность;

-инвестировать собственные средства в ценные бумаги, хранить в депозите и пр.;

-вести другую  не противоречащую законодательству  финансовую деятельность.

Кроме того, существует церковная благотворительность. Церковной  благотворительностью в России и  СНГ занимается Русская Православная Церковь, Римско-католическая церковь и некоторые протестантские церковные общины. Диаконическое служение Русской Православной Церкви связано с деятельностью Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.

3. Частные системы здравоохранения. Частная медицинская практика – оказание услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан, средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций в соответствии с заключенными гражданско-правовыми договорами23.

В соответствии с законодательством  об охране здоровья (ч. 4 ст. 57 Основ), разновидностью частной медицинской практики является народная медицина, то есть деятельность народных целителей, применяющих методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанных на утвердившихся народных традициях, но не зарегистрированных в установленном порядке органами здравоохранения. В связи с тем, что данная сфера деятельности непосредственно затрагивает здоровье населения в целом и конкретного человека в частности, она должна подвергаться наибольшему, особому контролю со стороны государства.

Для реализации особого  контроля над соблюдением прав граждан на охрану здоровья в области осуществления медицинской и фармацевтической деятельности используется установленный законодательством разрешительный порядок – лицензирование, предполагающее, прежде всего, предварительный контроль над лицами, желающими быть допущенными на рынок медицинских (фармацевтических) услуг. Поэтому основным условием законности занятия частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью является получение соответствующей лицензии, поскольку данные виды деятельности отнесены законом к числу лицензируемых24.Частная медицинская практика и частная фармацевтическая деятельность строится в строгом соответствии с действующим законодательством об охране здоровья граждан, в связи, с чем правом на занятие частной медицинской деятельностью обладают исключительно медицинские работники, которые должны иметь:

а) высшее или среднее  медицинское и фармацевтическое образование, а также специальное  звание;

б) сертификат специалиста;

в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Минздравом РФ (установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Социальной защиты населения Курганской области

 

3.1 Характеристика главного управления социальной защиты населения по курганской области

Главное управление социальной защиты населения Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения на территории Курганской области25.

 Главное управление  обладает правами юридического  лица, имеет расчетные и иные  счета в кредитных организациях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца.

 Главное управление  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации,  федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Уставом и законами Курганской области, указами и распоряжениями Губернатора Курганской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Курганской области и настоящим Положением.

Задачи Главного управления:

1) повышение качества  уровня жизни отдельных категорий граждан;

2) создание необходимых  условий для обеспечения всеобщей  доступности и общественно приемлемого  качества социальных услуг;

3) снижение уровня  социального неравенства.

Главное управление осуществляет следующие функции:

1) социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов;

2) социальная поддержка  граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации;

3) социальная поддержка  детей-сирот, безнадзорных детей,  детей, оставшихся без попечения  родителей (за исключением детей,  обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), детей-инвалидов;

Информация о работе Социальная защита населения