Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:56, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности государственно-правовых основ системы защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях.
Задачи работы:
- рассмотреть право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание;
- перечислить основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- изучить формы социального обслуживания;
- рассмотре
- обеспечение техническими
средствами ухода и
- обеспечение санитарно-
4) организация получения
образования инвалидами с
5) услуги, связанные с
социально-трудовой
6) правовые услуги;
7) содействие в организации ритуальных услуг.
Виды стационарных учреждений (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:
- дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;
- дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
- специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;
- психоневрологический интернат;
- реабилитационный центр
(отделение) для инвалидов
- дом-интернат (отделение) милосердия;
- геронтологический центр;
- геронтопсихиатрический центр;
- дом-интернат малой
- социально-оздоровительный центр.
Учреждения (отделения) социального
обслуживания граждан пожилого возраста
и инвалидов, оказывающие услуги
по предоставлению жилого помещения
в домах жилищного фонда
- специальный дом для одиноких престарелых;
- социальные квартиры.
Самостоятельное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов может носить одно из следующих наименований:
- дом-интернат;
- интернат;
- пансионат;
- центр;
- приют;
- гостиница.
Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке):
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- оказание материальной помощи;
- содействие в предоставлении временного жилого помещения;
- обеспечение бесплатным
горячим питанием или
- организация экстренной медико-психологической помощи;
- содействие в трудоустройстве;
- организация юридических и иных консультаций.
Подобные социальные учреждения оказывают так называемую вспомогательную социальную помощь, т.е. когда социальная помощь еще в полном объеме не нужна либо гражданин находится в таком состоянии, что вполне может обеспечить самостоятельно свои жизненные потребности, но нуждается в том, чтобы ему помогли, "подтолкнули" в нужном направлении.
Социально-консультативная
помощь. Социально-консультативная
помощь, оказываемая пожилым гражданам
и инвалидам, - единственная форма
социальной помощи, которая носит
скорее профилактический характер в
определенных группах риска. Такая
помощь оказывается населению в
целях психологической
Глава II. государственная политика социальной защиты инвалидов и лиц пожилого возраста.
2.1. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов
Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов7:
Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.
Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.
Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).
За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.
Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).
При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.
Государственная политика в
настоящее время остается основным
публичным механизмом в определении,
категоризации и легализации
инвалидности и продолжает быть существенным
элементом в конструировании
и поддержании зависимого статуса
людей с ограниченными
В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей8.
Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:
- наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.
-наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.
-судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.
-наличие неправительственных организаций инвалидов.
-доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.
-наличие безбарьерной физической и социальной среды.
Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире.
И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона "О социальной защите инвалидов в РФ", разработка проекта Закона РФ "О специальном образовании", создание реабилитационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике9.
Основными законами об инвалидах в РФ являются:
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с посл. изм. от 31.12.2005г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.
Постановление Правительства РФ "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" № 739 от 24.06.1996г.
Указ Президента РФ "О
мерах по профессиональной реабилитации
и обеспечению занятости
Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" № 195-ФЗ от 10.12.1995г.
Постановление Правительства РФ "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" №927 от12.08.1994г.
Указ Президента РФ "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов" № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)
Указ Президента Российской
Федерации "О научном и информационном
обеспечении проблем
Постановление Министерства социальной защиты населения РФ "О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержании" № 16-у от 23.06.1995г.
Постановление Министерства труда РФ "Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида" № 42 от 14.12.1996г.
Приказ Министерства образования
РФ от 18.06.2001г. № 2417 "О реализации
решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об
опыте работы вузов России по обеспечению
доступности высшего
Письмо Министерства образования
РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 "Об условиях приема
и обучения инвалидов в учреждениях
высшего профессионального
Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34).
Постановление Минтруда РФ
от 27.07.1999г. № 29 "Об утверждении Методических
рекомендаций по организации деятельности
социально-оздоровительных
Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 "О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения".
Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 "Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы".
Постановление Минтруда РФ
и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 "Об
утверждении Классификаций и
временных критериев, используемых
при осуществлении медико-
Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 "Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении".
Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда".
И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.
2.2. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
Социальная политика по отношению
к престарелым гражданам, как
и социальная политика нашего государства,
в целом, ее масштабы, направленность
и содержание на протяжении всей истории
страны находились под влиянием и
определялись социально-экономическими
и конкретными общественно-
Особенность социальной политики
государства в современных
Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов