Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить особенности государственно-правовых основ системы защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях.
Задачи работы:
- рассмотреть право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание;
- перечислить основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- изучить формы социального обслуживания;
- рассмотре

Файлы: 1 файл

главное.docx

— 68.49 Кб (Скачать файл)

Цель государственной  социальной политики в отношении  граждан старшего поколения –  устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп  населения и рационального использования  финансовых и других ресурсов.

Социальная политика в  отношении пожилых людей базируется на трех направлениях: социальной защите, социальной помощи и социальном обслуживании11.

Социальная защита – это  комплекс экономических, социальных и  правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста. Например, социальная защита инвалидов, среди  которых большинство граждан  пожилого и старческого возраста определяется, как «система гарантированных  государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам  условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности  и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

«Социальная помощь – это  обеспечение в денежной или натуральной  форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению».

Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам  пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных или муниципальных  учреждениях. «Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов  представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных  граждан в социальных услугах».

Социальная защита реализуется  через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить  благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска; через поддержку, представляющую собой помощь, необходимую  старым людям для сохранения максимально  возможного уровня самостоятельности; и через представительство, т.е. защиту интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для  оказания необходимой помощи. Социальная защита стратегического уровня –  это направления государственной  социальной политики в отношении  пожилых людей. Особенностью ее на современном  этапе является перенос центра тяжести  непосредственно на места (адресность, «участковый принцип»). Это могут  быть как учреждения социальной защиты и социального обслуживания, так  и семья пожилого человека. Принято  положение о территориальной  социальной службе, которая предназначается  для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание  жизнедеятельности пожилых и  старых граждан, остро нуждающихся  в социальной защите12.

Социальная защита и социальное обслуживание реализуется на государственном, муниципальном уровнях и в  секторе негосударственного социального  обслуживания.

Государственный сектор состоит  из органов управления социальной защитой  и социальным обслуживанием РФ, органов  субъектов РФ, а также учреждений социальной защиты и социального  обслуживания, находящихся в федеральной  собственности и собственности  субъектов РФ. К ним можно отнести  Министерство Труда и социального  развития РФ, Министерства субъектов  Федерации, Областные управления социальной защиты населения и т.п. Волгоградский  Областной геронтологический центр  имеет федеральное подчинение и  относится к государственному сектору  социальной защиты и социального  обслуживания.

Муниципальный сектор социальной защиты и социального обслуживания включает органы управления социальной защитой и социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Например, муниципальные центры социального обслуживания, дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального подчинения и т.п.

Негосударственный сектор социального  обслуживания объединяет учреждения по форме собственности не относящиеся  ни к государственным, ни к муниципальным, «а также лиц, осуществляющих частную  деятельность в сфере социального  обслуживания». К данному сектору  относятся, например, общественные ассоциации, профессиональные объединения, благотворительные  и религиозные организации13.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время  социальная стратегия государства  направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а  преимущественно на перераспределение  имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся  пенсионеры по старости, оказавшиеся  за чертой бедности.

О резком падении жизненного уровня пожилых граждан свидетельствует  увеличение почти в 1,5 раза обращений  по организации захоронения умерших  пенсионеров на безвозмездной основе14.

Для обеспечения достойной  жизнедеятельности престарелых  граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали  себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и  инвалидам адаптироваться в тяжелой  жизненной ситуации.

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность приобретает  организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных граждан по сниженным  ценам.

Проведенное исследование показало, что система социального обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.

Существующие законодательные  и правовые акты по организации социального  обслуживания и пенсионного обеспечения  граждан требует пересмотра и  доработок. Изучение эффективности  работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся  в социальной помощи.

Таким образом, социально-экономические  преобразования в России усилили  проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.

Как уже отмечалось, негативные последствия осуществляемых в стране реформ ухудшили социальный статус граждан  пожилого и старого возраста, поставили  их в крайне маргинальное положение  в обществе.

Поэтому в сложившихся  условиях трудно переоценить роль и  значение системы социального обслуживания населения в реализации комплекса  государственных мер по улучшению  условий жизнедеятельности, компенсации  утрат и вынужденных потерь, которые  понесли ветераны в последние  годы по независящим от них причинам.

Устойчивое повышение  уровня и качества жизни, поддержание  социально приемлемого образа жизни  граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям15:

- усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных - мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

- обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

- повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

- содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

- содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

- оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том числе специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

- предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства);

- создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

- стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;

- организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в тoм числе в семье;

- обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

В период до 2010 года предстоит  всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений  государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям  как к особой социально-демографической  группе и учитывающей основные формы  их жизнедеятельности. Имеется в  виду следующее:

Обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных  и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан  старшего поколения.

Осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне на предмет их возможного воздействия  и ожидаемых последствий для  жизнедеятельности граждан старшего поколения. Упрочение правового  механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских  услуг, обеспечения медицинской  и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического  благополучия граждан старшего поколения. Нормотворческая деятельность по совершенствованию  системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной. Осуществление  переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в  нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых  людей. Ознакомление представителей законодательной  и исполнительной власти, пожилых граждан и населения в целом с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении пожилых лиц. Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку16.

Обеспечение, пожилым людям  при наличии соответствующих  показаний доступности всех форм медицинской помощи, в том числе  амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии постоянного  контроля ее объема и качества, лекарственных  средств и изделий медицинского назначения. Создание в Российской Федерации разветвленной системы  геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов  и учреждений и располагающей  соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических  учреждениях. Совершенствование системы  геронтопсихиатрической помощи через  развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений  в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в  психиатрических стационарах, психосоматических  геронтологических отделений в  стационарах общего профиля, а также  структур социально-психологической  помощи пожилым людям. Улучшение  адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной  работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности  для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств  передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов