Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить особенности государственно-правовых основ системы защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях.
Задачи работы:
- рассмотреть право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание;
- перечислить основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- изучить формы социального обслуживания;
- рассмотре

Файлы: 1 файл

главное.docx

— 68.49 Кб (Скачать файл)

- обеспечение техническими  средствами ухода и реабилитации;

- обеспечение санитарно-гигиенических  требований в жилых помещениях  и местах общего пользования;

4) организация получения  образования инвалидами с учетом  их физических возможностей и  умственных способностей:

5) услуги, связанные с  социально-трудовой реабилитацией;

6) правовые услуги;

7) содействие в организации  ритуальных услуг.

Виды стационарных учреждений (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- дом-интернат (пансионат)  для престарелых и инвалидов;

- дом-интернат (пансионат)  для ветеранов войны и труда;

- специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и  инвалидов;

- психоневрологический интернат;

- реабилитационный центр  (отделение) для инвалидов молодого  возраста;

- дом-интернат (отделение)  милосердия;

- геронтологический центр;

- геронтопсихиатрический  центр;

- дом-интернат малой вместимости;

- социально-оздоровительный  центр.

Учреждения (отделения) социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения  в домах жилищного фонда социального  использования:

- специальный дом для  одиноких престарелых;

- социальные квартиры.

Самостоятельное учреждение социального обслуживания граждан  пожилого возраста и инвалидов может  носить одно из следующих наименований:

- дом-интернат;

- интернат;

- пансионат;

- центр;

- приют;

- гостиница.

Услуги, предоставляемые  отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах  социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает  оказание разовых услуг остро  нуждающимся в социальной поддержке):

- обеспечение одеждой,  обувью и другими предметами  первой необходимости;

- оказание материальной  помощи;

- содействие в предоставлении  временного жилого помещения;

- обеспечение бесплатным  горячим питанием или продуктовыми  наборами;

- организация экстренной  медико-психологической помощи;

- содействие в трудоустройстве;

- организация юридических  и иных консультаций.

Подобные социальные учреждения оказывают так называемую вспомогательную  социальную помощь, т.е. когда социальная помощь еще в полном объеме не нужна  либо гражданин находится в таком  состоянии, что вполне может обеспечить самостоятельно свои жизненные потребности, но нуждается в том, чтобы ему  помогли, "подтолкнули" в нужном направлении.

Социально-консультативная  помощь. Социально-консультативная  помощь, оказываемая пожилым гражданам  и инвалидам, - единственная форма  социальной помощи, которая носит  скорее профилактический характер в  определенных группах риска. Такая  помощь оказывается населению в  целях психологической поддержки  инвалидов и пожилых граждан. Однако затрагивает она не только самих пожилых граждан и инвалидов, но и всех членов их семей, поскольку  в первую очередь проблемы с адаптацией и привыкание к новым условиям жизни начинается у инвалида или  пожилого гражданина именно из-за нездорового  восприятия в семье такого человека, которого стараются не замечать, а  в ряде случаев даже проявляют  агрессию по отношению к нему. Поэтому  определенный психологический настрой  тут надо создавать не столько  у самого инвалида или пожилого гражданина, сколько у членов его семьи.

 

Глава II. государственная политика социальной защиты инвалидов и лиц пожилого возраста.

 

2.1. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов

 

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам  и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении  инвалидов.

В течение последних 30 лет  в мире сложились устойчивые тенденции  и механизмы формирования такой  политики, поддержки правительствами  различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным  и общественным институтам в определении  и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов7:

Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных  с последствиями инвалидности.

Государство обеспечивает инвалидам  возможность достигнуть одинакового  со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

Инвалиды имеют право  жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится  сформировать условия независимой  жизни инвалидов (безбарьерная среда).

За инвалидами признаются права и обязанности граждан  данного общества. В компетенции  государства находятся способы  признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как  членов общества.

Государство стремится к  равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице  или провинции).

При реализации политики в  отношении инвалидов должны учитываться  особенности индивида или групп  инвалидов: все инвалиды в силу специфики  своего заболевания находятся в  разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в  настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации  инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании  и поддержании зависимого статуса  людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о  социальной политике в отношении  инвалидов наряду с одобрением и  принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а  качество и спектр существующих мер  социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые  требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно  говорить о готовности и возможности  обеспечивать заявленное и достигать  обозначенных целей8.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных  элементов, отражаемых в нормативном  закреплении прав инвалидов, прав и  обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных  организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении  инвалидов являются:

- наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

-наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

-судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

-наличие неправительственных организаций инвалидов.

-доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

-наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Современные российские законодательные  акты по части заботы и помощи людям  с ограниченными возможностями  в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире.

И хотя инвалиды, а также  их семьи по-прежнему наталкиваются  на барьеры во взаимопонимании и  общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона "О социальной защите инвалидов в РФ", разработка проекта Закона РФ "О специальном образовании", создание реабилитационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике9.

Основными законами об инвалидах  в РФ являются:

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с посл. изм. от 31.12.2005г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.

Постановление Правительства  РФ "О предоставлении бесплатного  социального обслуживания и платных  социальных услуг государственными социальными службами" № 739 от 24.06.1996г.

Указ Президента РФ "О  мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" № 394 от 25.03.1993г.

Федеральный закон "Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации" № 195-ФЗ от 10.12.1995г.

Постановление Правительства  РФ "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности" №927 от12.08.1994г.

Указ Президента РФ "О  мерах по обеспечению государственной  поддержки инвалидов" № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)

Указ Президента Российской Федерации "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" № 802 от 27.07.1992г.

Постановление Министерства социальной защиты населения РФ "О  пенсионном обеспечении детей, находящихся  на полном государственном содержании" № 16-у от 23.06.1995г.

Постановление Министерства труда РФ "Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе  реабилитации инвалида" № 42 от 14.12.1996г.

Приказ Министерства образования  РФ от 18.06.2001г. № 2417 "О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы вузов России по обеспечению  доступности высшего профессионального  образования для инвалидов"".

Письмо Министерства образования  РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 "Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях  высшего профессионального образования".

Разъяснение Минтруда РФ и  Фонда социального страхования  РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256 "О порядке  предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (утв. постановлением Минтруда РФ и  Фонда социального страхования  РФ от 4.04.2000г. № 26/34).

Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров  граждан пожилого возраста и инвалидов".

Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 "О рекомендациях  по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов  при учреждениях социальной защиты населения".

Приказ Минздрава РФ и  Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 "Об утверждении  формы направления детей в  возрасте до 16 лет на освидетельствование  в учреждения медико-социальной экспертизы".

Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 "Об утверждении Классификаций и  временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы".

Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 "Об утверждении  Примерного положения о реабилитационном учреждении".

Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 "О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам  наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда".

И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

 

2.2. Основные направления и механизмы реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения

 

Социальная политика по отношению  к престарелым гражданам, как  и социальная политика нашего государства, в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории  страны находились под влиянием и  определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими  задачами, стоявшими перед обществом  на том, или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.

Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести  при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно  на места. Социальная защита на ближайший  кризисный период предоставляет  собой комплекс дополнительных мероприятий  по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки  населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения10.

Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов