Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:56, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности государственно-правовых основ системы защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях.
Задачи работы:
- рассмотреть право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание;
- перечислить основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- изучить формы социального обслуживания;
- рассмотре
Введение
В современном развитом обществе
долголетие становится нормой жизни, причем
основная проблема заключается в
качестве долголетия. У человека, по
мере старения, изменяется не только его
состояние здоровья, но и происходит
определенная переориентация жизненных
интересов, потребностей, меняется социальный
статус в обществе, семье. К старости
человек приобретает целый ряд
заболеваний, преимущественно хронического
течения с частыми
Одной из характерных особенностей
периода пожилого и старческого
возраста, как у относительно здоровых,
так и у больных людей является
наступающая социально-
Неспособность инвалидов
самостоятельно справляться с повседневными
заботами приводит к зависимости
от других людей, что вызывает у многих
чувство неполноценности, бессилия,
нежелания дальнейшего
Конституцией Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Это означает, что государство берет на себя обязательства способствовать сохранению и продлению полноценной жизни пожилого человека и инвалида, признает свой долг перед ним. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты, на функционирование которой отпускаются бюджетные средства. Все трудоспособное население, все общество в целом, поддерживает пожилых и старых сограждан. Конкретное выражение социальная защита пожилых находит в системе льгот на жилье, лекарства, проезд, предметы первой необходимости для пожилых, ветеранов и инвалидов, предоставлении государственной пенсии по старости и т.п.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.
Социальное обслуживание
включает в себя совокупность социальных
услуг (уход, организация питания, содействие
в получении медицинской, правовой,
социально-психологической и
Деятельность в сфере социальной защиты и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
- соблюдения прав человека
и гражданина;
- предоставления государственных гарантий
в сфере социального обслуживания;
- обеспечения равных возможностей в получении
социальных услуг и их доступности для
граждан пожилого возраста и инвалидов;
- преемственности всех видов социального
обслуживания;
- ориентации социального обслуживания
на индивидуальные потребности граждан
пожилого возраста и инвалидов;
- приоритета мер по социальной адаптации
граждан пожилого возраста и инвалидов;
- ответственности органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и учреждений, а также должностных лиц
за обеспечение прав граждан пожилого
возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам пожилого возраста
и инвалидам обеспечивается возможность
получения достаточных для
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается.
На основе федерального перечня гарантированных государством социальных услуг устанавливается территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, утверждаемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта Российской Федерации.
В связи со всем вышеперечисленным выбранная тема является весьма актуальной в нашем обществе.
Цель работы: Изучить особенности государственно-правовых основ системы защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях.
Задачи работы:
- рассмотреть право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание;
- перечислить основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- изучить формы социального обслуживания;
- рассмотреть Государственную политику и нормативно-правовые обоснования социальной защиты инвалидов;
- изучить основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
Объектом исследования является проблема защиты пожилых людей и инвалидов.
Предметом исследования являются государственно-правовые основы система защиты пожилых людей и инвалидов.
Степень научной разработанности. Проблемы пожилых людей и инвалидов изучаются и анализируются в научных трудов ученых: Е.И. Холостовой "Социальная работа с инвалидами", Н.Ф. Басова «Социальная работа с людьми пожилого возраста». Н.Ф. Дементьевой «Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан» и в ряде других работ.
Структура курсовой работы:
-введение (актуальность
темы исследования, цель работы,
задачи поставленные для
-основная часть (две
главы, в первую главу
-заключение;
-список использованной работы.
Глава I. Основные положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
1.1. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание
Конституция РФ в ст. 7 установила,
что Российская Федерация - социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный
Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.
В статье 5 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание2.
Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.
Пожилым гражданин будет считаться при достижении им определенного возраста. Данным возрастным барьером считается 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Подтвердить данный факт человек может просто предъявлением паспорта, других документов для этого не требуется. Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п. 5 - 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со
стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Признание гражданина инвалидом
осуществляется при проведении медико-социальной
экспертизы исходя из комплексной оценки
состояния организма гражданина
на основе анализа его клинико-
Вторым обязательным условием
для наличия самого юридического
факта будет являться то, что такой
гражданин должен нуждаться в
постоянной или временной посторонней
помощи. Это возможно по причине
частичной или полной утраты возможности
самостоятельно удовлетворять свои
основные жизненные потребности
вследствие ограничения способности
к самообслуживанию и (или) передвижению.
Но возможно, что это будут и
какие-то другие причины, по которым
можно судить о такой неспособности
гражданина самому удовлетворять свои
потребности и т.д. На практике, когда
обращаются в органы социальной защиты
с заявлением, они не выясняют факт
нуждаемости в посторонней
Именно наличие первого
и второго обстоятельства в совокупности
дает состав самого юридического факта,
основания для получения
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов